В условиях глобализации международного рынка происходят изменения в сфере цифровой экономики, путем внедрения новых тенденций и современных маркетинговых инструментов. Электронная коммерция, являющиеся одной из отраслей цифровой экономики, включает в себя все торговые транзакции, бизнес-процессы, осуществляемые в онлайн-пространстве.
Статистика на рисунке 1 отображает ежегодный доход от продаж в мировой электронной коммерции. Можно наблюдать, что показатель стремительно растет с каждым годом и, исходя из прогноза, тенденция роста будет продолжаться. Отсюда можно сделать вывод, что на данный момент сфера электронной коммерции является перспективной и занимает значительное место в цифровой экономике.
Рис. 1. Доходы от продаж в сфере E-commerce в мире (в трлн.$) [1]
Несмотря на мировое стремление к инновациям, Китай является единственной страной, демонстрирующее абсолютное лидерство в области электронной коммерции, что существенно выделяет его на международном рынке. Такое значительное доминирование можно объяснить тем, что Китай начал формировать сферу интернет-торговли еще в 2000-х годах, и по сей день является примером эффективно работающей системы. Перейдем к более подробному рассмотрению китайского рынка электронной коммерции.
Рис. 2. Доходы от продаж в сфере E-commerce в Китае (в трлн.$) [2]
По данным компании eMarketer онлайн-транзакции в 2021 году достигли 2,77 триллиона долларов. Также прогнозируется, что к 2024 году показатель достигнет 3,56 триллиона. Это будет значить, что рынок электронной коммерции КНР будет больше, чем в США, Великобритании, Японии, Германии и Франции вместе взятых.
Стоит отметить, что 80 % всех транзакций осуществляются через мобильный телефон, что является одной из особенностей китайского интернет-рынка. Данное явление можно объяснить частым использованием мобильного интернета, а также наличием мобильных приложений, позволяющие удобно и быстро совершать онлайн-покупки. В целом, мобильный телефон является для китайцев универсальным инструментом, с помощью которого они могут удовлетворить свои потребительские потребности.
Еще раз подчеркивая масштаб китайского интернет-рынка, становится неудивительно почему он становится привлекателен не только для китайских компания, но и зарубежных, желающий расширить свою торговую деятельность. В связи с этим, наиболее актуальным вопросом является не только осознанный выбор выхода на столь крупный рынок, но и разработка маркетинговой стратегии, осуществляемая при помощи современных маркетинговых инструментов и онлайн-платформ.
Для того, чтобы рассматривать тот или иной инструмент сначала следует разобраться в самом понятии «интернет маркетинг». Интернет-маркетинг является одним из направления маркетинга, а также частью электронной коммерции, при реализации которого применяются элементы традиционного маркетинга в интернет-среде [4].
Перед тем, как преступить к описанию специфики того или иного инструмента, обратимся к статистическим данным для определения наиболее перспективных китайских интернет-ресурсов.
Рис. 3. Количество пользователей различных китайских приложений (в млн), 2022г [3]
Исходя из приведенной диаграммы на рисунке 3, можно увидеть, что самые популярные на данный момент приложениями являются WeChat (1 место), Douyin (2 место), Taobao (3 место), Kuaishou (4 место).
Далее рассмотрим каждое приложение по отдельности:
1) WeChat
Данное приложение использует каждый гражданин КНР любой возрастной категории и социального статуса. Неудивительно, почему он является лидером по количеству пользователей. Данная программа включает себя не только обычный мессенджер, но и большинство других услуг, такие как: вызов такси, покупка авиабилетов, оплата покупок, и многое другое. В WeChat существуют персональные аккаунты, предназначенные для личного общения, подписные, созданные для компаний и популярных людей, а также сервисные, направленные на работу с клиентами и интеграцией с интернет-магазинами.
2) Douyin
Douyin является китайской версией небезызвестного TikTok. Возраст пользователей распределяется следующим способом: 35 % — от 25 до 34 лет, 25 % — старше 46 лет. Для того, что получить доступ на данный сервис, необходимо иметь китайский номер телефона или аккаунт в WeChat. Данное приложение востребовано не только видеоформатом, где производители активно продвигают свой бренд, но и прямыми трансляциями, которые стали одним из ключевым каналом продвижения. По оценкам Coresight Research, на прямые трансляции приходилось почти 9 % от общего объема продаж электронной коммерции в Китае в 2019 году.
3) Taobao
Taobao является самой популярной площадкой электронной коммерции в Китае. Владеет данным сервисом интернет-гигант Alibaba. В приложении можно купить все: от одежды и электроники до самолетов и небоскребов. Нет четкого разделение на возрастной сегмент, поскольку сервис универсален и подойдет для любой возрастной категории. Приложение предназначено для жителей КНР, поэтому нет возможности осуществить доставку заграницу.
4) Kuaishou
Kuaishou является вторым (уступая Douyin) приложением для выкладывания видеороликов и проведения прямых трансляций. Разница между этими двумя платформами заключается в возрастной категории и местожительством пользователей. Возраст здесь варьируется следующим образом: 35 % старше 46 лет, 32 % в возрасте от 25 до 34 лет. А большее количество пользователей живут в некрупных городах Китая или в сельской местности, снимая простые и повседневные видеоролики.
Рассмотрев и опробовав самые востребованные инструменты китайского интернет-маркетинга, можно осознанно начинать разработку маркетинговой стратегии и продвижение бренда, путем использования подходящего инструмента.
Таким образом, китайский рынок интернет-торговли занимает серьезные место в сфере мирового рынка электронной коммерции, в связи с чем пользуется спросом у зарубежных стран. Компаниями, желающим выйти на китайский интернет-рынок, стоить обратить внимание на использование таких интернет-сервисов как WeChat, Douyin, Taobao, Kuaishou, в зависимости от нужного сегмента потенциальных потребителей. Поскольку данные интернет-сервисы, имеют достаточно много маркетинговых инструментов продвижения, например контекстная и медийная реклама, а также проведение прямых трансляций и размещение видеороликов. Правильно использование данных инструментов позволит зарубежным компаниям расширить торговую деятельность и закрепиться на китайском рынке электронной коммерции.
Литература:
- Global retail e-commerce sales 2014–2026 [Electronic resource]: https://www.statista.com/statistics/379046/worldwide-retail-e-commerce-sales/
- China: E-commerce Value 2019–2026 [Electronic resource]: https://www.globaldata.com/
- 10 популярных приложений в Китае [Электронный ресурс] https://ekd.me/2022/08/top-10-dau/?ysclid=lar73abef6561198225
- Акулич М. В. Интернет-маркетинг: Учебник для бакалавров. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 7 с.