Досуговое волонтерство — направление добровольческой деятельности в детском саду
Авторы: Литвинова Татьяна Николаевна, Кутоманова Галина Николаевна, Абраменко Ирина Михайловна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.
Дата публикации: 29.06.2020
Статья просмотрена: 425 раз
Библиографическое описание:
Литвинова, Т. Н. Досуговое волонтерство — направление добровольческой деятельности в детском саду / Т. Н. Литвинова, Г. Н. Кутоманова, И. М. Абраменко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5405/ (дата обращения: 16.12.2024).
В рамках инновационной деятельности в детском саду организована систематическая работа волонтерской группы. Её деятельность организуется по нескольким направлениям (направления определены в Концепции развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области). Одним из направлений является — досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи). Во многом задачи этого направления решаются через организацию работы на детской площадке, особенно летнее время.
Ключевые слова: социальное развитие дошкольников, волонтерская группа, волонтеры, досуговая деятельность на летней площадке.
Дошкольный возраст необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Социальное развитие — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить [6].
В настоящее время в педагогической литературе и практике по проблеме социального развития дошкольников опубликовано множество трудов и исследований:
в работах А. Г. Асмолова, Е. Ю. Бардиновой, Т. И. Блиновой, Н. В. Ивановой, А. М. Калининой, Л. В. Коломийченко, А. М. Щетининой и др. рассматриваются психолого-педагогические основы социального развития ребенка в дошкольном детстве;
исследования Т. В. Антоновой, Н. П. Гришаевой, М. И. Иваненко, Е. О. Смирновой и др. направлены на определение целесообразного современного содержания дошкольного образования и использование инновационных технологий по данному вопросу;
во многих статьях и методических пособиях А. Г. Гогоберидзе, А. С. Козловой, Р. Б. Стеркиной и др. раскрывается особенности построения образовательной деятельности с дошкольниками в условиях дошкольных образовательных организаций [4].
Н. П. Гришаева, являясь автором технологии социализации детей дошкольного возраста, указывает, что социальное развитие ребенка идет по двум направлениям:
через усвоение правил взаимоотношений людей друг с другом;
через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей.
При этом Н. П. Гришаева считает, что недостаточно просто снабдить ребенка знаниями о том, как устроено общество и как принято себя вести в нем. Необходимо создать ребенку условия для приобретения личного социального опыта, поскольку социализация предполагает активное участие самого человека в овладении культурой человеческих отношений, освоении социальных норм и ролей, выработке психологических механизмов социального поведения [7].
Н. П. Гришаева разработала ряд подтехнологий, в них ребенок ставится в условия, где он может получить навыки социального опыта. Одна из таких подтехнологий — «Дети — волонтеры».
В условиях дошкольной образовательной организации МДОУ «Детский сад № 8» Ракитянского района Белгородской области в рамках муниципальной инновационной деятельности в течение последних трех учебных лет реализуются задачи данной подтехнологии. В её рамках в детском саду создана и функционирует волонтерская группа.
Волонтерская группа (звено) — это небольшое волонтёрское подразделение внутри класса или возрастной группы детского сада, действующее в рамках нескольких направлений волонтёрской деятельности) [4, с. 16].
Работа волонтерской группы организована на основе нормативной документации дошкольной организации: Положения о работе детско-взрослой волонтерской группы; перспективного плана организации инновационной деятельности; годового плана работы на учебный год.
Участниками волонтерской группы разработаны и реализованы ряд проектов различной длительности; определены наиболее эффективные формы работы; разработана и используется определенная символика и атрибутика.
Формирование волонтерской группы проходит в несколько этапов (Таблица 1).
Таблица 1
Процесс формирования добровольческой группы
Этапы |
Содержание образовательной и организационной работы |
1 этап |
Знакомство с добровольчеством. Получение школьниками информации о том, что такое волонтерство, каковы виды волонтерства, успешные практики, функционал волонтера, в чем философский смысл добровольчества. |
2 этап |
Процесс формирования добровольческих отрядов. Структурное оформление инициативы. Формирование пакета нормативных правовых документов. Официальное создание волонтерской группы. |
3 этап |
Формирование мотивация и интереса у детей и их родителей. Возможность самореализации через помощь другим; опыт волонтерской деятельности; общение и социализация. |
4 этап |
Позитивный опыт добровольческой деятельности. Проба добровольческой деятельности; формирование ситуации успеха для дошкольника. |
5 этап |
Формирование поддерживающей среды. Поддержка действующей волонтерской группы; создание системы взаимодействия отряда с внешней средой. |
Участники волонтерской деятельности в Белгородской области опираются на требования «Концепции развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области» (2016 г.). В документе определены основные формы и направления волонтерской (добровольческой) деятельности, которые используются в области в настоящее время. Одно из направлений — досуговая деятельность ( организация свободного времени детей, подростков и молодежи) [3, c. 7].
Акимова А. А. в понятии «досуг» выделяет следующие составляющие:
время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;
свободное от работы, учебы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стремлений;
часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, восстановления физического и психического здоровья [1].
