Запрет на использование гаджетов в школе: за и против | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 11.04.2020

Статья просмотрена: 3407 раз

Библиографическое описание:

Лавриненко, А. И. Запрет на использование гаджетов в школе: за и против / А. И. Лавриненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68786/ (дата обращения: 19.11.2024).



В данной статье исследуется влияние запрета на использование гаджетов в образовательных учреждениях на результаты учебного процесса. Показывается возрастающая с каждым годом актуальность этой проблемы. Приводятся сравнительные данные различных отечественных и зарубежных исследований позволяющих взглянуть на проблему гаджетов более разносторонне.

Ключевые слова: гаджеты, мобильные телефоны, обучение, учебный процесс, учебные результаты, успеваемость, школа, запрет.

Использование гаджетов стало неотъемлемой частью нашей жизни, признаем мы это или нет. Самые различные гаджеты стали почти универсальным аспектом современной западной культуры. Сегодня гаджеты, такие, как сотовые телефоны, смартфоны, планшеты, электронные книги и иные персональные цифровые средства, обычно оснащенные средствами фото-, видео- и аудио записи, а также с выходом в интернет, находят свой путь в школьные классы в карманах и ранцах учеников. Практически во всех развитых странах более 90 % школьников владеют подобными цифровыми устройствами, а большинство и не одним. Во многих местах дети самого младшего школьного возраста постоянно носят с собой по крайней мере смартфон.

В то же время в образовательных учреждениях гаджеты далеко не всегда приветствуются, и в некоторых школах на их использования в стенах учебного заведения накладывается прямой запрет. И для таких решений существует немало причин. Обычно технологические достижения рассматриваются как ведущие к повышению как производительности труда, так и процесса обучения. Однако, существуют потенциальные недостатки новых технологий, поскольку они могут отвлекать внимание и снижать эффективность учебного процесса [6, P. 62]. Именно в таком ракурсе обычно и рассматривается проблема гаджетов находящихся в руках школьников во время занятий.

Гаджеты могут быть источником больших неудобств в учебном процессе при традиционных классных занятиях, поскольку они предоставляют людям доступ к текстовым сообщениям, фотоматериалам, видеороликам, играм, Интернету и социальным сетям. Учитывая эти особенности, цифровые устройства потенциально могут уменьшить внимание, которое учащиеся уделяют усвоению материала, либо предоставлять возможности для списывания на контрольных мероприятиях, поэтому могут быть вредны для обучения.

С другой стороны, высокотехнологичные гаджеты могут являться полезными инструментами поддержки обучения. Они имеют возможность доставлять учебные материалы и объекты напрямую школьнику и предоставлять им доступ к обучающим онлайн-системам с таким качеством и оперативностью, которые иными средствами (печатные учебники и пособия, рассказ учителя на уроке и т. д.) обеспеченно быть не может.

Исходя из таких противоречий, во многих странах и конкретных учебных коллективах ведутся дебаты о том, как школы должны решать проблему гаджетов. Некоторые выступают за полный запрет, в то время как другие поощряют использование цифровых устройств в качестве учебного пособия в классах. Сторонки и противники запрета приводят в качестве аргументов материалы исследований и примеры из мировой практики.

Пока большинство школ склоняется к запрету использования гаджетов во время занятий. Учителя и администрации учебных заведений считают, что дети должны общаться онлайн, играть в электронные игры, смотреть видеоролики и слушать музыку, но только во внеурочное время.

Одной из первых стран введших табу на использование цифровых устройств на территории школ оказались Филиппины. В этой стране уже в 1999 году местным Департаментом образования был издан приказ о запрещении пользования сотовыми телефонами и пейджерами во время школьных занятий. В 2003 году полный запрет был распространен на все категории цифровых средств, используемых школьниками [12]. В итоге, как показывают выводы недавнего исследования Вань Цзиня и Сесилии Хунио-Сабио, при некоторой неоднозначности полученных результатов, в особом выигрыше оказываются ученики из бедных семей, которые ранее страдали из-за значительного цифрового неравенства [13, P. 102].

