Российско-северокорейское приграничное сотрудничество: социологический анализ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 11.12.2016

Статья просмотрена: 346 раз

Библиографическое описание:

Сорокина, П. А. Российско-северокорейское приграничное сотрудничество: социологический анализ / П. А. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 763-765. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36626/ (дата обращения: 20.12.2024).



Одним из наиболее интересных и специфичных соседей Российской Федерации (далее — РФ) является Корейская Народно-Демократическая Республика (далее — КНДР). Это страна, которая значительное время проводит политику самоизоляции. С одной стороны, «закрытость» КНДР делает ее изгоем на международной арене, с другой стороны, вызывает интерес к себе. Россия является одной из немногих стран, с кем граничит Северная Корея. Ежедневно меняющаяся ситуация на международной арене вынуждает страны по-новому взглянуть на сложившиеся между ними отношения.

Уникальным инструментом, посредством которого можно установить добрососедские отношения между государствами, является приграничное сотрудничество. Однако научной литературы, которая рассматривала бы тему приграничного сотрудничества между Россией и КНДР, на данный момент не выявлено.

В связи с этим было принято решение провести социологическое исследование, которое смогло бы отразить состояние приграничного сотрудничества между указанными странами и по возможности послужило бы своеобразным фундаментом для дальнейшего изучения этой темы. Исследование имело разведывательный характер, и было проведено в 2015 г. Преследовалась следующая цель: определить состояние российско-северокорейской системы приграничного сотрудничества на сегодняшний день. Ставились следующие задачи: выяснить, является ли перспективным для России развитие приграничного сотрудничества с КНДР; узнать, какие сферы сотрудничества являются активными; узнать, какие сферы не задействованы в сотрудничестве; выявить факторы, осложняющие развитие приграничного сотрудничества между данными странами; определить, какими мерами можно стимулировать развитие приграничного сотрудничества; определить, оказывает ли ситуация на международной арене влияние на систему российско-северокорейского приграничного сотрудничества.

Методом сбора эмпирических данных выступил экспертный опрос, типом выборки — метод снежного кома. В исследовании приняло участие 10 экспертов: по 5 экспертов с г. Владивостока (административный центр Приморского края) и п. Хасан (поселок, граничащий с КНДР).

Результаты исследования свидетельствуют о том, что:

– большинство экспертов считают развитие приграничного сотрудничества с КНДР перспективным направлением для России;

– сферами, задействованными на данный момент в российско-северокорейском приграничном сотрудничестве, являются: торговля; строительство; перевозки, улучшение транспортного сообщения; налаживание сельскохозяйственного производства;

– сферами, не задействованными на данный момент в приграничном сотрудничестве между Россией и Северной Кореей, названы: переработка давальческого сырья, торговля лицензиям, лизинг, использование природных ресурсов, информационное сотрудничество, экология, кооперационное производство, образование, создание совместных предприятий, услуги в области связи, модернизация средств коммуникации, культура, организация совместных предприятий пищевой промышленности, поддержка соотечественников за рубежом;

– основными факторами, тормозящими развитие приграничного сотрудничества между Россией и КНДР, являются: специфика политического режима КНДР, отсутствие автомобильной дороги между Россией и КНДР, «закрытость» КНДР, визовые отношения между странами, менталитет другого государства;

– чтобы стимулировать развитие российско-северокорейского приграничного сотрудничества, необходимо принять следующие меры: построить автомобильный мост через р. Туманган, упростить прямые контакты между заинтересованными лицами (со стороны КНДР), поддерживать образовательные и культурные контакты (со стороны КНДР), установить дружественные отношения между п. Туманган и п. Хасан, привлекать вложение инвестиций в различные отрасли, создать совместные предприятия, сотрудничать в области культуры и спорта, снять международные санкции в отношении КНДР.

– большинство экспертов утверждают, что ситуация на международной арене оказывает влияние на развитие приграничного сотрудничества между Россией и КНДР.

Результаты свидетельствуют о наличии приграничного сотрудничества между Россией и КНДР. Однако очевидно, что большое количество незадействованных на данный момент сфер является следствием осложняющих развитие сотрудничества факторов, о которых говорили эксперты.

