Понятие Четвертой промышленной революции сопряжено с ключевыми изменениями не только в области ведения хозяйства: роботизация, цифровизация, введение киберфизических систем, но и прежде всего коренное изменение социальной сферы мирового сообщества. Люди лишатся работы, а значит, им нужно будет предоставить средства к существованию. Этим займутся государства и крупнейшие многонациональные компании — МНП.
По оценкам Всемирного Банка и компании General Electric, «Индустрия 4.0» может принести мировой экономике до $30 трлн. Она также несёт в себе риск потери работы большим количеством людей как во всем мире, так и в России в частности, их необходимо будет трудоустроить. [1] Согласно прогнозу McKinsey, к 2030 году около 400 миллионов человек на планете, или 14 % рабочей силы, потеряют работу из-за того, что их функции станут выполнять программы и роботы.
Термин «Индустрия 4.0» впервые употребил в 2011 году на ВЭФ Клаус Шваб, немецкий экономист, основатель и президент Всемирного экономического форума (ВЭФ), который проходит в швейцарском Давосе. В 2015 году он же выдвинул термин «Четвертая промышленная революция». Индустрия 4.0 — это массовое внедрение киберфизических систем, распределенных, саморегулирующихся и саморазвивающихся, в производство и обслуживание потребностей человека. Это переход к таким технологиям, как искусственный интеллект и роботизация, интернет вещей и 3D-печать, виртуальная и дополненная реальность, био- и нейротехнологии.
В своей книге «Технологии Четвертой промышленной революции» Клаус Шваб говорит так: «Мир находится на распутье. Социальные и политические системы, которые спасли миллионы людей от нищеты и полвека направляли нашу государственную и глобальную политику, теперь работают против нас». [2] Речь идет о тех изменениях в экономике, которые последуют за новыми технологиями и, главным образом, опасностью беспрецедентного разрыва в благосостоянии между богатыми и бедными.
В кратком изложении участие России в мировой экономике сводится к следующей периодизации [6]:
− До 1917 г. — Российская империя — сырьедобыча, активное развитие инфраструктуры, постоянные связи с экономиками Западной Европы
− 1917–1945 гг. — политическая и экономическая изоляция, натуральное хозяйство и постепенная форсированная индустриализация, в том числе с участием иностранного капитала — полное обеспечение страны необходимой продукцией
− 1945–1985 гг. — сотрудничество с социалистическим лагерем — модель закрытого регионального разделения труда; наращивание индустриальной мощи
− 1985–1991 гг. — преодоление тоталитарного наследия: полная открытость на фоне непрофессионализма в области либеральной экономики
− 1991–2000 гг. — неконтролируемый экспорт ресурсов, необратимый капитализм (олигархизм)
− 2000 — наст вр. — внешнеэкономический прагматизм, внутриполитическая стабилизация, взаимовыгодное внешнее партнерство.
И именно на последнем этапе из перечисленных, продолжающемся сейчас, Россия должна включаться в с одной стороны распространение новых технологий на производство для повышения его эффективности и прибыльности, с другой — бороться за благосостояние своих граждан, и, в конечном итоге, за привлекательность и важность собственной экономики в мировом сообществе.
В 2019 г. в рейтинге глобальной конкурентоспособности, созданном ВЭФ, Россия занимает 43-е место (значение индекса 66,7). Рейтинг создается на основе 12 контрольных показателей, включающих и развитость финансового рынка, уровень технологического развития, инновационный потенциал. Соседи России по рейтингу — Словакия (66,8), Кипр (66,4), Латвия (67,0), Таиланд (68,1), Бахрейн (65,4), Кувейт (65,1). Лидерами рейтинга являются Сингапур (84,8), США (83,7), Гонконг (83,1), Нидерланды (82,4), Швейцария (82,3). [1]
Место России в рейтинге улучшилось и прежде всего за счёт высокого качества образования, развития инфраструктуры и инновационного потенциала — показателей, имеющих прямое отношение к «Индустрии 4.0».
