Четвертая промышленная революция или «Индустрия 4.0» — одна из самых обсуждаемых тем последних лет, ставшая центром внимания технологических новаторов, ведущих-бизнес лидеров и мировых политиков. В 2011 году Германия стала первым государством, принявшим «Индустрию 4.0» в качестве стратегической программы экономического развития страны. Ведущие страны мира последовали ее примеру и занялись активной разработкой собственных стратегий по развитию промышленности. Так, в Нидерландах появилась программа под названием “Smart factory”, в Великобритании — High Value Manufacturing Catapult, в США — некоммерческий Консорциум промышленного интернета и т. д. В Китае была разработан план «Сделано в Китае-2025», целью которого являлось поднятие всевозможных видов промышленности страны и в результате реализации которого государство стало претендовать на звание мирового лидера в сфере высоких технологий. На протяжении 6 лет китайский рынок робототехники является крупнейшим в мире; по прогнозам, в 2019 году аналогичную позицию займет розничный рынок Китая; а к 2025 году китайцы планируют доминировать в таких передовых направлениях, как аэрокосмическая отрасль, искусственный интеллект и др. Сильнейшие мировые экономики готовы принять концепцию очередной промышленной революции. Возникает вопрос: а насколько вовлечена Россия в данный инновационный марафон?
Готова ли Россия?
Увы, статистика говорит, что до новаторского бума нам еще далеко. Согласно данным Международной федерации робототехники, в РФ на 10 тысяч рабочих приходится всего три промышленных робота, в то время как в среднем по миру их 69, а в лидирующих Германии, Японии и США — более ста. И это далеко не единственное свидетельство того, что уровень вовлеченности российских предприятий в грядущий промышленный переворот оставляет желать лучшего. Нет, страна не бездействовала на старте гонки за инновациями, — внедрение технологий началось в одно время с другими странами; однако, масштабы государства и его бюрократическая система в значительной степени тормозят общегосударственную идею оцифровывания производства. Проблемой новой «модернизации» также является накопленное за время предыдущих промышленных революций оставание от развитых экономик и ряд неурегулированных базовых институциональных проблем, таких как переход несформировавшейся рыночной экономики к капитализму, высокий уровень коррупции, «подавление» малого бизнеса и т. д. Готовность России к принятию «Индустрии 4.0» вызывает большие сомнения.
Что мы имеем?
Концепция «Индустрия 4.0» рассматривает предприятие как цифровую экосистему с интегрированными в единое информационное пространство физическими процессами, что подразумевает автоматизацию управления жизненным циклом изделия, интеграцию вычислительных систем в процессы производства, обеспечение эффективности использования Big Data, внедрение технологии IoT и т. д. Несмотря на столь высокие требования, в России все же существуют предприятия с оптимальной степенью автоматизации, такие как «Ростехнологии», «Газпром-нефть», «Росатом» и т. д. Однако, если крупные корпорации преуспели в реализации программы «Индустрия 4.0», то у средних и малых предприятий дела обстоят куда хуже: в большинстве случаев в процессе производства задействовано устаревшее зарубежное оборудование или оборудование советских времен, а ручной труд по-прежнему является неотъемлемой частью производства.
Преграды для перемен
Основным сдерживающим фактором модернизации производства в России является дешевая рабочая сила. Руководители промышленных предприятий задаются вопросом, насколько выгодна замена рабочего с заработной платой в 30–40 тысяч рублей в месяц на робота стоимостью порядка 10 миллионов рублей? К тому же, нет гарантии, что дорогостоящее оборудование прослужит более 3-х лет при максимальной загрузке.
А готовы ли люди принять инновации? Четвертая промышленная революция многого требует от управленческого состава предприятий. Люди должны научиться доверять информации, получаемой от датчиков и контроллеров, и принимать решения не на уровне интуиции, а на основе цифр и статистических данных. Также вследствие хайпа вокруг грядущего технологического переворота у людей развивается технофобия — многие боятся потерять работу и стать невостребованными, то есть лишиться основного способа добычи средств на обеспечение жизни. Неготовность принятия людьми инноваций — еще один важный фактор, препятствующий их внедрению.
Нельзя не учесть экономические риски в качестве ограничивающего фактора. Стоимость высокотехнологичного зарубежного оборудования с учетом девальвации рубля очень высока, уровень заработных плат и стоимости внедрения такого оборудования приближает горизонт окупаемости роботизированных систем к критической цифре — более пяти лет. Поэтому автоматизация производства в России является скорее неоправданным риском, чем практическим решением. Но если будущего без автоматизации нет, какие решения должны принять производственные организации?
Выход для малого исреднего бизнеса
В дальнейшем развитие ситуации в большей степени зависит от государства и его готовности оказать поддержку отечественным разработкам и внедрению новых технологий на законодательном и экономическом уровнях. Однако технологичное будущее предприятия во многом зависит от стратегии его инновационного развития. Если организация не обладает средствами на закупку дорогостоящего оборудования и единовременное переоснащение производства, то логично будет автоматизировать сперва отдельные процессы, а затем уже производство в целом, используя при этом отечественные роботы-манипуляторы. Подобное решение не требует замены существующего оборудования и оптимизации бизнес-процессов, но принесет организации немало выгоды. Так, оно позволит персоналу постепенно адаптироваться к изменениям в производственном процессе, запустит процесс анализа технологических процессов и в итоге приведет к полному переоснащению производства. Поддержка предприятий на государственном уровне в дальнейшем позволит отечественным производителям вывести на мировой рынок новые российские бренды, вследствие чего увеличатся государственные доходы и приток средств в бюджет страны, что в свою очередь позволит Российской экономике конкурировать с ведущими странами мира.
Литература:
- Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы: труды научно-практической конференции с международным участием / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017.
- Промышленные технологии и инновации: Учебник для вузов / под ред. Зарецкого А. Д., Ивановой Т. Е. СПб.: «Издательский дом «Питер»», 2017.
- Как интернет привел промышленность к революции? / Егоров Н. // Gazeta.ru. — URL: https://www.gazeta.ru/prcom/2017/06/02/10704923.shtml#page4
- Сравнительный анализ ключевых особенностей развития «Индустрии 4. 0" в странах Европы, Азии, США и России. / Селедцова И. А., Никонова В. А. // CYBERLENINKA. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-klyuchevyh-osobennostey-razvitiya-industrii-4–0-v-stranah-evropy-azii-ssha-i-rossii (дата обращения 24.03.2019)
- Цифровая Россия. / Катерина Овсянко // РБК. — URL: http://digital-russia.rbc.ru/article-page_2.html (дата обращения 24.03.2019)