Хронотипические предпочтения и их связь с проявлениями агрессии у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 30.04.2020

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Трегубова, И. Г. Хронотипические предпочтения и их связь с проявлениями агрессии у подростков / И. Г. Трегубова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 406-410. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69399/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье приведены результаты психологического исследования взаимосвязей между хронотипическими предпочтениями и проявлениями агрессии среди подростков.

Ключевые слова: хронотип, проявления агрессии, гнев, враждебность, физическая агрессия.

Одной из интересных тем дифференциальной психологии сегодня является исследование хронотипических предпочтений и их взаимосвязь с различными характеристиками темперамента, чертами характера, личностными проявлениями. Хронотипом в самом общем понимании называют характерное для человека предпочитаемое время активности (утреннее или вечернее). Формируется он не только на основе субъективно возникших предпочтений, также он имеет биологический источник в особенностях функционирования околосуточных (циркадианных) ритмов человека, в частности цикла бодрствование — сон, и испытывает социальные и геофизические влияния в своем формировании. [6, 8] Выявление взаимосвязей позволяет делать шаг как на встречу раскрытию общих причин разных явлений, так и использованию этих знаний в практике: влиять на одну из связанных характеристики и изменять, усиливать или купировать проявления другой. В этой связи особенно важна тема настоящего исследования, так как с агрессией мы сталкиваемся ежедневно, и в чрезмерном или паталогическом своем проявлении она социально нежелательна. Тема агрессии в подростковой среде периодически напоминает о себе громкими случаями нападений и расправ.

Из-за значительного соприкосновения с биологией и физиологией, основными источниками информации о хронотипе и связанных с ним цикле бодрствования — сна, биологических часах, организации циркадианных ритмов и др. остаются такие научные области как хронобиология и сомнология. «Сложносочиненность» феномена хронотипа позволяет оставаться актуальными психологическим и психофизиологическим исследованиям на эту тему, большая часть которых проводится за рубежом.

К настоящему времени выяснено, что хронотип является поведенческой формой подстройки к изменениям окружающей среды и в биологической своей части формируется из трех источников: «биологические часы» (организовывают ритмическую экспрессию генов различных клеток организма, вовлеченных в физиологические, обменные и поведенческие процессы. У человека механизм этот управляется основным осциллятором — супрахиазмальными ядрам), гомеостатический механизм (связанный с циклом бодрствование — сон и накоплением вызывающих сон веществ), ультрадианный процесс (чередование фаз сна). [6, 8, 9] Основным времязадателем, влияющим на биологические часы, выступает солнечный свет, количество которого не одинаково в разных точках нашей планеты, поэтому геофизическое положение также оказывает влияние на формирование хронотипа. Показано, что количество представителей вечернего хронотипа увеличивается по мере продвижения к северным широтам, а также к западным границам часовых поясов. [1, 16]. Влияния социальных факторов, таких как необходимость оставаться активным в определенное время суток, вечернее освещение и др. на формирование хронотипа также указывается, но признается менее значимым. [8] Тем не менее, различия в фазах циркадианных ритмов для вечернего и утреннего типов составляют 2–3 часа, а субъективное восприятие ими пика бодрости различается на 5–9 часов. Поведенческие особенности хронотипов, а именно стремление утреннего типа сохранять время отхода ко сну и его продолжительность и вечернего типа ложиться позже и сокращать время сна и в последствии компенсировать это сокращение более поздним подъемом, связывают также с субъективными ощущениями бодрости и сонливости. [14]

Что касается распространенности типов, по сообщениям исследователей утренний тип более распространен среди детей и людей старшего возраста, вечерний тип преобладает среди мужчин и молодежи. Большая же часть людей относится к недифференцированному, так называемому дневному типу. [8] Период от подросткового возраста до 20 лет отмечается большей распространенностью представителей вечернего типа, число которых в последствии снижается [16]. Есть данные о слабой распространенности утреннего типа у школьников и студентов (15–20 лет), а также большей склонности формировать вечерний хронотип в этом возрасте для представительниц женского пола [2, 10], есть и противоположные сообщения, о большей склонности мужчин к формированию вечернего типа [16].