В настоящее время в Великобритании и США каждая отдельная школа (и родительские комитеты) должны устанавливать свои собственные правила обращения с гаджетами. Но если в 2001 году, ни одна школа Великобритании не запрещала мобильные телефоны, то к 2007 году этот показатель возрос до 50 %, а уже к 2012 году около 98 % школ либо не разрешали пользоваться телефонами на территории школы, либо требовали их сдавать в начале учебного дня [11]. Причем согласно исследованиям Луи-Филиппа Беланда и Ричарда Мерфи, которые проводилось в школах Бирмингема, Лондона, Лестера и Манчестера до и после введения запретов гаджетов и были опубликованы Центром экономических исследований при Лондонской Школе Экономики, эффект от запрета на использование гаджетов в школьных помещениях составляет эквивалент дополнительной недели обучения в течение учебного года ученика. В данном исследовании не только обнаружили, что запрет привел к улучшению результатов тестов среди учащихся на 6,4 %, но и то, что школьники с самыми низкими достижениями набирают теперь в два раза больше, чем средние ученики, а это подтверждает филиппинский опыт.

Первый нормативный акт о запрете мобильных телефонов в школах был введен во Франции в 2009 году. В 2018 французское правительство ужесточило этот запрет, распространив его действие на использование абсолютно всех гаджетов как на школьных территориях, так и на школьных мероприятиях вне стен учебного заведения, таких как (спортивные школьные соревнования или однодневные поездки с образовательными целями). Сторонники запрета ссылаются на факты, что ограничения использования гаджетов в школах напрямую коррелирует с успехом экзамена [14], отчасти из-за повышения концентрации, а кроме того, уменьшает (нередко) негативное влияние социальных сетей, которые могут привести к издевательствам и отвлечению ребенка от учебного процесса [8].

Ссылаясь на положительный международный опыт, запреты на гаджеты в школах вступили в силу в таких странах, как Нигерия (в 2012 году), Уганда и Малайзия (в 2013 году). В 2019 году к ним присоединились провинции Онтарио (Канада) и штат Новый Южный Уэльс (Австралия).

19 августа 2019 года и Министерство просвещения России (совместно с Рособрнадзором и Роспотребнадзором), адресовало региональным министерствам методические рекомендации, рассмотреть вопрос об ограничении использования в школах гаджетов, за исключением детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья (например, для мониторинга сахара в крови при сахарном диабете) [1].

В доказательство полезности ограничительных мер приводятся материалы различных исследований показывающих, что ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительное накопленное время их использования являются факторами, ведущими к: нарушениям психики, к повышенной раздражительности, снижению долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушению коммуникативных способностей, расстройствам сна. Мозг школьника особенно быстро адаптируется к мгновенному доступу к внешним источниками информации и постепенно теряет способность длительное время удерживать внимание на чем-то. Развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности [2, C. 42]. Развивается отрицательная зависимость во времени пользования смартфоном и плохая успеваемость у обучающихся.

Многофункциональность современных цифровых гаджетов, неизбежно создает ситуацию многозадачности, требующую постоянного внимания, в том числе в процессе обучения. Кроме того, в одном из самых свежих исследований, опубликованных учеными Техасского университета, показывается, что даже простое присутствие собственного смартфона может занимать когнитивные ресурсы ограниченной емкости, тем самым оставляя меньше ресурсов, доступных для других задач, и снижая когнитивную производительность. И такие когнитивные затраты являются самыми высокими для тех, кто находится в зависимости от смартфона, потому что часть их мозга активно работает, чтобы просто не брать или использовать телефон [5, P. 140]. А такая зависимость для современных школьников скорее правило, чем исключение.

В то же время ситуация совсем не так однозначна, как выглядит на первый взгляд, о чем свидетельствуют данные иных исследований.

