В статье рассмотрены проблемы возмещения причиненного вреда природной среде. Анализ нормативных правовых актов и материалов правоприменительной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления позволил автору сделать предложения по преодолению проблем в сфере возмещения причиненного вреда окружающей среде.
Ключевые слова: экологический вред, ущерб окружающей среде, возмещение вреда окружающей среде, экологические правонарушения.
The article deals with the problems of compensation for damage caused to the natural environment. The analysis of normative legal acts and materials of law-enforcement activity of bodies of state power and bodies of local self-government allowed the author to make suggestions for overcoming the problems in the sphere of compensation of harm to the environment.
Key worlds: Environmental damage, environmental damage, compensation for environmental damage, environmental violations.
Несмотря на многообразие природных ресурсов и «неисчерпаемых» запасов природных богатств в современной России назрела необходимость сохранения благоприятной окружающей среды. Вопросы правового регулирования возмещения экологического вреда становятся все более актуальными, так как наносимый вред затрагивает не только экономические интересы природопользователей, но и интересы государства и общества в целом. В настоящее время в связи с развитием науки, техники, технологий и других направлений остро стоит проблема снижения антропогенного воздействия на природу. В связи с этим перед государством и обществом стоит задача не только снизить последствия хозяйственной деятельности, но и возместить вред окружающей среде, обеспечить проведение эковосстановительных мероприятий.
Следует отметить, что возмещение причиненного вреда — это гражданско-правовая или имущественная ответственность физических и юридических лиц, которая «наступает в случае причинения вреда природной среде, здоровью и имуществу граждан и иных субъектов вызванного загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов» [1], разрушением естественных экологических систем и другими экологическими неблагоприятными последствиями хозяйственной деятельности человека.
Несмотря на серьезность вопроса компенсации и восстановления природной среды, вопросы правового регулирования возмещения вреда носят фрагментарный характер. В настоящее время недостаточно разработана нормативная правовая база, существует множество проблем в правоприменении. Кроме того, «отсутствует единый подход по расчету причиненного ущерба, доказыванию юридических фактов по данной категории споров» [5].
Возмещение причиненного вреда в настоящее время осуществляется в двух формах: натуральной и денежной. Натуральная форма обеспечивает возмещение вреда путем проведения восстановительных мероприятий, пострадавшие природные объекты и ресурсы должны быть возвращены в первоначальное состояние. Как правило, хозяйствующие субъекты возмещают экологический вред в денежной форме, которая не позволяет решить вопрос реальной компенсации причиненного ущерба, так как поступающие средства в бюджеты расходуются в соответствии с бюджетными обязательствами и могут быть не связаны восстановлением природных экосистем.
Как правило, возмещение вреда окружающей среде осуществляется по решению суда. Так, по данным управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования в период с 2014 по 2017 годы объем возмещенного водопользователями вреда составил 7025479,4 тысяч рублей, при этом в бюджет было внесено всего 13,79 %, из них 2,5 % — поступили в бюджет добровольно. [3] Таким образом, средства по возмещению экологического вреда поступают в бюджет не в полном объеме, а хозяйствующие субъекты не стремятся добровольно компенсировать вред.
В качестве истца по факту причинения вреда окружающей среде выступает территориальный орган специальной компетенции — Управление по надзору в сфере природопользования соответствующего субъекта РФ, но достаточно часто, суды отказывают в иске указанным органам в связи превышением полномочий, определенных в нормативных актах.
Кроме того, существуют проблемы в исчислении размера причиненного вреда. В настоящее время таксы и методики представлены в нормативных правовых актах в основном носят методический характер, так как «ущерб определяется как сумма от различных видов негативного воздействия на отдельные природные объекты без учета комплексного воздействия» и изменения всей экологической системы. [4]
В Экологической доктрине от 31 августа 2002 г. № 1225-р указана необходимость совершенствования правового регулирования общественных отношений в сфере возмещения экологического вреда [2]. Следует отметить, что с момента одобрения доктрины от 31 августа 2002 г., до настоящего времени, вопросы компенсации размера причиненного вреда не претерпели существенных изменений.
Таким образом, институт возмещения вреда окружающей среде нуждается в совершенствовании. В частности, необходимо:
‒ установить единый порядок в определении основных правовых категорий — вред, ущерб, убытки;
‒ усовершенствовать методику расчета размера причиненного вреда посредством определения комплексного ущерба всей экологической системе, а не отдельным природным объектам;
‒ обеспечивать полное возмещение причиненного экологического вреда, посредством осуществления контрольно-надзорной деятельности за деятельностью хозяйствующего субъекта, который осуществляет компенсацию нанесенного вреда;
‒ контролировать поступление в бюджеты денежных средств и их распределение на природоохранные мероприятия.
Таким образом, основные проблемы возмещения вреда экологической системе упираются в недостаточно разработанную нормативно-правовую базу, в которой фрагментарно урегулированы вопросы компенсации вреда окружающей среде. Следовательно, усовершенствовав нормы законодательства РФ в области охраны природы, в дальнейшем обеспечат наиболее полное возмещение и восстановление экологических систем.
Литература:
- Об охране окружающей среды: Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-Ф3 (с изм. и доп. от 31.12.2017 г.). // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
- Экологическая доктрина: одобрена Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 1225-р // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 36. — Ст. 3510.
- Доклад «О результатах исковой деятельности» Управления Росприроднадзора в возмещении вреда, причиненного водным объектам за 2017 г. — 2017. — Ст. 231.
- Мисник Г. А. Возмещение экологического вреда в российском праве: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 2017 г.
- Поваляева Т. И., Оль Е. М. Проблемы применения способов исчисления размера причиненного вреда природным объектам // Cборник научных трудов магистрантов. Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, Институт управления. Санкт-Петербург, 2016. С. 153–159.