Хронотип исследовался в связи с характеристиками темперамента (бодрость, настойчивость, сенсорная чувствительность, эмоциональная реактивность, выносливость и активность) [11], большой пятеркой личностных черт (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, доброжелательность, сознательность) [15], темной триадой (неклинический нарциссизм, неклиническая психопатия и макиавеллизм) [7], интеллектом и успеваемостью у учащихся [1, 15].

В обзорных исследованиях упоминается и связь проявлениями агрессии с различными природными ритмами: 1) циркадианными, проявляющейся в большей склонности ко лжи в период наименьшей активности для всех типов, большей склонности к агрессии у вечернего хронотипа; 2) инфрадианными (более суток), проявляющимися в сезонных колебаниях самоубийств и насильственных преступлений. [13]. Также в обзорных исследованиях упоминаются связи хронотипа и большей склонности вечернего типа к агрессии и к девиантному поведению. [6]

Группой южнокорейских ученых на выборке из 1000 человек в 2016 году было проведено исследование связи хронотипических предпочтений с гневом и импульсивностью. Были выявлены статистически значимые обратные зависимости между хронотипом с одной стороны, и гневом и импульсивностью с другой. [12] Похожих исследований в нашей стране не проводилось. Уточнение этих связей представляется важной задачей как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Проблема агрессии и ее изучения не менее сложна, чем исследование хронотипических предпочтений. Существуют разные представления об агрессии от самых широких (сравнение ее с ассертивностю) до очень узких (сведение до актов физической агрессии), ее причинах, факторах вызывающих ее и взаимосвязями между демонстрируемым агрессивным поведением и агрессивностью как личностной чертой. [3, 5] Удобна в практической работе концепция представления агрессии в трех плоскостях: эмоциональной (переживание гнева), когнитивной (чувство враждебности), поведенческой (физическая агрессия), положенная в основу широко используемой, валидной и компактной методики Басса — Перри (BPAQ) [3, 4].

Среди методик, исследующих хронотип, широко известны и наиболее часто используются одношкальные методики Хорна — Остберга (Morningness — Eveningness Questionnaire, MEQ), в том числе ее сокращенные версии, и Мюнхенский тест (The Munich ChronoType Questionnaire, MCTQ). [8].

Предположениями, проверяемым в настоящей работе стали: большая распространенность вечернего хронотипа среди подростков, влияние фактора пола на формирование хронотипа, большая склонность подростков к агрессии, наличие взаимосвязей между хронотипом и агрессией в эмоциональном (гнев), когнитивном (враждебность) и поведенческом (физическая агрессия) ее проявлениях.

Условия иметоды исследования

Методологическую основу работы составили методика исследования хронотипа Хорна — Остберга (MEQ-19), методика исследования склонности к агрессии Басса — Перри (BPAQ-24), а также методика самооценки мотивации одобрения Марлоу — Крауна (MC-SDS), использовавшаяся в качества шкалы лжи.

Исследование проводилось среди учеников самарской школы № 150 возраста 13–14 лет, студентов Уфимского профессионального колледжа возраста 16–18 лет, а также среди взрослых 28–40 лет, прошедших анкетирование на интернет-ресурсе survio.com. Анкеты испытуемых, набравших высокие баллы в методике MC-SDS отбраковывались. Итоговую выборку составили три равночисленные группы испытуемых: младшая подростковая группа (n = 37, 19 мальчиков, 18 девочек), старшая подростковая группа (n = 37, 20 юношей, 17 девушек), группа взрослых (n = 37, 16 мужчин, 21 женщина; средний возраст — 34 года).

Полученные данные были статистически обработаны и проанализированы. Для определения различий в выраженности проявлений агрессии у групп испытуемых использовался однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), для выявления взаимосвязи хронотипа с проявлениями агрессии был использован корреляционный анализ по Пирсону и многофакторный дисперсионный анализ (MANOVA).

