В статье автор описывает нормативно-правовые основы регулирования процедуры возмещения убытков, причиненных нарушением прав собственников земельных участков, а также рассматривает на примере современной судебной практики вопрос определения размеров причиненного ущерба
Ключевые слова: земельное законодательство, возмещение убытков, определение размера причиненного ущерба.
В процессе государственного регулирования отношений собственности на земельные участки Государство устанавливает способы и правила защиты прав, осуществляя таким образом охранительную функцию.
Согласно ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности подлежит особой защите, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей осуществляется ее собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы иных лиц.
Также не допускается осуществление прав с намерением причинить вред другому лицу [2, ст.10]. Однако, в процессе осуществления деятельности на земельных участках могут быть нарушены права участников земельных правоотношений и тогда встает вопрос о защите нарушенных прав.
Защита права собственности на земельный участок осуществляется способами, установленными Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ), Земельным Кодексом Российской Федерации (далее ЗК РФ) и другими федеральными законами.
Земельные права являются разновидностью гражданских прав на земельные участки [2, гл.17] и, соответственно, к правам на земельные участки применимы различные способы защиты гражданских прав, установленные ст. 12 ГК РФ.
Вместе с тем, перечень, приведенный в ГК РФ, не является исчерпывающим, и для защиты своих прав правообладатель также имеет право использовать иные способы, предусмотренные действующим законодательством. В частности, дополнительные способы защиты приведены в гл. IX ЗК РФ, среди которых приводится такой способ, как возмещение убытков [3, ст.62].
Участки земель являются частью экосистемы, поэтому немаловажное значение имеют положения ст. 77, 78 ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым вред, причиненный окружающей среде, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба.
Несмотря на то, что имеется ряд нормативно-правовых актов, устанавливающих методики и процедуры определения размера ущерба (Приказ Минприроды России от 08.07.2010 N 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды»; Постановление Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв»; и другие), определение размера причиненного ущерба — один из наиболее острых вопросов правоприменительной практики земельного законодательства. В некоторых случаях оценка размера причиненного ущерба может отличаться в более чем 1000 раз в зависимости от методов оценки, применяемых экспертами!
Ярким примером такого судебного спора стал иск общества с ограниченной ответственностью «Бурлук» к акционерному обществу «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» о взыскании 63 326 607 руб. 60 коп. убытков в виде затрат на восстановление качества почвы, загрязненной нефтепродуктами [8].
В ходе судебных разбирательств было назначено и проведено три судебных экспертизы стоимости возмещения ущерба, причем эксперты существенно расходились во мнениях касательно того, какие работы следуют считать надлежащими в рамках реализации мероприятий по технической рекультивации земельного участка. Согласно результатам этих экспертиз, затраты на рекультивацию земельного участка в целях его возможности использования для сельскохозяйственного производства варьировались от 60 243 руб. до 63 326 607 руб. 60 коп.
Арбитражный суд Волгоградской области решением от 22.02.2018, взыскал с ответчика в пользу истца 60 243 руб. убытков, а в остальной части иска отказал.
При определении размера убытков в виде затрат на восстановление качества земель сельскохозяйственного назначения необходимо учитывать принцип полного возмещения виновным лицом вреда, причиненного в результате разлива нефти. Размер таких убытков должен включать в себя расходы, которые необходимо произвести в соответствии с требованиями и стандартами земельного и природоохранного законодательства для восстановления нарушенного качества почвы земель сельскохозяйственного назначения [2 (п.5 ст.13), 6, 7, 9], включая затраты на разработку проекта рекультивации земель, осуществление технических и биологических этапов рекультивации.
Истец счел предложенные мероприятия по технической рекультивации недостаточными и обратился с апелляцией в Верховный Суд Российской Федерации. По итогам рассмотрения апелляции решения, ранее вынесенные судами, были отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Таким образом мы видим, что в процессе определения размеров причиненного вреда земельному участку необходимо тщательно подойти к организации и проведению процедуры экспертизы. Многие судебные дела проходят с нарушением применения норм материального и процессуального права, в результате чего судами принимаются незаконные и необоснованные решения, которые истцы вынуждены оспаривать в судах высшей инстанции и нередко доходить до Верховного суда РФ: определение Верховного Суда РФ от 24.02.2016 N 308-КГ15–19794 по делу N А61–4212/2014; определение Верховного Суда РФ от 24.02.2016 N 309-ЭС15–19567 по делу N А07–12651/2014.
Литература:
- Конституция Российской Федерации
- Гражданский Кодекс Российской Федерации
- Земельный Кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв»
- Постановление Правительства РФ от 04.03.2003 N 140 «О порядке и размерах возмещения расходов некоторых участников производства по делам об административных нарушениях и оплате их труда»
- Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 «О проведении рекультивации и консервации земель»
- Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 306-ЭС18–23424
- ГОСТ 17.5.3.04–83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель»
- Приказ Минприроды России от 08.07.2010 N 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды»