Разнообразная и здоровая окружающая среда необходима для устойчивого развития на благо всего человечества. К сожалению, следует констатировать, что в мире с каждым годом остается все меньше территорий и регионов, которые можно было бы рассматривать как резервы устойчивости (10).
Арктическую зону относят к числу «резервуаров» стабильности нашей планеты, она имела и будет иметь большое значение в сохранении устойчивости на Земле: «Если бережно обращаться с природой Севера, внимательно относиться к социальным вопросам, касаемо освоения арктических территорий при использования современных технологических подходов, Арктика будет представлять собой современную модель сотрудничества государств на мировом уровне». [3]
И на сегодняшний день Арктика является зоной масштабного сотрудничества на международной арене. Важным моментом, который способствовал становлению и развитию глобальной экологизации, стало создание в тот период Организация Объединенных Наций [22, с. 23].
Этот регион стал стратегически важным не только для арктических государств, но также и для других стран современного мира благодаря большому количеству природных ресурсов, потенциальных запасов нефти и газа, а также транзитных возможностей [9].
Однако любая интенсивная промышленная деятельность является негативным фактором для такой хрупкой природы, как в Арктике и ведет к росту деградации арктических экосистем. Это ведет к необходимости разработать и проводить разумную хозяйственную деятельность в данном регионе, тщательно изучить проблемы, касающихся экологии, а также проведению политики, которая будет направлена на сохранение и защиту арктической среды обитания [1].
На сегодняшний день Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) акцентирует особое внимание на следующих особо значимых проблемах в Арктике. [23]
Во-первых, это таяние арктических льдов и в целом изменение климата. Учитывая данные недавно проведенных исследований, в течении последних 115 лет в Арктике температура воздуха поднялась до рекордно высоких значений. [4] Ученые прогнозируют, что если к 2030 г. лед в Арктике будет весь исчезать на летний период, то к 2070 г. вполне возможно, что наша Земля вообще останется без северной ледяной шапки. [13]
Влияние изменения климата на Арктику
Воздействие изменения климата в Арктике впервые было оценено Арктическим советом, межправительственным форумом высокого уровня, созданным в 1996 году для предоставления средств для содействия сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами. [20]
Отступление арктического морского льда в последние десятилетия привело к улучшению доступа к морю, изменениям в экологии прибрежной зоны и биологическому производству, неблагоприятным воздействиям на многих зависимых от льда морских млекопитающих и усилению воздействия прибрежных волн [16].
Влияние меняющейся Арктики на глобальный климат
Хотя глобальное потепление повлияет на Арктику, изменения в Арктике почти наверняка будут способствовать глобальному потеплению.
Почвы Арктики содержат огромный запас углерода. В то время как исследования продолжают изучать динамику вечной мерзлоты таяния и выбросов этого накопленного углерода, некоторые ученые считают, что количество углерода, выделяющегося при вечной мерзлоте таяния, может значительно превышать текущие выбросы углерода человеком. Следовательно, потепление в Арктике может ускорить глобальное потепление за счет увеличения выбросов углерода из арктических почв.
В целом, это грозит не только дальнейшим сокращением площади вечной мерзлоты, что влияет на различные деформации газо- и нефтепроводов, городов, автомобильных, железных дорог, других технических сооружений и инфраструктуры, но может привести к повышению уровня морей и океанов вследствие таяния ледников, а также к изменению климата из-за возможности попадания в атмосферу активного метана и других газов.
Во-вторых, загрязнение вод северных морей морским транспортом, а также нефтяным стоком и химическими соединениями. Тяжелые металлы, которые попадают в природную среду в результате деятельности человека, могут накапливаться в живых организмах и вызывать токсическое воздействие. Огромный ущерб окружающей среде Арктики наносят аварийные ситуации в плавучих платформах и скважинах — нефтяные и газовые фонтаны из скважин, которые приводят к пожарам, разрушению оборудования, ошибкам персонала, разрушению несущих конструкций и т. д., но наиболее опасной является утечка топлива.