Результаты иих обсуждение

Представленность хронотипов среди испытуемых соответствует нашему предположению и подтверждает данные исследований [2, 10]. В процентном соотношении доля представителей вечернего хронотипа в младшей подростковой группе составляет 30 %, в средней подростковой группе — 24 %, в группе взрослых — 11 %. Уменьшение представителей вечернего хронотипа отражается на средних значениях MEQ, но разница средних между группой подростков в целом (≈ 46,4) и группой взрослых (≈ 49,4) находится в пределах статистической ошибки. В распределении хронотипов, показанном на рисунке 1, можно видеть, что утренний хронотип встречается только в группах мужского пола, в группах женского пола, особенно подростковых, более распространен вечерний тип. Влияние фактора пола на формирование хронотипа оказывается статистически значимым (U Манна-Уитни = 0,004; p = 0,05).

Рис. 1. Распределение групп испытуемых по хронотипам

Статистически значимые различия в средних значениях проявлений агрессии (гнева, враждебности, физической агрессии) между рассматриваемыми группами по возрасту не обнаруживаются. Динамика изменения показателей наблюдается по шкале гнева (x/sd: 19,7/5,83–20,7/5,54–22,2/6,22), то есть интенсивность переживания гнева с возрастом нарастает, и шкале физической агрессии (x/sd: 23,5/5,47–23,1/6,19–21,6/6,67) — интенсивность отреагирования агрессии снижается с возрастом.

Обнаружены ожидаемые различия в структуре проявлений агрессии для групп по полу. Для женских групп всех возрастов характерны более высокие показатели гнева и враждебности, для мужских групп — более высокие показатели физической агрессии. Исключение составляет только младшая подростковая группа, где по шкале физической агрессии различий между полами нет. Фактор пола оказывается значимо влияющим на более выраженные показатели враждебности (F = 5; p = 0,027 — для всей выборки; F = 5,2; p = 0,027 — для подростков) и гнева (F = 8,4; p = 0,005 — для всей выборки; F = 6,5; p = 0,013 — для подростков). Имеются данные, что эти различия в своей причине имеют культурные особенности. [4]

В результате корреляционного анализа не выявлено значимых связей между хронотипом и проявлениями агрессии. Рассчитанные коэффициенты корреляции для всех испытуемых, группы подростков и специально выделенной из нее подгруппы «контрастный хронотип» (равное количество в том числе и по полу представителей дневного и вечернего типов с максимальными и минимальными баллами в MEQ) имеют низкие значения (таблица 1). Исключение составляет показатель физической агрессии, в группе подростков показывающий слабую связь (r ≈ 0,3), а в группе «контрастный хронотип» среднюю силу связи (r ≈ 0,55).

Таблица 1

Результаты корреляционного исследования. Связь хронотипических предпочтений ипроявлений агрессии

Подгруппы выборки

Показатели

Шкалы методики BPAQ

Гнев

Враждебность

Физическая агрессия

Общий показатель

Все испытуемые,

N = 111

r-Пирсона

-0,029

-0,105

0,101

-0,020

p

0,761

0,272

0,293

0,831

Подростки,

N = 74

r-Пирсона

-0,012

-0,110

0,288*

0,056

p

0,918

0,353

0,013

0,633

Контрастный хронотип,

N = 74

r-Пирсона

-0,017

0,035

0,547*

0,208

p

0,943

0,885

0,013

0,378

Полученные на последнем этапе работы результаты могут быть объяснены особенностями структуры агрессии для разных полов и различной их представленностью внутри хронотипов. Женский пол значительно больше представлен в группе вечернего хронотипа (низкие баллы в MEQ) и имеет большую склонность к гневу и враждебности (высокие баллы по указанным шкалам BPAQ), что в итоге дает отрицательную корреляцию. Для мужского пола характерна несколько более высокие показатели по шкале физической агрессии (высокий балл в BPAQ) и большая представленность в дневном хронотипе (высокий балл MEQ), что дает положительную корреляцию.

Для уяснения влияния факторов пола и хронотипических предпочтений на проявления агрессии был проведен многофакторный дисперсионный анализ.

