Выход на зарубежные рынки всегда непростая задача. Необходимо иметь понимание особенностей выбираемой страны, знать ее экономическое положение, потребности потребителей и даже политическую обстановку. Китайский рынок по-своему уникален. Благодаря своей эффективности и популярности, с каждым годом он притягивает все больше и больше предприятий. Однако компания, принявшая решение зайти на данный рынок, должна учитывать не только его особенности, но и саму психологию и мировоззрение китайцев. Нужно понимать, что китайцы очень мобильны, их стратегическое мышление делает их рациональными и прагматичными. Эти качества закладывались еще с древних времен, о чем свидетельствует их политическая деятельность. Китайцы живут по принципам мудрецов, которые выявили все тонкости человеческого общения. Поэтому сегодня это одна из основных особенностей их национальный психологии.
На сегодняшний день китайский рынок является одним из самых динамичных и быстрорастущих в мире. Несмотря на международное стремление к экономическому развитию, КНР по-прежнему демонстрирует абсолютное лидерство в сфере электронной коммерции, что делает ее примером для других зарубежных стран. Однако без четкой и эффективной стратегии можно потерпеть крах, что вызовет потерю больших средств и энергии. Поэтому для успешного развития необходимо не только всесторонне изучить современные маркетинговые инструменты, но и стратегические подходы, культурные и национальные особенности:
- Простота и мобильность
Практичность — одна из ключевых особенностей современного китайского народа. КНР является развивающиеся страной, которая стремится к инновациям и трендам, которые смогут существенно облегчить жизнь своих граждан, и внести вклад в дальнейшее развитие страны. Потребители крайне не приветствуют сложные алгоритмы, вынуждающие их потратить время и энергию. Вместо этого они будут искать более простые и в то же время надежные варианты.
- Патриотизм
Политический режим КНР работает настолько эффективно и безболезненно, что вряд ли вы встретите китайца, который не гордился бы своей родиной. Национальный дух настолько велик, что отказаться от товаров, произведенных в Китае, потребителям будет крайне сложно и непривычно. Это связано с национальной гордостью и желанием поддержать отечественных потребителей.
- Высокая ценовая чувствительность
Ни для кого не секрет, что товары, произведенные в Китае намного дешевле по сравнению с другими зарубежными рынками. Поэтому ключевым фактором успеха является правильная стратегия ценообразования. Она должна не только удовлетворить местных потребителей, но и приносить прибыль. Однако учитывая экономические масштабы, возможности, жестокую конкуренцию, ценообразование может оказаться далеко непростой задачей. Для построения успешной стратегии ценообразования необходимо учитывать следующие:
— Своевременное отслеживание тенденций, наблюдения за потребительским поведением и предпочтениях, которые в дальнейшем можно отразить в бизнес-стратегии компании
— Китайцы крайне чувствительны к цене. Соотношение цены и качества будет играть решающую роль. Низкая цена является существенным фактором увеличения продаж. Однако высокая цена должна соответствовать ожиданиям и оправдывать себя в виде высокого качества товара.
— Понимание географии КНР также может сыграть большую роль. Необходимо понимать региональные значения провинций, понимать, какой город считается более крупным и платежеспособным, а какой менее. Это обеспечит надежность и будет соответствовать покупательной способности жителей определенного города или региона.
- Интерес к новинкам
Естественно, китайцы гордятся своим масштабом производства, считая его лучшим и инновационным. Именно поэтому удивить и угодить китайскому потребителю будет непросто. Однако благодаря желанию к экспериментам, китайцы умеют проявляют большой интерес к новинкам, которые также помогут им быть в тренде, особенно если это техника.
- Социальный статус
Китайцам важно социальное признание, они очень ценят и оберегают свое социальное положение в обществе. Из этого и появляется интерес к тем товарам, которые будут выделять их из толпы и подчеркнут статус.
Мы рассмотрели основные особенности китайских потребителей. Однако для полного понимания, необходимо рассмотреть особенности самого китайского рынка:
- Электронная коммерция
Как было упомянуто раннее, китайская электронная коммерция занимает лидирующую позицию в мире. Исходя из прогнозов, к 2024 году показатель онлайн-транзакций Китая достигнет 3,56 триллиона долларов. Что превысит рынок США, Великобритании, Германии, Франции, и Японии вместе взятых. Поэтому основным каналом продвижения будет интернет, который позволит быстро и эффективно достичь внимания у целевой аудитории.
- Маркетинговые онлайн-инструменты и платформы
Стоит отметить, что в Китае 80 % операций осуществляется через телефон. Через телефон китайцы не только совершают большую часть своих покупок, но и удовлетворяют другие потребности, которые им необходимы в своей повседневной жизни. Поэтому не стоит недооценивать их способности к применению технологий. На сегодняшний день существуют много китайских платформ и приложений, с помощью которых можно эффективно продвигать свои товары и услуги. Однако стоит учитывать, что каждый маркетинговый инструмент особенный и имеет свои правила, которым необходимо следовать, чтобы успешно закрепиться.
- Суровая конкуренция
Логично предполагать, что в связи с большой конкуренцией хорошо закрепиться на китайском рынке будет не так просто. Если хорошо не продумать стратегию выхода на рынок, есть риск того, что компания будет «съедена» нещадящими конкурентами. Это настоящая борьба, требующая определенных знаний и немалых средств на формирование конкурентного преимущества.
- Постоянные изменения
Как и ожидаемого от развивающиеся страны, Китай не их тех, кто будет стоять на месте. Рынок КНР имеет огромные перспективы на будущее, поэтому подвергается постоянному развитию и изменениям. Со стороны компании необходимо выработать способность к адаптации и подстраиванию к любым изменениям. Малейшее отставание от трендов и конкурентов может нести за собой большие потери.
Таким образом, Поднебесная — не только страна, богатая своей историей и культурой, но и выдающийся лидер в экономической сфере, ежегодно притягивающий к себе все больше производителей и потребителей. Чтобы заслуженно воспользоваться всеми преимуществами рынка КНР, необходимо провести широкий и глубокий анализ экономических, культурных и социальных особенностей данной специфический страны.
Литература:
- Ценообразование в Китае [Электронный ресурс] https://marketingtochina.ru/czenoobrazovanie-v-kitae-kak-razrabotat-effektivnuyu-strategiyu-czenoobrazovaniya-dlya-kitajskogo-rynka/?ysclid=lirb8p6ho6107787200
- Ван. Ц. Специфика и основные черты китайской аудитории в социальных сетях / Ц. Ван // Горизонты мировой журналистики: история и современность. — М., 2015. — С.64–67.
- Ли Ч. Развитие интернет-маркетинга в КНР / Ч. Ли, В. С. Голик // Маркетинг в России и за рубежом. — 2015. — № 3. — С.112–117
- Олесик Т. А. Рынок электронной торговли Китая / Т. А. Олесик, А. Д. Терновская // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2017. — Т.1, № 4. — С.112–114.