Огромный вред экологии Арктики наносят аварийные ситуации на буровых скважинах и плавучих платформах — нефтегазовые фонтаны из скважин, возникающие при этом пожары, разрушение оборудования, ошибочные действия персонала, обрушение несущих конструкций и др., но самое опасное — это разливы топлива. Очистка водного пространства от нефти — задача сама по себе крайне сложная, а в условиях Арктики является просто невыполнимой: по оценкам ученых, при ликвидации аварийных разливов в арктических условиях удастся собрать лишь 10–15 % от разлитой нефти. За время освоения морских и океанических пространств не раз возникали аварии, приводящие к катастрофическим последствиям.
Накопление токсичных химических веществ
Ветровые и океанские течения переносят стойкие химические вещества, многие из которых являются токсичными, в Арктику. Добыча полезных ископаемых и разработка нефти на севере Канады, в Баренцевом море и на Аляске могут увеличить химическую нагрузку в Арктике. Увеличение судоходства в результате изменения климата подвергнет Арктику большему риску загрязнения.
Коренные народы Арктики, которые зависят от местной дикой природы в качестве источника средств к существованию, ежедневно потребляют токсичные вещества, которые могут быть в 10 раз выше, чем допустимо.
В-третьих, изменение среды обитания животных в Арктике и сокращение их популяции. Количество птиц в этом регионе очень велико, и экологические проблемы связаны главным образом с «птичьими базарами» — необычные колонии птиц, которые особенно уязвимы из-за судоходства, требуют тщательной защиты, особенно в период размножения. Кроме того, постоянное сокращение ледяного покрова может оказать негативное влияние на число арктических млекопитающих, которые вынуждены мигрировать на побережье, где их запасы пищи значительно меньше [17].
Созданный в 1996 г. Арктический совет (Arctic Council) включает в себя восемь приарктических стран: Россию, США, Канаду, Данию, Исландию, Норвегию, Швецию и Финляндию. Его главной задачей является охрана окружающей среды региона, обеспечение устойчивого и динамичного развития как средства улучшения экономического, социального и культурного благосостояния народов Севера. Россия активно пользуется этой площадкой для углубления сотрудничества с другими странами. Так, масштабная программа «Арктическая повестка-2020», которую российская сторона планирует запустить в период председательства США в Арктическом совете, включает в себя шесть российских проектов [2].
Активное вовлечение России в решение арктических вопросов обусловлено тем, что Россия является крупнейшей арктической державой. К ее северным границам и берегам прилегает самая большая часть шельфа Арктики, примерно 70 %. Именно в пределах шельфа возможна разработка месторождений нефти, газа и некоторых других полезных ископаемых. [24, С. 56] В 2015 г. в российской Арктике были запущены первые проекты фонда «Валдай» и «Тундра», целью которых является сокращение выбросов черного углерода более чем в 10 раз [6].
Итак, в Арктике очевидны три основные экологические проблемы: изменение климата, изменения в биоразнообразии и использование токсичных химических веществ. Изменение климата является важнейшим фактором, влияющим на все аспекты жизни в Арктике. Изменения в биоразнообразии в значительной степени являются результатом изменения климата, но также вызваны методами сбора урожая и изменением среды обитания в других местах в зонах зимовки и вдоль миграционных путей. Токсичные вещества, которые путешествуют за тысячи километров от своего происхождения на юге, накапливаются в пищевой цепи.
Предотвращение изменения климата может быть достигнуто только путем глобального сокращения выбросов парниковых газов. Чтобы сделать Арктику менее уязвимой к изменению климата, устойчивость — или буферная емкость — арктической экосистемы должна быть достигнута за счет уменьшения синергетического воздействия человеческих угроз в этом районе. Это может быть достигнуто путем:
– снижение загрязнения в районе, а также транспортировки загрязнения в район;
– сокращение чрезмерного вылова рыбы легальными и нелегальными промышленными рыболовными предприятиями;
– снижение воздействия интродуцированных чужеродных видов;
– удаление источников ядерных отходов;
– предотвращение нефтяной деятельности в целом или снижение ее вреда для окружающей среды.
