Досуговое волонтерство — направление добровольческой деятельности в детском саду | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.

Дата публикации: 29.06.2020

Статья просмотрена: 420 раз

Библиографическое описание:

Литвинова, Т. Н. Досуговое волонтерство — направление добровольческой деятельности в детском саду / Т. Н. Литвинова, Г. Н. Кутоманова, И. М. Абраменко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5405/ (дата обращения: 16.11.2024).



В рамках инновационной деятельности в детском саду организована систематическая работа волонтерской группы. Её деятельность организуется по нескольким направлениям (направления определены в Концепции развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области). Одним из направлений является — досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи). Во многом задачи этого направления решаются через организацию работы на детской площадке, особенно летнее время.

Ключевые слова: социальное развитие дошкольников, волонтерская группа, волонтеры, досуговая деятельность на летней площадке.

Дошкольный возраст необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Социальное развитие — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить [6].

В настоящее время в педагогической литературе и практике по проблеме социального развития дошкольников опубликовано множество трудов и исследований:

 в работах А. Г. Асмолова, Е. Ю. Бардиновой, Т. И. Блиновой, Н. В. Ивановой, А. М. Калининой, Л. В. Коломийченко, А. М. Щетининой и др. рассматриваются психолого-педагогические основы социального развития ребенка в дошкольном детстве;

 исследования Т. В. Антоновой, Н. П. Гришаевой, М. И. Иваненко, Е. О. Смирновой и др. направлены на определение целесообразного современного содержания дошкольного образования и использование инновационных технологий по данному вопросу;

 во многих статьях и методических пособиях А. Г. Гогоберидзе, А. С. Козловой, Р. Б. Стеркиной и др. раскрывается особенности построения образовательной деятельности с дошкольниками в условиях дошкольных образовательных организаций [4].

Н. П. Гришаева, являясь автором технологии социализации детей дошкольного возраста, указывает, что социальное развитие ребенка идет по двум направлениям:

 через усвоение правил взаимоотношений людей друг с другом;

 через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей.

При этом Н. П. Гришаева считает, что недостаточно просто снабдить ребенка знаниями о том, как устроено общество и как принято себя вести в нем. Необходимо создать ребенку условия для приобретения личного социального опыта, поскольку социализация предполагает активное участие самого человека в овладении культурой человеческих отношений, освоении социальных норм и ролей, выработке психологических механизмов социального поведения [7].

Н. П. Гришаева разработала ряд подтехнологий, в них ребенок ставится в условия, где он может получить навыки социального опыта. Одна из таких подтехнологий — «Дети — волонтеры».

В условиях дошкольной образовательной организации МДОУ «Детский сад № 8» Ракитянского района Белгородской области в рамках муниципальной инновационной деятельности в течение последних трех учебных лет реализуются задачи данной подтехнологии. В её рамках в детском саду создана и функционирует волонтерская группа.

Волонтерская группа (звено) — это небольшое волонтёрское подразделение внутри класса или возрастной группы детского сада, действующее в рамках нескольких направлений волонтёрской деятельности) [4, с. 16].

Работа волонтерской группы организована на основе нормативной документации дошкольной организации: Положения о работе детско-взрослой волонтерской группы; перспективного плана организации инновационной деятельности; годового плана работы на учебный год.

Участниками волонтерской группы разработаны и реализованы ряд проектов различной длительности; определены наиболее эффективные формы работы; разработана и используется определенная символика и атрибутика.

Формирование волонтерской группы проходит в несколько этапов (Таблица 1).

Таблица 1

Процесс формирования добровольческой группы

Этапы

Содержание образовательной и организационной работы

1 этап

Знакомство с добровольчеством. Получение школьниками информации о том, что такое волонтерство, каковы виды волонтерства, успешные практики, функционал волонтера, в чем философский смысл добровольчества.

2 этап

Процесс формирования добровольческих отрядов. Структурное оформление инициативы. Формирование пакета нормативных правовых документов. Официальное создание волонтерской группы.

3 этап

Формирование мотивация и интереса у детей и их родителей. Возможность самореализации через помощь другим; опыт волонтерской деятельности; общение и социализация.

4 этап

Позитивный опыт добровольческой деятельности. Проба добровольческой деятельности; формирование ситуации успеха для дошкольника.

5 этап

Формирование поддерживающей среды. Поддержка действующей волонтерской группы; создание системы взаимодействия отряда с внешней средой.

Участники волонтерской деятельности в Белгородской области опираются на требования «Концепции развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области» (2016 г.). В документе определены основные формы и направления волонтерской (добровольческой) деятельности, которые используются в области в настоящее время. Одно из направлений — досуговая деятельность ( организация свободного времени детей, подростков и молодежи) [3, c. 7].

Акимова А. А. в понятии «досуг» выделяет следующие составляющие:

 время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;

 свободное от работы, учебы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стремлений;

 часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, восстановления физического и психического здоровья [1].

Досуг по месту жительства является одной из разновидностей организации досуговой деятельности. Организация досуга по месту жительства достаточно сложный процесс, требующий дополнительных резервов. Одним из таких резервов является волонтерское движение.