Досуг по месту жительства является одной из разновидностей организации досуговой деятельности. Организация досуга по месту жительства достаточно сложный процесс, требующий дополнительных резервов. Одним из таких резервов является волонтерское движение.
К конкретным видам досуговой деятельности по месту жительства относятся следующие:
занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, индивидуального, коллективно-зрелищного характера;
занятия, связанные с отдыхом и развлечением (физически активный и пассивный отдых, общение, развлечение в компании и др.);
занятия творческого характера, любительский труд по различным ремеслам и пр. [1].
Именно эти виды досуговой деятельности включены в содержание долгосрочного проекта (срок реализации — три летних месяца) по теме: «Организация волонтерской группой досуговой деятельности на поселковой летней площадке». Более подробно содержание работы волонтерской группы по данному направлению представлено в таблице 2.
Таблица 2
Содержание работы волонтерской группы на летней площадке
Виды организационной и образовательной деятельности |
Содержание организационной и образовательной деятельности |
Организационная работа в детском саду |
Встреча с волонтерами взрослыми и школьниками для согласования деятельности в данном направлении. Разработка волонтерской группой долгосрочного проекта, определение его целей, задач, плана реализации с указанием содержания деятельности, сроков и ответственных лиц. |
Занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, индивидуального, коллективно-зрелищного характера |
Подготовка и показ игр-драматизаций, театрализованных представлений, Проведение детско-взрослых конкурсов, связанных со стихами, песнями и др. |
Занятия, связанные с отдыхом и развлечением (активный и пассивный отдых, общение и др.) |
Организация народных игр Белгородской области, игр-забав, игр-имитаций, игр-соревнований и др. |
Занятия творческого характера, любительский труд по различным ремеслам и пр. |
Изготовление поделок из песка и воды и других видов природного материала, рисунков на асфальте, и др. |
Итоговые мероприятия на площадке и в детском саду |
Развлечение: «Прощай, лето». Оформление стенгазеты «Летние забавы» и фотовыставки «Весело на летней площадке». Подготовка ряда публикаций для районного СМИ. |
С помощью родителей, взрослых волонтеров, волонтеров школьников и педагогов дополнительного образования Ракитянского Дома детского творчества в течение трех последних лет в летнее время была организована систематическая работа на площадках поселка Пролетарский Ракитянского района, на территории которого расположен детский сад № 8.
Наиболее интересными и продуктивными были мероприятия спортивного характера: велопробег «Спорт детям», игры в мини футбол, бадминтон, городки, кегли.
В летние месяцы важными являются мероприятия, связанные с природой, экологией. Так дети поселка вместе с волонтерами детского сада и их родителями приняли участие в общероссийской акции «Дни защиты от экологической опасности», в развлечении — квесте «Экологические знаки в природе», вечере загадок о природе и природных явлениях.
И детям — волонтерам и детям на детской площадке были интересны мероприятия: литературное путешествие по произведениям В. Бианки, игры — драматизации по сказкам В. Бианки «Теремок», Н. И. Сладкова «Лисица и еж» и «Лиса и мышь» и др. [2, 5]
А организованные с помощью работников Дома детского творчества конкурс рисунков на асфальте «Летнее настроение» и игры с песком «Сказочный городок» сопровождались не только играми и забавами, но и сюрпризами, подарками и сувенирами.
В работе волонтерского отряда на летней площадке принимают самое непосредственное участие не только педагоги дошкольной организации, но и родители воспитанников детского сада, родители детей, посещающих летнюю площадку, школьники волонтеры. С их помощью в сценарии мероприятий включаются оригинальные конкурсы, игры, задания, заранее готовятся декорации и атрибуты к играм, подарки, сувениры, оформляются афиши, пригласительные билеты.
Таким образом, использование подтехнологии по социальному развитию старших дошкольников «Дети-волонтеры», разработанной и апробированной Н. П. Гришаевой, позволяет системно реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в том числе развивать у детей саморегуляцию поведения, инициативность, ответственность и многие другие важные качества людей 21 века.
А также овладение педагогами подтехнологией способствует реализации принципов и содержания преемственности между дошкольной образовательной организацией, школой; эффективному сотрудничеству с социальными партнерами; созданию коллектива единомышленников среди воспитателей, учителей, родителей и детей.
Литература:
- Акимова, Л. А. Социология досуга: учеб. пособие. — М.: МГУКИ, 2008. — 123 с.
- Зотова, Ю. И. Особенности организации досуга детей и подростков по месту жительства // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». [Электронный ресурс]. URL: http://scienceforum.ru/2016/article/2016020956">http://scienceforum.ru/.
- Концепция развития волонтерской добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области. Постановление Правительства Белгородской области от 30 мая 2016 года N 177-пп. [Электронный ресурс]. URL: sitenew.bgunb.ru › volunteer_recommendations.
- Методические рекомендации по работе с волонтёрами (добровольцами) для руководителя организации / Авт.-сост. А. В. Ковтун, А. А. Соколов, А. П. Метелев / Под ред. Т. Н. Арсеньевой. — М.: Ассоциация волонтёрских центров Фонд развития молодёжных волонтёрских программ, 2017. — 52 с.