Поэтому международные действия необходимы для решения экологических проблем Арктики. По мере того, как растет осознание важности экологических изменений в Арктике, растет и стимул для правительств решать стоящие перед ними задачи.
В 1979 г. была принята Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния [8]. В 1985 г. к Конвенции был принят Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков [11]. Уже в 1988 г. в Софии был принят Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков [12]. В 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию была принята рамочная конвенция ООН по изменению климата (РКИК). В конвенции отмечается, что в результате человеческой деятельности произошло существенное увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере, что это усиливает естественный парниковый эффект и что это приведет к дополнительному потеплению поверхности и атмосферы Земли и может оказать неблагоприятное воздействие на природные экосистемы и человечество.
Арктика- особая природная территория, и в то же время это уникальная с точки зрения мировой политики транснациональная среда. [27] Сегодня уже можно выделить общие контуры сформированной сложной системы международных связей на разных уровнях: правительства всех арктических государств вовлечены в различные структуры управления, сформированные в результате их взаимодействия, присутствуют также настоящие сети межправительственных и неправительственных организаций, многонациональных компаний. [26, с. 216] Именно в рамках этой уникальной транснациональной среды перед арктическими странами, да и всем мировым сообществом стоит важная задача выработки новых подходов и механизмов, новой модели управления, которая позволит учитывать интересы и возможности всех элементов этой уникальной транснациональной среды.
Литература:
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Министерство иностранных дел Российской Федерации. — Актуальные проблемы современных международных отношений. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. URL:http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/- /asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/294430 (дата обращения 15.04.2020)
- Арктический совет нуждается в перезагрузке. 2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. URL: http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/2015/24–04–2015_Arctic_Sovet_Petezagruzka/ html (дата обращения 22.04.2020)
- Вареник Р. Участники Мурманского экономического форума: «Арктика — горячая штучка!» — Интернет-ресурс. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. URL: http://murmansk.kp.ru/daily/24378/559323/ (дата обращения 20.04.2020).
- В Арктике зафиксирована самая высокая температура за 115 лет // Арктик-инфо. — 16.12.2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. URL: http://www.arctic-info.ru/news/16–12–2015/varktike-zafiksirovana-samaa-visokaa-temperatyra-za-115-let (дата обращения 20.04.2020)
- Декларация об учреждении Арктического Совета от 19 сентября 1996 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901880137 (Дата обращения 23.04.2020).
- Донской: РФ готова выделить $200 млн на экопроекты Арктического совета // РИА Новости. — 08.12.2015. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. URL: http://ria.ru/economy/20151208/1338428488.html (дата обращения 15.04.2020)
- Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г. // Конвенции по окружающей среде. Разработаны под эгидой ЕЭК ООН. Издание ООН. — Нью-Йорк, 1992. — С. 99–122.
- Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. // Конвенции по окружающей среде. Разработаны под эгидой ЕЭК ООН. Издание ООН. — Нью-Йорк, 1992. — С. 1–10.
- Мазур И. И. Арктика — точка бифуркации в развитии глобального мира // Соционауки. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. URL: http://www.socionauki.ru/journal/articles/130860/] (дата обращения 17.03.2020)
- Основные положения стратегии устойчивого развития России / под ред. А. М. Шелехова. М., 2002. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. URL: http://www-sbras.nsc.ru/win/sbras/bef/strat.html (дата обращения 20.04.2020)
- Протокол 1985 г. о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, по меньшей мере, на 30 % к Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния // Конвенции по окружающей среде. Разработаны под эгидой ЕЭК ООН. Издание ООН. — Нью-Йорк, 1992. — С. 19–24.
- Протокол 1988 г. об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков к Конвенции 1979 г. // Конвенции по окружающей среде. Разработаны под эгидой ЕЭК ООН. Издание ООН. — Нью-Йорк, 1992. — С. 25–44.