К конкретным видам досуговой деятельности по месту жительства относятся следующие:

 занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, индивидуального, коллективно-зрелищного характера;

 занятия, связанные с отдыхом и развлечением (физически активный и пассивный отдых, общение, развлечение в компании и др.);

 занятия творческого характера, любительский труд по различным ремеслам и пр. [1].

Именно эти виды досуговой деятельности включены в содержание долгосрочного проекта (срок реализации — три летних месяца) по теме: «Организация волонтерской группой досуговой деятельности на поселковой летней площадке». Более подробно содержание работы волонтерской группы по данному направлению представлено в таблице 2.

Таблица 2

Содержание работы волонтерской группы на летней площадке

Виды организационной и образовательной деятельности

Содержание организационной и образовательной деятельности

Организационная работа в детском саду

Встреча с волонтерами взрослыми и школьниками для согласования деятельности в данном направлении. Разработка волонтерской группой долгосрочного проекта, определение его целей, задач, плана реализации с указанием содержания деятельности, сроков и ответственных лиц.

Занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, индивидуального, коллективно-зрелищного характера

Подготовка и показ игр-драматизаций, театрализованных представлений, Проведение детско-взрослых конкурсов, связанных со стихами, песнями и др.

Занятия, связанные с отдыхом и развлечением (активный и пассивный отдых, общение и др.)

Организация народных игр Белгородской области, игр-забав, игр-имитаций, игр-соревнований и др.

Занятия творческого характера, любительский труд по различным ремеслам и пр.

Изготовление поделок из песка и воды и других видов природного материала, рисунков на асфальте, и др.

Итоговые мероприятия на площадке и в детском саду

Развлечение: «Прощай, лето». Оформление стенгазеты «Летние забавы» и фотовыставки «Весело на летней площадке». Подготовка ряда публикаций для районного СМИ.

С помощью родителей, взрослых волонтеров, волонтеров школьников и педагогов дополнительного образования Ракитянского Дома детского творчества в течение трех последних лет в летнее время была организована систематическая работа на площадках поселка Пролетарский Ракитянского района, на территории которого расположен детский сад № 8.

Наиболее интересными и продуктивными были мероприятия спортивного характера: велопробег «Спорт детям», игры в мини футбол, бадминтон, городки, кегли.

В летние месяцы важными являются мероприятия, связанные с природой, экологией. Так дети поселка вместе с волонтерами детского сада и их родителями приняли участие в общероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности», в развлечении — квесте «Экологические знаки в природе», вечере загадок о природе и природных явлениях.

И детям — волонтерам и детям на детской площадке были интересны мероприятия: литературное путешествие по произведениям В. Бианки, игры — драматизации по сказкам В. Бианки «Теремок», Н. И. Сладкова «Лисица и еж» и «Лиса и мышь» и др. [2, 5]

А организованные с помощью работников Дома детского творчества конкурс рисунков на асфальте «Летнее настроение» и игры с песком «Сказочный городок» сопровождались не только играми и забавами, но и сюрпризами, подарками и сувенирами.

В работе волонтерского отряда на летней площадке принимают самое непосредственное участие не только педагоги дошкольной организации, но и родители воспитанников детского сада, родители детей, посещающих летнюю площадку, школьники волонтеры. С их помощью в сценарии мероприятий включаются оригинальные конкурсы, игры, задания, заранее готовятся декорации и атрибуты к играм, подарки, сувениры, оформляются афиши, пригласительные билеты.

Таким образом, использование подтехнологии по социальному развитию старших дошкольников «Дети-волонтеры», разработанной и апробированной Н. П. Гришаевой, позволяет системно реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в том числе развивать у детей саморегуляцию поведения, инициативность, ответственность и многие другие важные качества людей 21 века.

А также овладение педагогами подтехнологией способствует реализации принципов и содержания преемственности между дошкольной образовательной организацией, школой; эффективному сотрудничеству с социальными партнерами; созданию коллектива единомышленников среди воспитателей, учителей, родителей и детей.

Литература:

  1. Акимова, Л. А. Социология досуга: учеб. пособие. — М.: МГУКИ, 2008. — 123 с.
  2. Зотова, Ю. И. Особенности организации досуга детей и подростков по месту жительства // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». [Электронный ресурс]. URL: http://scienceforum.ru/2016/article/2016020956">http://scienceforum.ru/.
  3. Концепция развития волонтерской добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области. Постановление Правительства Белгородской области от 30 мая 2016 года N 177-пп. [Электронный ресурс]. URL: sitenew.bgunb.ru › volunteer_recommendations.
  4. Методические рекомендации по работе с волонтёрами (добровольцами) для руководителя организации / Авт.-сост. А. В. Ковтун, А. А. Соколов, А. П. Метелев / Под ред. Т. Н. Арсеньевой. — М.: Ассоциация волонтёрских центров Фонд развития молодёжных волонтёрских программ, 2017. — 52 с.
  5. Образовательная и оздоровительная работа с детьми в летний оздоровительный период. Альманах. [Электронный ресурс]. URL: http://kdo.sipkro.ru/index.php/almanakh/14-bez-kategorii/24-almanakh-obrazovatelnaya-i-ozdorovitelnaya-rabota-s-detmi-v-letnij-ozdorovitelnyj-period.
  6. Социализация. Понятие, факторы и этапы социализации личности. [Электронный ресурс]. URL: https://www.calc.ru/Sotsializatsiya-Ponyatiye-Faktory-I-Etapy-Sotsializatsii-Lic.html
  7. Технология эффективной социализации Н. П. Гришаевой. [Электронный ресурс]. URL: https://konkurs.rybakovfond.ru/best/tekhnologiya-effektivnoy-sotsializatsii-n-p-grishaevoy/.
Основные термины (генерируются автоматически): волонтерская группа, детский сад, Белгородская область, летняя площадка, волонтерская деятельность, деятельность, место жительства, направление, образовательная деятельность, ребенок.

Ключевые слова

волонтеры, социальное развитие дошкольников, волонтерская группа, досуговая деятельность на летней площадке

Похожие статьи

Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста

В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...

Дидактическая сказка как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста

В статье рассматривается дидактическая сказка и ее роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольной образовательной организации. Описывается формирующий эксперимент в форме реализации образовательной программы «Дидактические сказки», р...

Утренний групповой сбор как способ всестороннего развития ребенка в условиях реализации ФГОС

В данной статье раскрывается технология организации группового сбора как одна из форм организации совместной деятельности с дошкольниками. Данная технология обеспечивает развитие детей практически во всех образовательных областях, формирует навык пон...

Организация разных видов деятельности детей в процессе экологического образования (из опыта работы педагога)

В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования. Делается акцент на то, что данный процесс возможно осуществлять в разных видах детской деятельности: в игровой, трудовой, творческой, исследовательской, поз...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...

Организация летнего пришкольного лагеря в формате интерактивной площадки

Процесс бурной информатизации общества требует организации летнего пришкольного лагеря в форматах, отличающихся от традиционных. В статье представлена одна из форм проведения летней пришкольной кампании, которая направлена на взаимодействие учащихся ...

Организация научно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании

В статье рассматриваются особенности организации научно-исследовательской работы в объединениях «Юный натуралист» и «Друзья природы» Дворца (детского) юношеского творчества г. Пензы. Авторы описывают шаги, которые необходимо предпринять для организац...

Инновационные подходы к формированию здорового и безопасного образа жизни дошкольников

В статье автором рассматриваются вопросы, которые посвящены важной в условиях современной жизни проблеме сохранения и укрепления здорового образа жизни воспитанников. Приводится перечень инновационных здоровьесберегающих методов, которые применяются ...

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшей группы. Организованная образовательная деятельность «Теремок на лесной полянке»

Занятие разработано для воспитателей старшей группы в детском саду и проводится в свободной деятельности. Занятие способствует развитию мелкой моторики рук, памяти, мышлению. Игры с песком способствуют развитию речевой активности ребенка, обогащению ...

Похожие статьи

Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста

В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...

Дидактическая сказка как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста

В статье рассматривается дидактическая сказка и ее роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольной образовательной организации. Описывается формирующий эксперимент в форме реализации образовательной программы «Дидактические сказки», р...

Утренний групповой сбор как способ всестороннего развития ребенка в условиях реализации ФГОС

В данной статье раскрывается технология организации группового сбора как одна из форм организации совместной деятельности с дошкольниками. Данная технология обеспечивает развитие детей практически во всех образовательных областях, формирует навык пон...

Организация разных видов деятельности детей в процессе экологического образования (из опыта работы педагога)

В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования. Делается акцент на то, что данный процесс возможно осуществлять в разных видах детской деятельности: в игровой, трудовой, творческой, исследовательской, поз...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...

Организация летнего пришкольного лагеря в формате интерактивной площадки

Процесс бурной информатизации общества требует организации летнего пришкольного лагеря в форматах, отличающихся от традиционных. В статье представлена одна из форм проведения летней пришкольной кампании, которая направлена на взаимодействие учащихся ...

Организация научно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании

В статье рассматриваются особенности организации научно-исследовательской работы в объединениях «Юный натуралист» и «Друзья природы» Дворца (детского) юношеского творчества г. Пензы. Авторы описывают шаги, которые необходимо предпринять для организац...

Инновационные подходы к формированию здорового и безопасного образа жизни дошкольников

В статье автором рассматриваются вопросы, которые посвящены важной в условиях современной жизни проблеме сохранения и укрепления здорового образа жизни воспитанников. Приводится перечень инновационных здоровьесберегающих методов, которые применяются ...

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшей группы. Организованная образовательная деятельность «Теремок на лесной полянке»

Занятие разработано для воспитателей старшей группы в детском саду и проводится в свободной деятельности. Занятие способствует развитию мелкой моторики рук, памяти, мышлению. Игры с песком способствуют развитию речевой активности ребенка, обогащению ...

Задать вопрос