Агропромышленный комплекс, объединяющий все отрасли народного хозяйства по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведению до потребителя, производит продукты питания для удовлетворения потребностей населения, обеспечения продовольственной безопасности страны.
Вместе с тем аграрное производство находится в прямой зависимости от промышленных отраслей, создающих для него средства труда и обеспечивающих необходимыми ресурсами. На макроуровне аграрное производство не вписывается в современную модель рыночной экономики и может успешно развиваться лишь при наличии государственной поддержки и интеграционных преобразований [1, c.397].
Актуальность данной темы связана с тем, что во многих регионах в недостаточной степени развита система управления агропромышленным комплексом, отсутствуют адекватные рыночным отношениям организационные структуры, способные аккумулировать материальные, трудовые и финансовые ресурсы.
Все отмеченное в совокупности составляет объективную необходимость научных исследований по разработке оптимального механизма регионального управления экономикой агропромышленного комплекса.
Основной целью исследования является классические методы государственного и рыночного механизма регулирования экономики агропромышленного комплекса, выявление основных проблем управления агропромышленным комплеком(далее АПК) региона, разработка наиболее оптимального механизма управления агропромышленным комплекомАПК является. Для реализации этой цели ставится следующие задачи:
1. Исследование структуры государственного и рыночного механизма управления экономикой АПК в условиях индустриально-инновационного развития страны;
2. Исследование наиболее значимых территориальных факторов, определяющих формирование эффективного механизма управления агропромышленном комплексом региона;
С рыночной трансформацией аграрного сектора происходят глубокие изменения его хозяйственного механизма, возрастание в нем роли экономических интересов всех субъектов рыночных отношений. В этой связи, в реформировании агропромышленного комплекса страны важная роль принадлежит государственному регулированию развития сельского хозяйства с целью оказания поддержки производителям сельскохозяйственной продукции, обеспечения достаточного количества продуктов продовольствия для жителей республики, обеспечении продовольственной безопасности страны [2,c.505].
Необходимость совершенствованияуправления агропромышленным комплексом региона обусловливается тем, что государство ответственно перед своими гражданами за создание им нормальных условий для жизни, обеспечение продовольствием и другими сельскохозяйственными товарами. Дефицит материальных и финансовых ресурсов, низкий технический уровень, слабая мотивация труда, нарушение межотраслевых связей, социальная отсталость деревни обусловливают необходимость лучшей государственной поддержки отрасли в регионах [3].
В своем послании народу Казахстана ««Казахстанский путь-2050:» Единая цель, единые интересы, единое будущее»» Лидер нации Нурсултан Назарбаев отметил следующее: «Необходимо развивать фермерство, малый и средний бизнес в селе. Развивать сельское хозяйство таким образом, чтобы продовольственная продукция Казахстана стала одним из основных экспортных продуктов. И у нас для этого есть все необходимое» [4].
На сегодняшний день Казахстан входит в число 25 стран мира, основных производителей аграрного сырья (зерна и некоторых других продовольственных продуктов). Казахстан по общей территории, площади сельскохозяйственных угодий, посевам зерновых культур и картофеля входит в первую десятку основных производителей аграрного сырья. По оценкам экспертов ресурсы республики позволяют производить в 3 раза больше продовольствия, чем потребляет его население.
Механизмы государственного и рыночного управления аграрных отношений обеспечивает и практикует сельскохозяйственным организациям выбор любой формы организации производства, собственности, свободу предпринимательской деятельности, самостоятельность хозяйствования и распоряжения сельскохозяйственной продукцией, а также полученными от ее реализации доходами [5 с.94]. В условиях общего кризиса в стране, в том числе в аграрном секторе, которые вначале имели тяжелые последствия не только для сельскохозяйственной отрасли, но и для страны в целом, государственное регулирование аграрных отношений способствовали глубоким преобразованиям экономического, правового и социального характера.