Проведенное исследование дало основания для продолжения работы над темой приграничного сотрудничества между Россией и КНДР. Было принято решение, что на следующем этапе изучения данной темы целесообразным является рассмотрение официальных документов, которые, по предположению, содержат в себе информацию об определенных фактах, доказывающих наличие сотрудничества, и к тому же обладают юридической силой.

В 2016 г. было проведено следующее разведывательное исследование. Методом был выбран традиционный анализ документов. В связи с упомянутым ранее фактом о том, что первичных и вторичных документов по изучаемой теме не выявлено, в исследовании была поставлена методическая цель: необходимо понять, пригоден ли традиционный анализ документов для изучения приграничного сотрудничества между РФ и КНДР. Таким образом, в рамках данного исследования требовалось решить следующие задачи: найти официальные документы, отвечающие запросам исследования; проверить авторство документа; проверить подлинность документа; проверить достоверность данных, прописанных в документе; изучить обстоятельства возникновения документа; определить цель создания документа; проверить общественное действие документа; определить ситуацию, в которой был составлен документ; изучить контекст документа; изучить фактическое и оценочное содержание документа; выявить информацию, относящуюся к российско-северокорейскому приграничному сотрудничеству.

На момент проведения исследования для анализа удалось найти всего один документ, который соответствовал запросам исследования; он был получен посредством метода доступных случаев. Данным документом выступил Протокол 3-его заседания Подкомиссии по межрегиональному сотрудничеству (далее — Подкомиссия) Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между РФ и КНДР (далее — Протокол) [5].

Авторами документа являются А. Н. Попова, председатель Российской части Подкомиссии (заместитель директора Департамента международных связей, развития межрегионального и приграничного сотрудничества Министерства регионального развития Российской Федерации), и Ким Сен Рён, исполняющий обязанности председателя Корейской части Подкомиссии (директор третьего Департамента (Департамент Европы и Америки) Министерства внешней торговли Корейской Народно-Демократической Республики). Документ является подлинным, а информация в нем — достоверной, потому как Протокол имеет подписи высокопоставленных лиц, указанных ранее, и опубликован на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации.

Возникновение документа обусловлено тем, что 4 июня 2014 года в г. Владивостоке состоялось 3-е заседание Подкомиссии. Итогом встречи является составление Протокола заседания — это и есть цель создания данного документа. Факт того, что данное событие действительно состоялось, подтверждают новости по обозначенному событию, опубликованные медиахолдингом «PrimaMedia» [2], информационно-аналитическим порталом «Единая Корея» [3], Федеральной базой инвестиционных площадок [4] и другими источниками информации. Данные новости не комментируются пользователями сети Интернет, да и, в целом, информации, свидетельствующей о том, что договор вызвал общественное действие, не выявлено.

Ситуация, в которой возник документ, не способствовала искажению фактов. Это обусловлено тем, что характер документа предполагает объективную фиксацию хода заседания, которое проходило в деловой атмосфере и духе добрососедства. Содержание документа является фактическим, так как текст документа полностью состоит из перечисления фактов.

Информация, представляющая интерес для данного исследования, была обнаружена в части об итогах реализации договоренностей и в части о направлениях дальнейшего развития сотрудничества. Информация в части об итогах реализации договоренностей указывает о наличии приграничного сотрудничества в сфере перевозок,улучшения транспортного сообщения; строительства; привлечения инвестиций; создания совместных предприятий. В части о направлениях дальнейшего развития сотрудничества была найдена информация, свидетельствующая о развитии, как минимум, таких сфер приграничного сотрудничества как: торговля, привлечение инвестиций, упрощение взаимного общения заинтересованных лиц.

В документе найдены факты, относящиеся к приграничному сотрудничеству РФ и КНДР, а именно — к сферам сотрудничества. Количества и качества данных фактов достаточно для того, чтобы констатировать, что основная гипотеза, основанная на том, что метод традиционного анализа документов применим к изучению приграничного сотрудничества между Россией и КНДР, подтверждается. Однако делать выводы о приграничном сотрудничестве, которое представляет собой сложную систему, по изучению одного только документа было бы ошибкой. Именно поэтому для анализа рекомендуется использовать несколько однородных источников. Применительно к использованному документу это позволило бы изучать исторический контекст, а также дало бы возможность сравнивать планируемые действия и реализованные. Необходимо также обращать внимание на характер документа и отдавать предпочтение достоверным источникам.

Несмотря на разный характер исследований, полученные данные сопоставимы и не имеют кардинальных отличий. Информация в документе, датированном 2013 годом, свидетельствует о том, что в приграничном сотрудничестве активны сферы, о которых также упомянули и эксперты в исследовании 2015 года: перевозки, улучшение транспортного сообщения; строительство. Относительно перспектив развития сотрудничества и информация в документе, и эксперты говорят о том, что нужно упростить прямые контакты между заинтересованными лицами.

В целом, проведенные разведывательные исследования дают основания утверждать, что приграничное сотрудничество между Россией и КНДР существует, но является крайне малоразвитым: число незадействованных в сотрудничестве сфер превалирует над числом задействованных сфер; существуют веские обстоятельства, осложняющие развитие сотрудничества. Однако оба исследования также подтверждают и тот факт, что есть перспективы развития сотрудничества. Можно сделать вывод, что тема приграничного сотрудничества России и КНДР заслуживает большего внимания как со стороны государства в плане развития этого важного инструмента международных отношений, так и со стороны научного сообщества в плане комплексного изучения темы для последующих рекомендаций по улучшению состояния этой системы.

Литература:

  1. В Приморье состоялось третье заседание Подкомиссии по межрегиональному сотрудничеству между Россией и КНДР // Информационно-аналитический портал «Единая Корея». URL: http://onekorea.ru/2014/06/04/v-primore-sostoyalos-trete-zasedanie-podkomissii-po-mezhregionalnomu-sotrudnichestvu-mezhdu-rossiej-i-kndr/ (дата обращения: 10.06.2016)
  2. Договоры России и КНДР: расчеты в рублях и облегченный визовый режим // PrimaMedia. URL: http://primamedia.ru/news/362889/ (дата обращения: 10.06.2016)
  3. Протокол 3-го заседания Подкомиссии по межрегиональному сотрудничеству Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и КНДР // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/mps/mrps/2015201006 (дата обращения: 11.05.2016)
  4. Россия займется привлечением инвесторов в ряд инвестиционных проектов КНДР // Федеральная база инвестиционных площадок. URL: http://fbip.ru/articles/newsdetails/id/2440 (дата обращения: 10.06.2016)
  5. Приграничное сотрудничество в Российской Федерации // Национальный институт развития современной идеологии. URL: http://www.nirsi.ru/80 (дата обращения: 11.05.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): приграничное сотрудничество, КНДР, Россия, документ, международная арена, российско-северокорейское приграничное сотрудничество, Российская Федерация, РФ, традиционный анализ документов, транспортное сообщение.


Похожие статьи

Налогообложение как механизм государственной поддержки: зарубежный опыт и российская практика

Гражданско-правовые средства цифровой трансформации: современное состояние и тенденции развития

Частно-государственное партнерство: опыт зарубежных стран и перспективы для России

Государственно-частное партнерство: сущность и проблемы взаимодействия в России

Этнический бизнес, диаспоры и государство: к вопросу о взаимоотношениях в современной России

Образовательный потенциал глобальных информационных сетей: социально-философский вектор

Молодежная политика: исторические аспекты и современное состояние

Российская трудовая этика: гендерный аспект

Современная модель взаимодействия гражданского общества с политической элитой: геополитический контекст

Институт постпенитенциарного контроля: историко-правовой аспект

Похожие статьи

Налогообложение как механизм государственной поддержки: зарубежный опыт и российская практика

Гражданско-правовые средства цифровой трансформации: современное состояние и тенденции развития

Частно-государственное партнерство: опыт зарубежных стран и перспективы для России

Государственно-частное партнерство: сущность и проблемы взаимодействия в России

Этнический бизнес, диаспоры и государство: к вопросу о взаимоотношениях в современной России

Образовательный потенциал глобальных информационных сетей: социально-философский вектор

Молодежная политика: исторические аспекты и современное состояние

Российская трудовая этика: гендерный аспект

Современная модель взаимодействия гражданского общества с политической элитой: геополитический контекст

Институт постпенитенциарного контроля: историко-правовой аспект

Задать вопрос