Как выяснили Катерина Поливанова и Диана Королева в ходе опроса 3195 человек, смартфоны и планшеты могут быть полезными помощниками в учебном процессе. Более 70 % московских подростков в возрасте от 16 до 18 лет используют мобильные устройства во время занятий для доступа к образовательным ресурсам [4, C. 177]. При этом, школьные настольные компьютеры и ноутбуки (часто устаревшие) значительно отстают от совершенно новых смартфонов и планшетов, к которым имеют доступ учащиеся. Это устаревшее оборудование не предоставляет возможности для связи и поиска информации, которыми обладают персональные устройства. А учитывая, что в том же исследовании различий между респондентами, подчиняющимися таким запретам или нарушающими их, по академическим достижениям не обнаружено (за исключением участников олимпиад, которые, как правило, не заглядывают в свои смартфоны на уроках), то продолжение практики полного запрета гаджетов на уроках можно поставить под сомнение.

Исследователь Джоан Орландо указывает, что избирательное и качественное использование расширяющихся возможностей цифровых технологий обеспечивает новые горизонты для обучения и предоставляют ученикам шансы развить навыки, которые им понадобятся для будущей карьеры [9, P. 359]. В связи с этим он делает вывод, что нет нужды запрещать гаджеты в школах, ведь важно так воспитывать детей, чтобы они хорошо жили в новую цифровую эпоху. Хорошее образование для школьников сегодня — это знание того, как использовать технологию для обучения, общения и работы с идеями. А Кевин Берден и Мэтью Керни, и вовсе доказывают, что если школьники хотят исследовать, собирать данные, получать персонализированную и немедленную обратную связь, записывать носители информации, создавать, сочинять или общаться со сверстниками в классе и за его пределами, то использование мобильных приложений идеально подходит для этого [7, P. 95].

Во многом с этими соображениями (хотя на первом плане были все же соображения безопасности учащихся) связано и то, что школьный запрет на сотовый телефон в Нью-Йорке был отменен в 2015 году, хотя в 2006 году подобное ограничение устройства связи в школах Нью-Йорка, которое ввел мэр Блумберг, было встречено широким одобрением.

Как видно по результатам социологического исследования, проведенного в средних и старших классах школ города Смоленска, если большинство школьников (75 %) не считают, что гаджеты на уроках становятся отвлекающим фактором, то 60 % преподавателей наоборот указывают, что использование гаджетов на уроках отрицательно влияет на успеваемость. Но большинство и учеников (63 %), и учителей (70 %) считают, что современному школьнику необходимы гаджеты во время учебного процесса. При этом подавляющее большинство учащихся (80 %) выделяет три цели, для которых школьнику нужен гаджет на уроках: использование учебников в электронном виде, выход в Интернет для поиска дополнительной информации по предмету, использование специальных приложений (фонарик, калькулятор, словарь и т. д.) [3, C. 45].

Это же подтверждают и зарубежные специалисты-социологи. Например, в ноябре 2017 года по результатам опроса Student Pulse проведенного на всей территории США оказалось, что 75 % учащихся считают: цифровые устройства помогают им учиться более эффективно, а 94 % хотят использовать гаджеты в школе в учебных целях [10].

Из анализа двух точек зрения вытекает, что наиболее верно учитывать все варианты. В связи с чем целесообразным представляется запрет на использование мобильных телефонов учащимися во время классных занятий без разрешения учителя. А наиболее разумной стратегией по ограничению гаджетов представляется система, к которой в 2019/2020 учебном году прибегли более 1000 американских школ. В соответствии с ней подростки будут держать свои телефоны на уроке в специальных магнитно запирающихся мешках, которые они могут открыть сами (в случае чрезвычайной ситуации) или получив разрешение учителя, если использование гаджета может пригодится в образовательном процессе [15].

Преподаватели должны обучать школьников ответственному использованию не только любых гаджетов, а также помогать им использовать его на путях, которые принесут пользу их учебе. В связи с чем следует приветствовать попытки некоторых учителей новым способам включения цифровых средств находящихся в руках учеников в свою учебную программу, чтобы обеспечить лучшую среду обучения. С другой стороны, не стоит забывать, что и родители или опекуны должны также наставлять своих детей дома, чтобы они не могли использовать гаджеты в неправильных действиях, которые могут нанести вред учебному процессу.

Таким образом, можно констатировать, что одна из основных функций современной школы, — это дать детям навыки для взрослой жизни, а одна из вещей, которые взрослые должны знать, — это то, как управлять всеми возможностями предоставляемыми гаджетами на пути получения новых знаний. В связи с этим любые цифровые устройства должны быть разрешены в школе до тех пор, пока они не станут помехой учебному процессу, а если они становятся препятствием на пути качественного обучения, доступ к ним школьников должен быть приостановлен. В общем, если школа и система образования в целом, готовят детей к этому миру, то обучение с использованием гаджетов становится все более необходимым, но их использование в школе должно ограничиваться до уровня, когда это представляется уместным.

Литература:

  1. Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях [Электронный ресурс] // Роспотребнадзор РФ. URL: https://rospotrebnadzor.ru/upload/iblock/bb7/mr-telefony-v-obrazovatelnykh-org-_1_.pdf (дата обращения 03.03.2020)
  2. Галутва Н. В. Использование гаджетов школьниками — польза или вред? // Ямальский вестник.-2019.-№ 4. — С. 40–45.
  3. Карпухова М. И. Использование гаджетов современными российскими школьниками как педагогическая проблема // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии.-2018.-№ 3. — С. 43–47.
  4. Поливанова К. Н., Королева Д. О. Социальные сети как новая практика развития городских подростков. // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки.-2016.-№ 1. — С. 173–182.
  5. Adrian F. Ward, Kristen Duke, Ayelet Gneezy, Maarten W. Bos. Brain Drain: The Mere Presence of One’s Own Smartphone Reduces Available Cognitive Capacity. Journal of the Association for Consumer Research.-2017.-Volume 2, Number 2. — рр. 140–154.
  6. Belanda Louis-Philippe.Richard Murphyb. Ill Communication: Technology, distraction & student performance // Labour Economics, Volume 41.-August 2016. — рр. 61–76.
  7. Burden Kevin, Kearney Matthew. Designing an Educator Toolkit for the Mobile Learning Age // International Journal of Mobile and Blended Learning.-2018.-Volume 10, Issue 2. — рр. 88–99.
  8. Busby Eleanor. French school mobile phone ban comes into force [Еlectronic resource] // Independent. URL: https://www.independent.co.uk/news/education/ education-news/france-mobile-phone-ban-school-french-government-students-a8521961.html (date of access 03.03.2020)
  9. Callow Jon & Orlando Joanne Enabling exemplary teaching: a framework of student engagement for students from low socio-economic backgrounds with implications for technology and literacy practices, Pedagogies: An International Journal.- 2015.-Volume 10, Issue 4. — рр. 349–371.
  10. Cellphones in School are Essential to Learning, Say Students [Еlectronic resource] // Top Hat Staff. URL: https://tophat.com/blog/cellphones-in-school-student-survey/ (date of access 03.03.2020)
  11. Doward Jamie. Schools that ban mobile phones see better academic results [Еlectronic resource] // Guardian. URL: https://www.theguardian.com/education/2015/may/16/schools-mobile-phones-academic-results (date of access 03.03.2020)
  12. Editorial / Ban mobile phones in school? (The Department of Education issued Department Order 83, S. 200) [Еlectronic resource] // Mindanao Times. URL: https://mindanaotimes.com.ph/2019/05/24/editorial-ban-mobile-phones-in-school/ (date of access 03.03.2020)
  13. Jin Wan & Junio-Sabio Cecilia. Potential Use of Mobile Devices in Selected Public Senior High Schools in the City of Manila Philippines. // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research.-2018.- Volume 17, Number 4. — рр. 102–114.
  14. Ledsom Alex. The Mobile Phone Ban In French Schools, One Year On. [Еlectronic resource] // Forbes. URL: https://www.forbes.com/sites/alexledsom/2019/08/30/the-mobile-phone-ban-in-french-schools-one-year-on-would-it-work-elsewhere/#68d67ea65e70 (date of access 03.03.2020)
  15. Vivian Ho. Teenage hangups: the drastic plans to keep high schoolers off their phones [Еlectronic resource] // Guardian. URL: https://www.theguardian.com/education/2019/aug/27/highschoolers-phones-yondr-distraction (date of access 03.03.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, гаджет, использование гаджетов, запрет, школа, время занятий, проблема гаджетов, телефон, устройство, школьник.