Мерами реализации аграрной политики по государственному и рыночному регулированию следует считать: предоставление бюджетных средств товаропроизводителям АПК; применение особых налоговых режимов в отношении товаропроизводителей АПК; осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд; регулирование рынка агропромышленной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; информационное обеспечение товаропроизводителей и других участников рынка агропромышленной продукции продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи; антимонопольное регулирование рынков продукции, сырья и продовольствия; проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке агропромышленной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций [6,с.78].
Управление экономикой агропромышленного комплекса представляет собой сложную систему экономических, правовых, организационно-административных и социальных мероприятий.
Государственный механизм управления экономикой АПК за годы перехода к рыночным отношениям находится в постоянном поиске. По этой тематике немало научно-исследовательских работ, особенно по теории и практике государственного управления экономикой агропромышленного комплекса в переходный период к рынку. Проблема государственного регулирования развития сельского хозяйства не нова для мировой и отечественной науки. Достаточно вспомнить такие имена как А.Смит, Д.Рикардо, Дж.Кейнс, В.Варга и др.
Рынок не может возникнуть сам по себе, он создается государством на организационно-правовой основе, которая является важнейшим элементом его функционирования.
Свою точку зрения по проблемам развития рынка и его основным целям представляет Д.Сорос: «…сама структура не позволяет решать справедливо вопросы распределения, она принимает существенное распределение богатства за должное. Рынок никак не отражает интересы общества. Цель корпорации состоит не в том, чтобы обеспечить занятость населения, они нанимают людей (по возможности меньше и дешевле) единственно для того, чтобы получить прибыль» [7,48с.]. Это высказывание становится дополнительным аргументом в пользу вмешательства государства в экономику с тем, чтобы получаемые доходы справедливо распределялись между членами, задействованными в производственном процессе. Как показывает мировой опыт, наиболее действенной формой государственной поддержки является разработка и реализация целевых программ. Важность разработки и реализации программ для достижения поставленных целей отмечена П. Самуэльсоном: «Именно государственные программы помогли США сохранить передовые позиции в области науки и технологий» [8].
В связи с вышесказанным, значимость проведенного исследования состоит в разработке ряда теоретических и практических предложений по оптимизации государственного и рыночного механизмов управления экономикой агропромышленного комплекса регионов применительно к условиям развития рыночных отношений и формирования многоукладной экономики. На современном этапе подъем аграрного сектора невозможен без перехода на инновационный путь развития, который является главным фактором повышения эффективности в условиях рыночной экономики. В этой связи основным направлением государственной политики должно быть создание комплекса законодательных и организационных мер, направленных на формирование в АПК страны «инновационного климата» — благоприятных условий для освоения различного рода нововведений.
До начала реформ 90-х годов государственная планово- распределительная система регулировала финансирование научных исследований и внедрение их результатов в жизнь. В настоящее время вышестоящие органы власти сняли с себя такие обязательства, и необходимость активизации инновационного потенциала легла на плечи местных субъектов РК. Поскольку тенденции развития инновационных процессов в АПК определяются в целом политической обстановкой в стране, ее экономической конъюнктурой и инновационным климатом, роль государства в урегулировании этих процессов слишком велика, чтобы ее недооценивать. А для аграрных регионов РК реализация собственной инновационной политики АПК, направленной на повышение конкурентоспособности агропромышленного производства, является единственно верным способом развития.
Разработка и проведение региональной инновационной политики востребована системой АПК. Одним из наиболее универсальных рычагов повышения эффективности инновационной деятельности в АПК РК является рациональное использование потенциала регионов путем активизации имеющихся у них собственных научно-технических ресурсов.
Разработка эффективного организационно-экономического механизма формирования инновационной среды в АПК Алматинской области, способного усилить инновационную активность, обеспечить экономическую безопасность сельхозтоваропроизводителей, и, как следствие, стать локомотивом решения многих других аграрных проблем региона, является важной научной и практической задачей.