Россия активизировала участие в НИОКР, внедрении инноваций и повышении качества образования, следовательно, шансы усилить свои геоэкономические позиции, активизировать участие в экспорте и импорте товаров, услуг, добавленной стоимости капитала, рабочей силы, технологий и знаний у России сохраняются. [4] Особенно на фоне нового финансово-экономического кризиса, вызванного распространением пандемии коронавируса.
В 2018 г. доля России на рынке услуг, соответствующих требованиям Индустрии 4.0 = 0,28 % (его общий объем оценивается в 800 млрд долл.). По данным PwC, производители промышленных товаров из различных стран мира уже сейчас ежегодно вкладывают в развитие направления «Индустрия 4.0» 907 млрд долл. в год. Лидером развития «Индустрии 4.0» является Германия, где создан аналог Кремниевой долины — Intelligent Technical Systems OstWestfalenLippe. Аналогичные программы запущены в Нидерландах, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии и др. В США с 2012 г. существует некоммерческая «Коалиция лидеров умного производства», объединяющая бизнес, университеты и госструктуры.
Главные проблемы России при вступлении в Индустрию 4.0 — это низкий уровень оцифрованности, недостаточные затраты предприятий на инновации.
Россия традиционно участвует в научном обмене, однако её индекс глобализации в науке в 2017 году (рассчитывается Чешской академией наук по 174 странам) составляет 0,38. Для сравнения в целом страны с переходной экономикой — 0,61, развитые страны — 0,74, развивающиеся страны — 0,61.
Финансирование российской науки — сложный процесс. В государственном секторе науки стало меньше ресурсов для международного сотрудничества после реформы РАН. Подшефные ее институты перешли в ведение Министерства науки и образования, которое не осуществляет специализированные программы поддержки международного сотрудничества. Зарубежное финансирование в российской науке составляет в 2019 г. 2,6 % (в 2000 г. это было 12,0 %). Доля инвестиций в научно-технические отрасли среди всех внутренних инвестиций в основной капитал составляет 3,0 %, среди иностранных инвестиций — 5,2 % (по данным Росстата за 2017 г.). Значительное финансирование осуществляется компаниями для своих целей. Однако и этого недостаточно для прорыва в инновациях.
Затраты на НИОКР в России равны 1,1 % ВВП, уступают показателям других стран: в США это 2,7 %, в Японии — 3,3 %, в Финляндии — 3,6 %, в Израиле — 4,2 %, в Южной Корее — 4,4 % (по данным Российского совета по международным делам).
2000 |
2005 |
2010 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Расходы федерального бюджета на науку, млрд. руб. |
17,4 |
76,9 |
237,6 |
425,3 |
437,3 |
439,4 |
402,7 |
Из них на фундаментальные исследования |
8,2 |
32,0 |
112,2 |
121,6 |
121,6 |
120,2 |
105,2 |
На прикладные исследования |
9,2 |
44,9 |
156,5 |
313,1 |
315,7 |
319,2 |
297,5 |
Внутренние затраты компаний на исследования и разработки, млрд. руб. |
76,7 |
230,8 |
523,4 |
749,8 |
847,5 |
914,7 |
943,8 |
Для решения этих проблем предпринимается ряд конкретных действий.
В первую очередь это утверждение нацпроекта «Цифровая экономика», в который входят 6 федеральных проектов с общим финансированием в 1,6 трлн. рублей:
− Нормативное регулирование цифровой среды
− Информационная инфраструктура
− Кадры для цифровой экономики
− Информационная безопасность
− Цифровые технологии
− Цифровое государственное управление.
Нацпроект подразумевает, например, создание системы отраслевого регулирования использования киберфизических систем, включая интернет вещей, создание информационной системы «Федеральный портал пространственных данных» в 2020 г., создание национальных стандартов обработки массивов больших данных, создание корпоративных и отраслевых центров Государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак в 2021 г., создание отечественной цифровой платформы сбора, обработки, хранения и распространения данных дистанционного зондирования Земли из космоса в рамках проекта «Цифровая Земля» в 2022 г и другие.
В 2017 г. Правительство РФ утвердило первую «дорожную карту» по развитию Национальной технологической инициативы (НТИ) — «Передовые производственные технологии» — «Технет».