На проявления агрессии в виде гнева и враждебности факт принадлежности к определенному хронотипу не оказывает влияния (p ≈ 1). Фактор пола на все три компонента агрессии оказывает слабое влияние (p ≈ 0,2–0,3). Значимая корреляционная связь между хронотипом и проявлениями физической агрессии (p = 0,034), говорящая о большей ее выраженности у представителей дневного хронотипа, оказалась неожиданной. Из анализа теории и предшествующих эмпирических исследований были сделаны противоположные выводы. Так как выборка, на которой обнаружена эта связь, незначительная по количеству, полученные результаты нуждаются в проверке и уточнении.

Заключение

Проведенная работа позволила проверить и подтвердить большую распространенность вечернего хронотипа среди подростков. Подтверждено влияние фактора пола на формирование хронотипа в подростковом возрасте: вечерний хронотип более распространен среди девочек и девушек.

Большая склонность к агрессии подростков не была подтверждена, обнаруженные различия статистически не значимы. Для объективного вывода об изменении структуры агрессии и ее интенсивности с возрастом необходимо использовать более тонкие исследовательские инструменты. Примененные в данной работе методики основаны на самоотчетах испытуемых, которые оценивают себя, соотносясь с референтной группой, как правило, ровесников.

Связей хронотипических предпочтений с гневом и враждебностью не выявлено. Обнаружена большая склонность представителей дневного хронотипа к проявлениям физической агрессии. Этот результат нуждается в проверке на большей выборке.

Литература:

  1. Борисенков М. Ф. Хронотип человека на Севере // Физиология человека. 2010. Т. 36, № 3. С. 117–122.
  2. Губин Г. Д., Губин Д. Г., Ковалева Н. А. Взаимосвязь между характеристиками сна и хронотипом у студентов I курса // Успехи современного естествознания. 2007. № 9. С. 51–52. URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11487 (дата обращения: 02.2020).
  3. Ениколопов С. Н., Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Агрессия в обыденной жизни. М.: Политическая энциклопедия, 2014. — 496 С.
  4. Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А.Басса и М.Перри; Психологический журнал. — 2007.— № 1. — С. 115–124.
  5. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. СПб: Питер, 2014. 368 С.
  6. Ковальзон В. М. Регуляция цикла бодрствование — сон // Неврологический журнал. 2016. № 6. С. 316–322. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/regulyatsiya-tsikla-bodrstvovanie-son (дата обращения: 01.2019).
  7. Корниенко Д. С., Дериш Ф. В. Взаимосвязь свойств Темной триады и хронотипических предпочтений // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 43. URL: http://psystudy.ru/num/2015v8n43/1182-kornienko43.html (дата обращения: 01.2019).
  8. Путилов А. А. Методы самооценки хронобиологических различий // Хронобиология и хрономедицина: монография. М: РУДН. 2018. С.369–400.
  9. Borbely A, Dijk D.-J., Achermann P., Tobler I. Processes Underlying the Regulation of the Sleep-Wake Cycle // Circadian Clocks, Volume 12 of Behavioral Neurobiology. New York: Plenume Publisher, 2001. URL: https://www.researchgate.net/publication/291193535_Processes_Underlying_the_Regulation_of_the_Sleep-Wake_Cycle (дата обращения 01.2019).
  10. Gaina A., Sekine M., Kanayama H. [и др.] Morning‐Evening Preference: Sleep Pattern Spectrum and Lifestyle Habits Among Japanese Junior High School Pupils // Chronobiology International. 2006. Vol. 23, Issue 3. — С. 607–621. DOI: 10.1080/07420520600650646.
  11. Jankowski K Morningness-eveningness and temperament: The Regulative Theory of Temperament perspective // Personality and Individual Differences. 2012. № 53. С. 734–739. DOI: 10.1016/j.paid.2012.05.034.
  12. Jeong Yeon Hwang, Seung-Gul Kang, Ah Reum Gwak, [и др.] The associations of morningness-eveningness with anger and impulsivity in the general population // Chronobiology International. 2016. Vol.33, Issue 2. С 200–209. DOI: 10.3109/07420528.2015.1128947.
  13. Hood S., Amir S. Biological clocks and rhythms of anger and aggression // Frontiers in Behavioral Neuroscience. 23.01.2018. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5787107/ (дата обращения: 11.2018).
  14. Lack L., Bailey M., Lovato N., Wright H. Chronotype differences in circadian rhythms of temperature, melatonin, and sleepiness as measured in a modified constant routine protocol // Nature and Science of Sleep. 04.11.2009. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3630920/ (дата обращения 01.2019).
  15. Randler C. Morningness-Eveningness, sleep-wake variables and Big Five Personality Factors // Personality and Individual Differences. 07.2008. № 45 (2). С.191–196. DOI: 10.1016/j.paid.2008.03.007.
  16. Roenneberg T., Kuehnle K., Pramstaller P. P. [и др.] A marker for the end of adolescence // Current Biology. 29.12.2004. Vol 14, № 24. DOI:10.1016/j.cub.2004.11.039.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая агрессия, MEQ, BPAQ, вечерний тип, проявление агрессии, пол, MC-SDS, большая склонность, утренний тип, младшая подростковая группа.


