Вступление России в ВТО: предпосылки и тенденции развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №27 (265) июль 2019 г.

Дата публикации: 05.07.2019

Статья просмотрена: 2388 раз

Библиографическое описание:

Неволина, Ю. С. Вступление России в ВТО: предпосылки и тенденции развития / Ю. С. Неволина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 117-120. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61319/ (дата обращения: 16.12.2024).



В 1993 году Россия официально подала заявку на присоединение к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В 1995 году ГАТТ был переименован во Всемирную Торговую организацию (ВТО). И только с 2000 года Россия создала рабочую группу и начала свои масштабные переговоры, для вступления в членство. Россия — была крупнейшей экономической державой вне ВТО. 18 лет страна принимала решение о целесообразности стать участницей ВТО, это самые долгие переговоры в истории всемирной организации.

Представители рабочей группы, политики и эксперты неоднозначно высказывали свое мнение о вступлении России. Большинство считали, что это политический ход США, которой выгодно иметь инструмент влияния на Россию. На тот момент, на долю ВТО, приходилось 95 % мирового товарооборота. [3] Но тем не менее, политики считали вступление — крахом экономики России, развалом промышленного производства и многих других отраслей. Считали, что неизбежно вырастит безработица в стране, а отечественное производство остановится, потому что не сможет конкурировать с мощными иностранными производителями.

Другие же политики напротив, считали, что несмотря на некоторые потери, приобретений же будет в разы больше. Например, страна избавиться от экономических барьеров, увеличится товарооборот, откроется путь для иностранных инвестиций, что приведет к неизбежному росту экономики страны. Чем дольше спорили эксперты, тем напряженней становилась обстановка. Но 16 декабря 2011 года России снова было предложено вступить в ВТО во время министерской конференции в Женеве. Российский парламент должен утвердить условия вступления до 23 июля 2012 года, чтобы завершить процесс присоединения. Россия официально станет членом организации через 30 дней, 22 августа 2012 года.

Президент предоставит России статус постоянных нормальных торговых отношений (ПНТР), статус, который все члены ВТО обязаны обеспечивать друг другу.

Вступая в ВТО, Россия берет на себя обязательство привести свое торговое законодательство и обязательство соблюдать правила ВТО и другие меры по открытию рынков. Действуя так, Россия делает крупный шаг в интеграции торговой системы с остальным миром. Эти обязательства включают в себя:

– недискриминационный режим импорта товаров и услуг;

– снижение тарифов и обязательных уровней тарифов;

– обеспечение прозрачности при осуществлении торговых мер;

– ограничение сельскохозяйственных субсидий;

– обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности (ПиС) иностранных правообладателей;

– отказ от использования инновационных и других инвестиционных мероприятий

Вступая в ВТО, Россия также обязуется принять процедуры урегулирования споров ВТО. В свою очередь, Россия будет иметь право голоса в формировании и реализации режима международной торговли. Она сможет привлекать своих партнеров к ответственности за соблюдение правил, при проведении торговых отношения с Россией. Это делает торговые отношения более предсказуемыми и стабильными.

Кроме того, Российские экономические реформаторы ожидают, что членство в ВТО сделает Россию более привлекательным местом для иностранных производителей и инвесторов, чтобы вести бизнес, которые могли бы увеличить экономический рост России.

Вступление в ВТО было поддержано некоторыми российскими политиками, которые пытались реструктуризировать и реформировать российскую экономику в постсоветское время. Утверждали, что процесс присоединения приведет к успеху.

Преимущества сотрудничества России с ВТО:

  1. Доступ на мировой товарный рынок.
  2. Ликвидация торговой дискриминации, равные права для всех стран-участниц:
  3. Развитие своих торговых интересов и привлечение иностранных инвесторов;
  4. Повышение имиджа страны, доступ к современным технологиям и развитие технического прогресса, развитие товарооборота и повышение качества выпускаемой продукции;
  5. Защита прав на интеллектуальную собственность.

Возможные негативные последствия вступления в ВТО:

  1. Утрата самостоятельности;
  2. Угроза регресса в развитии российского бизнеса и промышленности, маленький процент экспорта российских товаров и услуг на иностранные рынки;
  3. Захват иностранных товаров и услуг российского рынка.