- Экологические проблемы Арктики // РИА Новости. — 19.04.2010. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. URL: http://ria.ru/arctic_mm/20100419/224209781.html (дата обращения 12.04.2020)
- Arctic Environmental Change and Potential Challenges. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. URL: https://www.nap.edu/read/11753/chapter/6 (дата обращения 05.04.2020)
- Arctic Environmental Challenges Panel presentation 10 September 2014 11th Conference of the Parliamentarians of the Arctic Region, Whitehorse, Yukon Territory, Canada Annika E Nilsson, Stockholm Environment Institute. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. URL: http://www.arcticparl.org/files/environmental-challenges-nilsson-whitehorse-10-sep-2014-final.pdf (дата обращения 05.04.2020)
- IPCC, Climate Change 2007 — Impacts, Adaptation and Vulnerability: Working Group II Contribution to the Fourth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change, eds. M. L. Parry et al., Cambridge University Press, Cambridge, U.K., 2007, pp. 23–78.
- Environmental challenges in the Polar Regions. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. URL: https://www.openaccessgovernment.org/environmental-challenges-polar-regions/10700/ (дата обращения 05.04.2020)
- Environmental and geopolitical issues in the Arctic. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. URL: https://oceans.taraexpeditions.org/en/jdb/environmental-and-geopolitical-issues-in-the-arctic/ (дата обращения 05.04.2020)
- Millennium Ecosystem Assessment, Overview of the Millennium Ecosystem Assessment, 2005. This assessment was called for by United Nations Secretary-General Kofi Annan in 2000.
- Tim Williams, The Arctic: Organizations Involved in Circumpolar Cooperation, Publication no. 2008–15-E, Parliamentary Information and Research Service, Library of Parliament, Ottawa, 2012. The Arctic and environmental change threats. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. URL: https://bellona.org/news/arctic/2007–02-the-arctic-and-environmental-change-threats (дата обращения 07.04.2020)
- Катцов В. М. Порфирьев Б. Н. Изменения климата и их воздействие на окружающую среду и экономику Арктики. Арктика: зона мира и сотрудничества. Отв. ред. А. В. Загорский. М., ИМЭМО РАН, с. 7–26, 2011
- Писарев В. Д. Экологизация международных отношений // США. Экономика. Политика. Идеология. − 1996, № 10. − С. 23−26.
- Свечников А. Л. Экологические проблемы Арктического региона // Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества: хрестоматия в 3 т. — М.: Аспект Пресс, 2013. — Т. 2. — С. 246.
- Савойский А. Г. Совместное освоение Арктики как возможность улучшения экономических отношений между Россией и США//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Международные отношения». 2012. № 2- С. 51–59
- Фролов И. Е., Гудкович З. М., Карклин В. П., Ковалев Е. Г., Смоляницкий В. М. Научные исследования в Арктике. Т. 2. Климатические изменения ледяного покрова морей евразийского шельфа. СПб., Наука, 158 с., 2007.
- Харлампьева Н. К., Лагутина М. Л. Международное сотрудничество в Арктике: эколого- политический аспект/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-v-arktike-ekologo-politicheskiy-aspekt/viewer (дата обращения 08.04.2020)
- Харлампьева Н. К. Формирование транснациональной среды мировой политики в Арктическом регионе // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. В. 10 т. /под ред. А. Ю. Мельвиля Рос. ассоциация междунар. Исследований. − Т.6: Новые тенденции в мировой политике (под ред. В. С. Ягья, В. С. Денисенко). — М.: МГИМО-Университет, 2007. − 152 с.
- Chris Furgal and Terry D. Prowse, “Northern Canada,” in From Impacts to Adaptation: Canada in a Changing Climate 2007, eds. Donald S. Lemmen et al., Natural Resources Canada, Ottawa, 2008, pp. 57–78.
- Cynthia T. Tynan and Douglas P. DeMaster, “Observations and predictions of Arctic climate change: potential effects on marine mammals,” Arctic, Vol. 50, No. 4, December 1997, pp. 308–322.
- Gabrielle Walker, “A world melting from the top down,” Nature, Vol. 446, No. 7137, 12 April 2007, pp. 718–721.
- Richard Kerr, “Is Battered Arctic Sea Ice Down for the Count?” Science, Vol. 318, No. 5847, 5 October 2007, p. 33.