К условиям и факторам, тормозящим освоение инноваций в региональном АПК, относятся: сжатие внутреннего спроса на продовольствие, сокращение господдержки аграрного сектора и государственного финансирования научно-технических программ, неразвитость системы кредитования, высокие ставки по кредитам, отсутствие инновационной инфраструктуры и государственной инновационной политики и стратегии, недостаточный уровень подготовки кадрового персонала организаций АПК в области инновационного менеджмента.
Формирование механизма стимулирования инновационной модернизации производственно-хозяйственной системы регионального АПК предполагает решение следующих задач государственной научно-технической и инновационной политики: создания конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его ресурсного воспроизводства; создания эффективной системы инновационной модернизации АПК региона; развития институтов коммерциализации и защиты результатов исследований и разработок; инновационной модернизации системы управления региональным АПК.
Интеграционное взаимодействие субъектов производственно-хозяйственной системы регионального АПК в условиях инновационной модернизации обусловливает формирование новых организационно- экономических структур — виртуальных предприятий, в рамках которых любой субъект, находящиеся во внутренней среде системы, способен оперативно и эффективно взаимодействовать с любым другим субъектом для организации совместной инновационной деятельности, торговли интеллектуальными продуктами, обмена идеями.
АПК региона исходит из принципов: приоритетности развития инновационных процессов как основы эффективного функционирования агропромышленных формирований всех уровней; обоснованности решений по реализации инновационной политики в АПК региона; интеграции научной, научно- технической и образовательной деятельности.
Необходимо разработать институциональные условия регионализации государственного регулирования АПК, направленные на преодоление наиболее важных барьеров инновационного развития комплекса (маркетинг инноваций в АПК, развитие приоритетных научно- исследовательских направлений, повышение квалификации кадров АПК, формирование инвестиционной привлекательности аграрных инноваций) и основанные на методах прямого (финансирование науки, оплата обучающих семинаров, бюджетных мест в вузах, организация конкурсов, выставок, размещение информации в СМИ) и косвенного стимулирования (формирование региональной фондовой системы, предоставление залогового фонда, налоговые льготы, субсидирование % по кредитам);
Сущность агроинноваций, представляет собой результат труда, полученный благодаря использованию новых научных знаний, преобразующих процесс функционирования и развития производственно-хозяйственной системы АПК в направлении повышения ее эффективности, устойчивости и системного качества отношений, и одновременно направленный на дальнейшее развитие данных знаний.
Исследования кооперативно-интеграционных процессов, протекающих в Алматинской области в 2013–2015 гг., позволили установить следующее:
в регионе отмечена тенденция к расширению масштабов крупно товарного производства за счет дополнительных слияний и присоединений. В этой связи актуальным становиться вопрос оптимизации размеров субъектов хозяйствования (в частности, сельскохозяйственных организаций) и их
объединений в целях обеспечения наиболее эффективного агропромышленного производства;
в качестве интеграторов выступили созданные ранее объединения, что позволяет использовать опыт выстраивания системы кооперативно-интеграционных взаимоотношений в новых условиях хозяйствования;
— проведенный комплекс организационно-экономических мероприятий позволил обеспечить выстраивание единой технологической цепи в рамках образовавшихся структур. Это должно способствовать получению высококачественной продукции глубокой степени переработки и эффективному ее продвижению на потребительский рынок;
ряд структур созданы и функционируют на межрайонном уровне (АО «Жаркент крахмаль-завод» и др). Это способствует проведению согласованной региональной политики, повышению эффективности регионального агропромышленного производства.
Изучение и распространение передового опыта создания и эффективного функционирования крупных интегрированных многоотраслевых агропромышленных формирований позволяет значительно активизировать интеграционные процессы в АПК.
Реализация апробированных организационно-экономических механизмов интеграции позволяет обеспечить ведение деятельности субъектов агропромышленного производства на принципах самоокупаемости и самофинансирования. В свою очередь это создает условия для повышения уровня конкурентоспособности агропромышленных структур и как на внутреннем, так и на внешних продовольственных рынках.