Условия, предъявленные России для вступления в ВТО:

  1. Иностранные производители и компании должны иметь открытый доступ на российские рынки услуг;
  2. Отмена/ограничения таможенных пошлин на ввозимые товары;
  3. Государство должно отказаться от поддержки финансами экспорта продуктов сельского хозяйства.
  4. Отменить пошлины на импорт продукции высоких технологий.
  5. Разрешить иностранным предприятиям сектора страхования внедрять свои филиалы в России в течении 9 лет, после вступления страны в ВТО.

При соблюдении этих условий, Банки работают без ограничений на проведение любых операций.

Цели вступления России в ВТО:

  1. Доступ российских товаров и услуг на иностранные рынки;
  2. Контроль и решение торговых споров на международной арене;
  3. Хорошие условия для привлечения иностранных инвестиций в экономику страны;
  4. Расширение возможностей для Российских инвесторов в других странах-участницах ВТО;
  5. Политический аспект вступления России в мировую торговлю, как полноправного участника международной экономики.
  6. Повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг, повышения качества их производства, за счет увеличения иностранных конкурентов.
  7. Принятие участия в разработке правил международной торговли, предложения своих тезисов и методов контроля, исходя из российских интересов международного сотрудничества [1].

Переход России от централизованного планирования должен был быть трудным и длительным. Коммунистическая система была сильно укоренена. Кроме того, у России не было наследия рынка, как и в случае с некоторыми странами Центральной и Восточной Европы.

России пришлось иметь дело с наследием советской экономики, которая была введена для удовлетворения потребности военных, в то время как частный сектор производства и инвестиций и потребительского спроса имели очень низкий приоритет.

Хотя экс-президент Борис Ельцин начал процесс вступления в 1993 году, проект был закален политической нестабильностью. Это включало противостояние Ельцина в 1993 году с Верховным Советом, бывшим парламентом, который состоял в основном из бывших коммунистов.

Нестабильность была также вызвана переизбранием Ельцина на пост президента. Этот период был также одним из крупнейших экономически нестабильным. Высокая инфляция, высокие процентные ставки, падение курса рубля, серьезные экономические спады и неуправляемая программа приватизации — все это привело к крупному финансовому кризису в августе 1998 года. Эти факторы способствовали политическим и экономическим условиям, не способствующим проведению экономических реформ, которые необходимы переходной экономике.

Во время своего первого президентского срока (2000–2004) Владимир Путин способствовал интеграции России в мировое сообщество. Мировая экономика как часть его стратегии по возрождению российской экономики и восстановлению страны из хаоса ельцинского периода. Эта стратегия включала содействие присоединению России к ВТО. Правительство выполнило многие из требуемых законов для реформы, а также для приведения своего торгового режима в большее соответствие с правилами ВТО.

Однако во время своего второго срока (2004–2008) Путин сократил экономическую реформу, восстановил государственный контроль над важнейшими секторами экономики, включая нефть и природный газ, и прекращение других структурных реформ, которые были направлены на диверсификацию экономики, нефти и других природных ресурсов.

Тем не менее, в российской экономике наблюдался значительный экономический рост, поскольку мировые цены на нефть продолжали расти, и правительство практиковало разумную налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику, которая производила государственные профициты и инфляцию.

Поддержка Путиным вступления в ВТО, похоже, тоже пошла на убыль. Тем не менее, Россия сделала шаги на встречу к присоединению, путем заключения многих двусторонних переговоров о доступе на рынки, в том числе с Европейским союзом (ЕС) в 2004 году, Соединенными Штатами в 2006 году и большинством других стран — участниц ВТО.. Российская экономика сильно пострадала от мирового финансового кризиса, который разразился в 2008 году.

В условиях экономического спада, последствия которого ощущаются до сих пор, совпадающего с президентством Дмитрия Медведева, который правил в тандеме с Путиным в качестве премьер-министра. Кризис обнажил слабые стороны российской экономики, в том числе ее значительная зависимость от управления делами Президента России.

Россия столкнулась с резким снижением цен на нефть, газ и прочие товары. Были выявлены серьезные недостатки в финансовой системе. Кризис ограничил доступ России к иностранным банковским кредитам, по которым работают многие российские компании. Россия также столкнулась с беспокойством инвесторов, вызванным отчасти ее военной конфронтацией с Грузией в августе 2008 года.