Ключевые слова

физическая агрессия, гнев, хронотип, проявления агрессии, враждебность

Похожие статьи

Исследование агрессивного поведения у младших школьников

В статье рассматриваются результаты психолого-педагогического исследования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Проявления агрессии на разных уровнях самоотношения

В статье рассматриваются результаты исследования склонности респондентов к проявлению агрессии в зависимости от уровня самоотношения.

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии мужчинами и женщинами

В статье изучаются половые особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии. Приведены данные относительно особенностей проявления конструктивной и деструктивной агрессии в мужской и женской выборке.

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения

В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей подросткового возраста. Изучено отношение подростков к проявлению вербальной агрессии. Обозначены основные направления психопрофилактической работы с подростками, склонными...

Взаимосвязь типа родительского отношения и тревожности в подростковом возрасте

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи родительского отношения и тревожности у подростков.

Психологическое консультирование педагогов по выявлению конфликтности и агрессивности и снижению их проявлений у подростков

В статье рассматриваются причины возникновения конфликта, проявлений агрессии, типология поведения подростков в конфликте.

Агрессивное поведение современных подростков

В данной статье рассматриваются особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, описываются результаты проведенного исследования, которое было направлено на оценку видов агрессивного поведения современных подростков.

Сексуальность и социально-психические состояния

В статье говорится о взаимосвязи сексуальности и социально-психических состояний, таких как враждебность, счастье, печаль, тревожность, любовь, ревность и др. Дается описание характера влияния сексуальности на эти социально- психологические состояния...

Похожие статьи

Исследование агрессивного поведения у младших школьников

В статье рассматриваются результаты психолого-педагогического исследования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Проявления агрессии на разных уровнях самоотношения

В статье рассматриваются результаты исследования склонности респондентов к проявлению агрессии в зависимости от уровня самоотношения.

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии мужчинами и женщинами

В статье изучаются половые особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии. Приведены данные относительно особенностей проявления конструктивной и деструктивной агрессии в мужской и женской выборке.

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения

В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей подросткового возраста. Изучено отношение подростков к проявлению вербальной агрессии. Обозначены основные направления психопрофилактической работы с подростками, склонными...

Взаимосвязь типа родительского отношения и тревожности в подростковом возрасте

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи родительского отношения и тревожности у подростков.

Психологическое консультирование педагогов по выявлению конфликтности и агрессивности и снижению их проявлений у подростков

В статье рассматриваются причины возникновения конфликта, проявлений агрессии, типология поведения подростков в конфликте.

Агрессивное поведение современных подростков

В данной статье рассматриваются особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте, описываются результаты проведенного исследования, которое было направлено на оценку видов агрессивного поведения современных подростков.

Сексуальность и социально-психические состояния

В статье говорится о взаимосвязи сексуальности и социально-психических состояний, таких как враждебность, счастье, печаль, тревожность, любовь, ревность и др. Дается описание характера влияния сексуальности на эти социально- психологические состояния...

Задать вопрос