Национальная идентичность РФ: конфликтологический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (209) июнь 2018 г.

Дата публикации: 09.06.2018

Статья просмотрена: 739 раз

Библиографическое описание:

Берсенева, Н. В. Национальная идентичность РФ: конфликтологический аспект / Н. В. Берсенева, Г. А. Соколов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 356-360. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51216/ (дата обращения: 16.12.2024).



В контексте современной действительности категории идентичности, нации, употребляются весьма поверхностно, на интуитивном уровне. Эти категории уже поддавались тщательному изучению, по этой причине употреблять их только на «интуитивном» уровне было бы кощунством.

Понятие нация, широко употребляемая категория, которая подразумевает как определенная общность граждан некоторой страны. С точки зрения Богатурова А. Д., нация — это не некоторая организация или группа людей, а процесс реализации этносом своего природного инстинкта к обладанию наиболее благоприятного положения по отношению к окружающей среде. В данном понятии отчетливо видна связь между нацией и этносом, но оно не до конца раскрывает нацию как категорию группы [3, c. 242].

Нация и национальная идентичность это два взаимосвязанных понятия. Но актуализировать понятие национальная идентичность нам поможет иное понятие нации. Бенедикт Андерсон в своей книге «Воображаемы сообщества» дает совершенно другую интерпретацию данной категории. «Нация: это воображаемое политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежное ограниченное, но в то же время суверенное» [1, с. 47].

Воображаемое оно потому даже члены самой маленькой нации не будут знать всех своих собратьев, а также слышать о них, встречаться с ними, хотя у каждого в умах есть некий образ их общности. Справедливости ради стоит сказать, что не только нация — это воображаемый конструкт, все сообщества, которые крупнее первобытных племен, которые были объединены личным контактом — воображаемые.

Нация, как воображаемый конструкт является ограниченным по той причине, что даже самая большая нация, которая насчитывает, условно говоря, миллиард людей, имеет границы, за которыми проживают другие нации. А воображается она как сообщество, поскольку всегда понимается как «глубокое, горизонтальное товарищество» [1, с. 49]. А суверенность обуславливается стремлением к независимости, где символ этой свободы — суверенное государство.

Следовательно, если нация — это воображаемый конструкт, то национальная идентичность это ментальный образ в сознании человека о существовании таких же людей, как и он сам. То есть человек обладает национальной идентичностью, где он в состоянии определить, где «свой», где «чужой», что является одним из проявлений идентичности. При этом человек не существует без общества, по той причине, что без общества человек не сознает себя человеком. Другими словами, идентичность он обретает, благодаря обществу. Идентичность можно разделить на субъективную и объективную. Их можно определить как «я» и «самость» соответственно. При этом «Самость формируется не только внутренней рефлексивной способностью, но еще и рефлексивными способностями «других»» [12, с. 31]. Под внешним влиянием возникает «социальное я», который выполняет функции фильтра и вносит поправки в образы самости, которые производит субъект.

Роджерс Брубейкер рассуждал о способах употребления категории идентичности. Идентичность может пониматься как коллективный феномен, где идентичность является «тождеством» для членов группы. В данном случаи его можно понимать как объективно — тождество «в себе» или субъективно — как нечто пережитое, воспринятое тождество. Тогда эта категория будет являться предсказуемой, поскольку проявляться будет в солидарности, в коллективных действиях.

Другое понимание рассматривает идентичность через призму социального или политического действия. В таком случаи категория должна внести ясность на «процессивное, интерактивное развитие того типа коллективного того типа коллективно самопонимания, солидарности или «групповости», который делает возможным коллективное действие» [4, с. 77]. Иными словами, идентичность это продукт социального и политического действия, при этом являющийся базисом для подобных действий в будущем. Для политического взгляда на проблему национальной идентичности эти два способа необходимо объединить. Но из-за сложности термина «идентичность» Р. Брубейкер предлагает ввести новую категорию — «Идентификация». Эта категория также, как и идентичность, делиться на внутреннюю и внешнюю — самоидентификация и внешняя идентификация. Но нас интересует национальная идентичность и замена «идентичности» на этапе актуализации данного концепта поможет снизить смысловую нагрузку понятия идентичности.

Государство в современном его виде является, пожалуй, главным агентом идентификации, постольку-поскольку оно «стремиться монополизировать не только применяемую физическую, но и легитимную символическую власть. Эта последняя включает власть именовать, идентифицировать, категоризировать и устанавливать, что есть что и кто есть кто». Государство это мощный «идентификатор» не потому, что может создавать идентичность, а потому, что обдает ресурсной базой, позволяющей насаждать категории.