К середине 2009 года Россия была близка к завершению процесса присоединения. Однако, в июне 9 сентября 2009 года Путин объявил, что Россия откажется от своей заявки на вступление в ВТО в качестве единого образования и вместо этого будет стремиться к присоединению с Беларусью и Казахстаном в качестве Таможенного Союза, который отодвинул процесс примерно на год и также вызвал сомнения у Путина о необходимости вступить в ВТО. Однако, встретив сопротивление со стороны членов ВТО и чиновников, Россия и две другие страны решили добиваться присоединения отдельно, в то время как продолжали координацию торговой политики в рамках Таможенного союза [2, с.5].

24 июня 2010 года во время встречи в Вашингтоне, округ Колумбия, президент Обама и президент Медведев пообещали решить оставшиеся двусторонние вопросы по вступлению России в ВТО.

США также обязались оказать России техническую помощь для ускорения процесса присоединения России. На 1 октября 2010 года Офис торгового представителя США объявил, что Соединенные Штаты и Россия решили большинство двусторонних вопросов, в том числе связанных с правами интеллектуальной собственности (ПИС.) Кроме того, Россия завершила переговоры с ЕС и другими торговыми партнерами.

22 августа 2012 года Россия официально стала 156 страной- членом ВТО. В результате вступления, Россия получила уникальную возможность влиять на правила торговли мирового рынка, был осуществлен пересмотр многих антидемпинговых норм в нескольких отраслях экономики.

Вступление России в ВТО, привело не только к качественным, но и к количественным эффектам в экономики. Принесло больше стабильности и предсказуемости в отношениях между странами, уменьшая возможности для односторонних действий со стороны других стран-участниц.

В то же время страна ограничена в том, на сколько она может поднять свои тарифы, например, на импорт автомобилей, потому что обязана придерживаться правил и соглашений ВТО. А также США экспортирует свою сельскохозяйственную продукцию (мясо, виноград, яблоки, и переработанные продукты питания), соответственно цена на эти продукты выросла в 2–3 раза, в результате сокращения российского производства.

В результате пересмотра таможенных пошлин, США могут добиться увеличения экспорта гражданских воздушных судов и авиационных частей, телекоммуникационного оборудования и фармацевтических препаратов.

Кроме того, совершенствование правоприменительной практики в России на права интеллектуальной собственности и концессии на иностранные инвестиции подняли уровень инвестора и повысили доверие для повышения уровня инвестиций американского бизнеса в Россию.

«Нормальные торговые отношения» (НТР) или «режим наибольшего благоприятствования» (НБН), торговый статус в России, используется для обозначения отсутствие дискриминации торговых партнеров по сравнению с другими странами.

Решение о вступлении России в ВТО принималось 18 лет, но политика так и не дают однозначных заключений о результатах этого соглашения. Многие политики настаивают, что времени прошло слишком мало, чтобы делать какие-то выводы. Что все что максимальный эффект от присоединения к ВТО мы увидим только в далеком будущем [2].

Другие же эксперты напротив, считают, что именно соглашение с организацией было основным фактором возникновения кризиса в России. Но Россия все-же думает о выходе из ВТО, тем более никаких штрафов за выход не предусмотрено. Более того, одна из партий Госдумы России придумала план выхода из ВТО. В любом случае, выход страны из торговой организации повлечёт за собой ряд, как негативных, так и положительных последствий [4].

Литература:

  1. Асадуллина, Н. Р. Перспективы развития // Воспроизводственный потенциал региона: проблемы количественных измерений его структурных элементов: Материалы 6-ой Международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 358–363.
  2. Бикалова, Н. А. Влияние ВТО на финансовый сектор экономики России. Обеспечение экономической безопасности России в условиях членства во Всемирной торговой организации: Сборник статей. — М.: Научно — исследовательский центр финансовой безопасности, 2013. — 142 с.
  3. Сутырина, С. Ф. Членство в ВТО — новый этап участия России в международной торговой си- стеме / под ред. С. Ф. Сутырина, Н. А. Ломагина. СПб.: Издательский центр экономическо- го факультета СПбГУ, 2013–264 с.
  4. Исаченко, Т. М. Реформа ВТО: предпосылки, условия и перспективы // Вестник МГИМО Университета. — 2016. — № 3 (48). — С. 239–248.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, ВТО, вступление России, российская экономика, интеллектуальная собственность, США, международная торговля, повышение качества, рабочая группа, Таможенный союз.


Задать вопрос