Цель «дорожной карты» — увеличение доли России на рынке глобальных услуг, соответствующих требованиям «Индустрии 4.0», как минимум до 1,5 %.
Наиболее перспективными направлениями для развития должны стать цифровое проектирование и моделирование, новые материалы, аддитивные технологии, индустриальный интернет и робототехника. [7]
Ещё одна «дорожная карта» в рамках той же инициативы НТИ — направление «Энерджинет», направленная на развития рынка комплексных систем и сервисов интеллектуальной энергетики. Уже функционируют пилотные проекты «Цифровая РЭС — Янтарьэнерго» в Калининградской области, внедрение умных сетей smartgrid в Севастополе.
На первых этапах «дорожная карта» будет охватывать не менее 8 отраслей промышленности. Финансовую поддержку перспективным проектам намерен оказывать ВЭБ.
Реализация уже началась, о чем свидетельствуют действующие проекты в рамках НТИ:
− в автомобилестроении это беспилотный коммерческий транспорт компании «Волгобас»,
− в судостроении — самый большой атомный ледокол в мире проекта 22220 «Арктика».
Ещё одна инициатива, соответствующая целям России включиться в Индустрию 4.0 — создание Ассоциации содействия развитию и стандартизации систем управления на основе индустриального интернета «НППА» в Новосибирской области с целью создания российского оборудования и систем в области промышленной автоматизации, в том числе в сферах ТЭК, ЖКХ, транспорта и связи, а также для формирования условий по их продвижению на зарубежные рынки.
Граждане России и российские компании сами активно вступают в Индустрию 4.0 (примеры приведены по данным РБК, Коммерсант, PwC, SAP, «Ростех», «Яндекс», «Лаборатория Касперского», J'son & Partners):
− Россия занимает 7-е место в мире по вовлеченности людей в цифровую экономику;
− в 2020 г. 50 % покупателей в России совершают покупки со смартфонов, при этом эта цифра увеличилась за период самоизоляции, многим пришлось учиться пользоваться новыми инструментами, способами покупок, доставки, обеспечения;
− объём рынка интернета вещей в 2018 г. в России составил 3,7 млрд. долл. — это около 0,5 % общемирового объема рынка;
− российский рынок искусственного интеллекта в 2019 г. оценивается в 139 млн. долл. — 0,4 % общемирового объема рынка;
− на 10 тысяч рабочих в России приходится 5 роботов — средний показатель по миру — 99 роботов на 10 тысяч работников;
− Россия занимает 6-е место в мире по потенциалу роботизации и автоматизации. Ее опережают Китай, Индия, США, Бразилия и Индонезия.
Перед бизнесом в России и во всем мире стоят новые задачи — включение в Индустрию 4.0, максимизация прибыли и корпоративная социальная ответственность. По мере того, как компании сталкиваются с новыми реалиями, руководство проводит переоценку своего подхода к трем основным областям Индустрии 4.0: социальному воздействию, управлению персоналом и стратегии. Поэтому Индустрия 4.0 — это не только внедрение новых технологий, роботизация и автоматизация умных систем, но и социальная, экологическая составляющая.
Литература:
- World Economic Outlook 2019: global manufacturing downturn, rising trade barriers. // International Monetary Fund, Washington DC, USA, 2019.
- Schwab Klaus. The fourth industrial revolution. // World economic forum, 2017.
- Галанов В. А., Перепелица Д. Г., Челухина Н. Ф., Асяева Э. А., Марков М. А., Бадалов Л. А., Галанова А. В. Основы российского рынка криптовалют. — М.: Изд-во «КНОРУС». 2019.
- Кузнецов А. В. Устойчивое развитие России в мировой экономике // Проблемы теории и практики управления. 2019. № 10. C. 68–82.
- Минчичова В. С. Иностранные инвестиции в международном бизнесе (учебно-методическое пособие и практикум) // — М.: МАКС Пресс, 2016.
- Минчичова В. С. Россия в мировой экономике и мировых финансах (учебное пособие) // — М.: Русайнс, 2020.
- Формы и модели международного научно-технического сотрудничества в России. // Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере. — М., 2018.