Конструирование национальной идентичности использует те же методы, что и в геополитической концепции Джозефа Ная «Soft power». Стоит сразу сделать ремарку, что «мягкая сила» имеет внешнеполитическую специфику, то есть подразумевается влияние на другие страны путем использования инструментов ненасильственного характера. ««Мягкая сила» — это власть, которая реализуется в форме коммуникативного воздействия, в процессе которого диктуемое извне поведение воспринимается как собственный и добровольный выбор» [9, с. 43]. Технология конструирования привлекательных образов через дискурсивные средства предлагает реципиенту привлекательность культуры и образов жизни, политическая идеология, если более приземлено, то развлекательные шоу, культурные акции, общественные перформансы и гуманитарные практики. И если рассмотреть данный подход не с точки зрения внешней политики, а сточки зрения внутренней политики, то получается, что государство применяет те же инструменты для создания национальной идентичности, то есть призывает граждан остаться в стране не силовыми методами, а увеличением положительных образов страны, благодаря чему граждане остаются. Государство заинтересовано в добровольном принятии той идентичности, которую оно пропагандирует. Но, как и любая идентичность, национальная идентичность ретроспективна. То есть немало важно для конструирования не только нынешние успехи государства в спортивной, экономической или военной сфере, но и достижения предыдущих поколений, по этой причине одним из самых ярких праздников в России День победы, как межпоколенная связь общества, что является одним из инструментов создание национальной идентичности.

Национальная идентичность, как любая другая идентичность конфликтна по своей природе. Наличие национальной идентичности предлагает нам наличие иной идентичности — подавленной. Данная идентичность и есть проявление конфликтности национальной идентичности. Эрик Эриксон приводил в пример негритянских матерей, которые формировали в детях подавленную идентичность. Эта идентичность формируется через принятие негативной идентичности индивидом. Индивид, который является обладателем подавленной идентичности и осведомлен о наличии доминирующих культурных идеалов в обществе, но в силу того, что его идентичность не позволяет ему следовать этим идеалам, склонен принимать на себя негативные образы, которые формирует большинство. Но опять же, не все так однозначно, данная проблема является многосторонней, так как причины формирования подобной идентичности зависит не только от желания большинства считать меньшинство «своими», есть другая причина, Эрик Эриксон раскрыл другую причину существования подавленной идентичности в своей книге «Идентичность, юность и кризис». «Угнетатели заинтересованы в том, чтобы у угнетаемых была негативная идентичность, потому что их негативная идентичность — отражение бессознательной негативной идентичности самих угнетателей, отражение, которое до определенного предела позволяет ощущать свое превосходство, а также дает хотя и хрупкое, но все же ощущение цельности» [13, с. 317].

С точки зрения философии они постулируют свое присутствие в этом мире, то есть проявляют себя через борьбу с меньшинством. Борьба понимается не только как физическое противостояние. Славой Жижек в книге «О насилии» выделял три вида насилия: Системное, символическое, субъективное. Символическое насилие [Жижек 2010: 6] — понимается не только как речевое воспроизведение негативных образов, но и более фундаментальная форма насилия, насаждение определенной смысловой категории, заставляя человека испытывать эмоции, которые хочет получить инициатор данного вида насилия. Субъективное [6, с. 5] — Это проявления социального насилия, это самое простое понимание насилия, когда о насилии говорят, то чаще всего подразумевают именно субъективное. Системное [6, с. 21] обладает свойством, которое отсутствует у предыдущих видов насилия — это незаметное протекание, данный вид насилия образует стандарт насилия, или как писал Жижек «стандарт нулевого уровня», за счет чего люди могут определить нечто как субъективное насилие. Если не брать в расчет данный вид насилия, то тогда субъективное насилие принимает форму иррациональной вспышки насилия.

Через символическое, системное насилие большинство обуславливает свое существование. Подтверждение своего существования, через борьбу с «другими» свойственно каждому сообществу. В роли меньшинства или людей с подавленной идентичностью в России играют мигранты. По данным ВЦИОМа от 29.11.2016 «Мигранты в России: эффекты присутствия» [14, Пресс-выпуск 3254], всего 36 % респондентов заявили о том, что они не рассматривают мигрантов в качестве источника вливания дополнительных средств в экономику, где не согласилось с подобным заявлением половина опрошенных людей, то есть половина, а это большинство от участвующих в опросе. Они не видят преимуществ от нахождения в стране мигрантов. На один из вопросов о том «должны ли жить отдельно, на специально выделенных территориях, мигранты» положительно ответили 40 % граждан, это не большинство, так как 50 % не считает нужным, несмотря на это, две пятых респондентов положительно отнеслись к подобному варианту существования мигрантов. Одна из проблем это не желание вникать в другую культурную среду, то есть не интересуются культурой и обычаями таких же людей, которые значительно влияют на жизнь коренных жителей. 57 % респондентов на вопрос о том «интересно ли узнать о культуре народов тех стран, что приезжают в страну» ответили негативно. И за ограничение притока иностранных мигрантов в Россию положительно ответили 78 %. Если делать выводы по статистке ВЦИОМа, то можно заметить, что достаточное количество опрошенных негативно относится к мигрантам, что является стимулом к созданию различных негативных образов и распространение их через интернет и телевидение, что и является проявление символического насилия. Это формирует подавленную идентичность, что влечет принятие всех негативных образов, которые навязываются обществом, для тех, кто в него не принят. Следовательно, приводит к неблагоприятным последствиям, принятие как за основу негативную идентичность, люди совершают те поступки, которые приписаны им как базовые. Другими словами, если к человеку относится как к животному, то и ведет он себя как животное, ибо принимает эту модель поведения как базовую.