Своевременное принятие правильных решений при изменении экономической ситуации является главной проблемой в управлении. Очевидно, что только лишь опыт и интуиция руководителей не могут обеспечить принятие правильных решений при изменении условий функционирования целостной системы АПК Республики Казахстана. Наиболее важным помощником руководителя становятся компьютерные информационные системы поддержки принятия управленческих решений, которые позволяют смоделировать ситуацию и выбрать наилучший индикативный план действий. Использование методов математического моделирования и принятие на их основе обоснованных решений по управлению деятельностью АПК является важным конкурентным преимуществом в современных условиях хозяйствования.
Современный процесс управления осложняется тем, что все более инновационный характер носят технологические процессы, вследствие чего подготовка и принятие управленческих решений становится все более трудной задачей, требующей стратегического образа мышления от руководителей. Например, биотехнологии, энерго- и ресурсосберегающие технологии в растениеводстве и животноводстве, «ноу-хау», автоматизация и робототехнические решения, логистические, маркетинговые и консалтинговые системы, оценка и сертификация персонала. Усложнение технических и технологических задач приводит к многоуровневым структурам управления предприятиями, возрастанию числа возможных альтернативных решений и их оптимизация. Анализ решения без возможности компьютерной поддержки процесса их принятия очень сложен, а цена ошибки может быть очень высокой.
Ситуация усугубляется тем, что на некоторых предприятиях всей производственной вертикали АПК часто меняются собственники, а следовательно и команды управленцев, среди которых встречаются и те, кто недостаточно знаком с технологической и экономической спецификой предприятия. Информационные технологии процесса управления, как правило, позволяют решить стандартные задачи оперативного учета и бухгалтерской отчетности, но мало что дают в плане совершенствования процесса принятия решений.
Полному или частичному устранению перечисленных выше недостатков в управлении предприятиями может способствовать широкое использование компьютерных систем поддержки принятия решений. Основой таких систем являются имитационные модели принятия решений, экспериментирование с которыми позволяет, во-первых, понять все возможные последствия принимаемых управленческих решений; во-вторых, иметь возможность рассмотрения большого количества альтернативных вариантов использования производственных и финансовых возможностей; в-третьих, гарантированно давать ответ о наиболее рациональном или оптимальном выборе из множества альтернативных вариантов решений.
Однако теория разработки и практика использования таких систем на действующих казахстанских предприятиях явно недостаточна, что объясняется в первую очередь недостаточным уровнем разработки методологии создания и использования на практике автоматизированных систем управления предприятиями. В период модернизации всей производственной деятельности АПК встают задачи по оптимизации деятельности по созданию и использованию компьютерных средств прогнозирования развития предприятий на основе использования многофункциональных имитационных моделей.
Использование системы имитационных моделей принятия решений организует процесс индикативного планирования, позволяющий, во-первых, сжать во времени продолжительность работы над планами, во-вторых, давать возможность рассмотрения альтернативных вариантов, и в-третьих, вносить корректировки в случае необходимости без существенных затрат времени.
Литература:
- Kerry K. L., Vernon E., 2010. A review of past agribusiness management research. Agribusiness. № 4, рр.397–408.
- Wu D., 2014. Research on Urban Agricultural Scientific Development Path of the Construction of Central Economic Region. AgEconSearch № 4, рр.505–529.
- Программа развития АПК РК на 2013–2020 гг. «Агробизнес -2020», -Астана.-2012 г.
- Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050:» Единая цель, единые интересы, единое будущее»// www.akorda.kz
- Sustainable Solutions for Agro Processing Waste Management: An Overview\C. M. Ajila, Satinder K. Brar, M. Verma; Environmental Protection Strategies, -2012.-94 р.
- Сидорин А. Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей в условиях неэквивалентного межотраслевого обмена /А. Сидорин //АПК: экономика, управление.- 2011.- № 7.- С.78–82.
- Сорос Д. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм.- М.,-2006.-155с.;
- Самуэльсон П. А. Экономика. Т.1.-М.: «Алфавит», -2009.- 384 с.; Литературы