- Образовательная и оздоровительная работа с детьми в летний оздоровительный период. Альманах. [Электронный ресурс]. URL: http://kdo.sipkro.ru/index.php/almanakh/14-bez-kategorii/24-almanakh-obrazovatelnaya-i-ozdorovitelnaya-rabota-s-detmi-v-letnij-ozdorovitelnyj-period.
- Социализация. Понятие, факторы и этапы социализации личности. [Электронный ресурс]. URL: https://www.calc.ru/Sotsializatsiya-Ponyatiye-Faktory-I-Etapy-Sotsializatsii-Lic.html
- Технология эффективной социализации Н. П. Гришаевой. [Электронный ресурс]. URL: https://konkurs.rybakovfond.ru/best/tekhnologiya-effektivnoy-sotsializatsii-n-p-grishaevoy/.
Ключевые слова
волонтеры, социальное развитие дошкольников, волонтерская группа, досуговая деятельность на летней площадкеПохожие статьи
Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста
В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...
Дидактическая сказка как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста
В статье рассматривается дидактическая сказка и ее роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольной образовательной организации. Описывается формирующий эксперимент в форме реализации образовательной программы «Дидактические сказки», р...
Утренний групповой сбор как способ всестороннего развития ребенка в условиях реализации ФГОС
В данной статье раскрывается технология организации группового сбора как одна из форм организации совместной деятельности с дошкольниками. Данная технология обеспечивает развитие детей практически во всех образовательных областях, формирует навык пон...
Организация разных видов деятельности детей в процессе экологического образования (из опыта работы педагога)
В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования. Делается акцент на то, что данный процесс возможно осуществлять в разных видах детской деятельности: в игровой, трудовой, творческой, исследовательской, поз...
Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте
В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...
Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...
Организация летнего пришкольного лагеря в формате интерактивной площадки
Процесс бурной информатизации общества требует организации летнего пришкольного лагеря в форматах, отличающихся от традиционных. В статье представлена одна из форм проведения летней пришкольной кампании, которая направлена на взаимодействие учащихся ...
Организация научно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании
В статье рассматриваются особенности организации научно-исследовательской работы в объединениях «Юный натуралист» и «Друзья природы» Дворца (детского) юношеского творчества г. Пензы. Авторы описывают шаги, которые необходимо предпринять для организац...
Инновационные подходы к формированию здорового и безопасного образа жизни дошкольников
В статье автором рассматриваются вопросы, которые посвящены важной в условиях современной жизни проблеме сохранения и укрепления здорового образа жизни воспитанников. Приводится перечень инновационных здоровьесберегающих методов, которые применяются ...
Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшей группы. Организованная образовательная деятельность «Теремок на лесной полянке»
Занятие разработано для воспитателей старшей группы в детском саду и проводится в свободной деятельности. Занятие способствует развитию мелкой моторики рук, памяти, мышлению. Игры с песком способствуют развитию речевой активности ребенка, обогащению ...
Похожие статьи
Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста
В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...
Дидактическая сказка как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста
В статье рассматривается дидактическая сказка и ее роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольной образовательной организации. Описывается формирующий эксперимент в форме реализации образовательной программы «Дидактические сказки», р...
Утренний групповой сбор как способ всестороннего развития ребенка в условиях реализации ФГОС
В данной статье раскрывается технология организации группового сбора как одна из форм организации совместной деятельности с дошкольниками. Данная технология обеспечивает развитие детей практически во всех образовательных областях, формирует навык пон...
Организация разных видов деятельности детей в процессе экологического образования (из опыта работы педагога)
В статье описан опыт работы педагогов ДОО по реализации программы экологического образования. Делается акцент на то, что данный процесс возможно осуществлять в разных видах детской деятельности: в игровой, трудовой, творческой, исследовательской, поз...
Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте
В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...
Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...
Организация летнего пришкольного лагеря в формате интерактивной площадки
Процесс бурной информатизации общества требует организации летнего пришкольного лагеря в форматах, отличающихся от традиционных. В статье представлена одна из форм проведения летней пришкольной кампании, которая направлена на взаимодействие учащихся ...
Организация научно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании
В статье рассматриваются особенности организации научно-исследовательской работы в объединениях «Юный натуралист» и «Друзья природы» Дворца (детского) юношеского творчества г. Пензы. Авторы описывают шаги, которые необходимо предпринять для организац...
Инновационные подходы к формированию здорового и безопасного образа жизни дошкольников
В статье автором рассматриваются вопросы, которые посвящены важной в условиях современной жизни проблеме сохранения и укрепления здорового образа жизни воспитанников. Приводится перечень инновационных здоровьесберегающих методов, которые применяются ...
Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшей группы. Организованная образовательная деятельность «Теремок на лесной полянке»
Занятие разработано для воспитателей старшей группы в детском саду и проводится в свободной деятельности. Занятие способствует развитию мелкой моторики рук, памяти, мышлению. Игры с песком способствуют развитию речевой активности ребенка, обогащению ...