Не все мигранты подвержены подобным тенденциям, так например мигранты из Украины и Белоруссии, подвержены меньшему давлению, чем мигранты из стран Азии. Ключевую роль играет культура и менталитет. Приезжие из Украины и Белоруссии принимаются даже лучше в обществе, чем некоторые граждане из регионов Кавказа [15, Аналитика экспертов ВЦИОМа — «Свой чужой»]. Что тогда говорить про мигрантов. Нежелательные элементы, прибывшие в общество на неопределенный срок, которые усложняют жизнь — как общий итог опросов ВЦИОМа.

Проблема заложена не столько в мигрантах, сколько в принятии их в общество. Речь пойдет об отношении к самим мигрантам, ведь одной из ступеней к решению проблемы это преодоление стереотипов и негативных образов к приезжим. Что позволит существенно снизить социальную напряженность и увеличить включенность в общество людей, которые ранее находились за бортом этого общества.

Государство должно обладать такими инструментами, как создания национальной идентичности, так и регулирующие конфликтные последствия подобных конструктов. Таким инструментом является ФАДН — Федеральное агентство по делам национальностей основанное 31.03.15. В главе «общие положения» [10, № 368] указаны пункты, в рамках которых действует федеральное агентство, касательно нашей темы можно выделить следующее: «выработка и реализация государственной национальной политики, нормативно-правое регулирование и оказание государственных услуг в сфере национальной политики»; «осуществление мер, направленных на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)»; «по профилактике любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности»; «по предупреждению попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды». До ФАДН мигрантами занималась другая структура ФМС. В 2016 году эта государственная структура была ликвидирована, и введена в состав Министерства внутренних дел, постольку-поскольку не обладала достаточными полномочиями для решения поставленных задач, которые приходилось решать через МВД. Адаптацией мигрантов занималась ФМС, затем МВД, но как отметил замглавы ФМС Вячеслав Поставнин «По факту никто никогда этим успешно не занимался» [16, Вместо МВД адаптацией мигрантов займется Агентство по национальностям]. С 24.08.17 года был подписан указ президента российской федерации о внесении изменения, в связи с чем была вынесена следующая редакция в работу ФАДН: «Выработка и реализация государственно национальной политики, государственной политики в сфере социально и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской федерации, а также нормативно-правовое регулирование и оказание государственных услуг в сфере государственной национальной политики, социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации» [11, № 168]. То есть ФАДН должен выполнять функцию, как создания национальной идентичности, так и адаптации людей с подавленной идентичностью, что снижает конфликтность общества. Выводит людей из маргинального положения, что сразу проявляется на снижении криминального аспекта, и что немало важно в последнее время — профилактика вовлеченности приезжих в деятельность экстремистских и террористических организаций.

Литература:

  1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма/ Пер. с англ. Николаева, В.; Вступ. ст. Баньковской, С. — М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. — 288 с.
  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. — 323 с.
  3. Богатуров, А. Д. Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений/ А. Д. Богатуров Н. А. Косолапов, М. А. Хрусталев — М.: НОФМО, 2002. — 390 с.
  4. Брубейкер, Р. Этничность без групп. / Р. Брубейкер; [пер. И. Борисовой].— М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 408 с.
  5. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2000. — 304 с.
  6. Жижек С. О насилии — М.: Европа, 2010–184 с.
  7. Мид Дж. Интернализированные другие и самость// Американская социологическая мысль: Тексты / под ред. В. И. Добренькова. М.: Аспект Пресс, 1997.- 270 с.
  8. Нойман И. Использование «Другого» Образы Востока в формировании европейской идентичностей. М.: Новое издательство, 2004. — 336 с.
  9. Русакова О. Ф.; Бочаров А. В.; Гриовод Е. Г. Концептуальное основание стратегии цветной революции: теории SOFT POWER, управляемого хаоса и медиатизации политики// Социум и власть,2014 — № 4.– 42–47с.
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.15 № 368 «О Федеральном агентстве по делам национальностей»
  11. Указ Президента РФ о внесении изменения в Указ Президента. № 168 «О Федеральном агентстве по делам национальностей» от 24.08.17г.
  12. Щукин Д. А. Образ врага как механизм выражения социальной связанности. // Конфликтология,2015- № 2.- 30–42 c.
  13. Эриксон Э. Идентичность:юность и кризис. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006.-352 с.
  14. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115969 — ВЦИОМ Пресс-выпуск 3254 «Мигранты в России: эффекты присутствия» — 2016.
  15. https://wciom.ru/index.php?id=238&uid=8006 — ВЦИОМ Аналитика экспертов ВЦИОМа — «Свой чужой»- 2013.
  16. https://www.rbc.ru/politics/11/04/2017/58ecf1c99a79477ac164b5b0 — РБК: «Вместо МВД адаптацией мигрантов займется Агентство по национальностям»
Основные термины (генерируются автоматически): национальная идентичность, Идентичность, подавленная идентичность, мигрант, вид насилия, нация, негативная идентичность, Россия, воображаемый конструкт, Российская Федерация.


Задать вопрос