Похожие статьи

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Изучение робототехники с помощью мобильных приложений

Данная статья направлена на рассмотрение и проведение сравнительного анализа мобильных приложений для изучения робототехники. Для начала стоит отметить большое разнообразие программ для обучения и самостоятельного изучения робототехники, однако автор...

Криминологическая характеристика семейного насилия: виктимологические аспекты, проблемы и меры противодействия в Российской Федерации

На сегодняшний день в России проблема насилия в семье привлекает все больше внимание общества. В статье приводится исследование института семьи, в результате которого автор приводит к виктимологическим аспектам насильственных преступлений, совершаемы...

Дистанционное обучение: плюсы и минусы

В статье показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Выделены проблемы, решаемые обучающимися и преподавателями в дистанционном обучении. Показано, что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических те...

Обеспечение защиты несовершеннолетних от жестокого обращения родителей

В данной статье представлен анализ понятия «жестокое обращение с детьми». Автор рассматривает виды насилия по отношению к детям, ответственность родителей, согласно законодательным актам за данное деяние. В статье приводится опыт других стран по проб...

3D-биопечать: перспективы развития

Показатели смертности в России и в мире вследствие дефицита донорских органов и сложности их эксплуатации из-за отторжения трансплантата постоянно увеличиваются. Содействие в решении данной проблемы может оказать 3D-биопечать органов и тканей. В данн...

Цифровая экономика: влияние на рынок труда

В данной статье рассматривается позитивное и негативное воздействие развития цифровой экономики на рынок труда. Приводятся мнения российских и зарубежных ученых относительно последствий использования новых технологий на уровень безработицы в разных с...

Влияние уровня жизни граждан РФ на уровень преступности в России

В данной статье рассматривается влияние уровня жизни на уровень преступности, их взаимосвязь. Целью исследования является показать на основе ретроспективного и социально-правового анализа как происходило изменение взглядов к такому социальному явлени...

Интеллектуальная система выявления фейков на фотографии

В данной статье вводится понятие фейковых фотографий и рассматривается роль интеллектуальных систем в выявлении фейков на фотографиях. Описываются основные методы и подходы с использованием машинного обучения и нейронных сетей. Приведены примеры испо...

Исследование психологических проблем у студентов-педагогов в условиях пандемии

В данной статье описываются результаты исследования, связанного с выявлением психологических проблем у студентов педагогического вуза в связи с самоизоляцией и переходом на дистанционную форму обучения из-за пандемии. В статье представлены позитивные...

Похожие статьи

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Изучение робототехники с помощью мобильных приложений

Данная статья направлена на рассмотрение и проведение сравнительного анализа мобильных приложений для изучения робототехники. Для начала стоит отметить большое разнообразие программ для обучения и самостоятельного изучения робототехники, однако автор...

Криминологическая характеристика семейного насилия: виктимологические аспекты, проблемы и меры противодействия в Российской Федерации

На сегодняшний день в России проблема насилия в семье привлекает все больше внимание общества. В статье приводится исследование института семьи, в результате которого автор приводит к виктимологическим аспектам насильственных преступлений, совершаемы...

Дистанционное обучение: плюсы и минусы

В статье показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Выделены проблемы, решаемые обучающимися и преподавателями в дистанционном обучении. Показано, что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических те...

Обеспечение защиты несовершеннолетних от жестокого обращения родителей

В данной статье представлен анализ понятия «жестокое обращение с детьми». Автор рассматривает виды насилия по отношению к детям, ответственность родителей, согласно законодательным актам за данное деяние. В статье приводится опыт других стран по проб...

3D-биопечать: перспективы развития

Показатели смертности в России и в мире вследствие дефицита донорских органов и сложности их эксплуатации из-за отторжения трансплантата постоянно увеличиваются. Содействие в решении данной проблемы может оказать 3D-биопечать органов и тканей. В данн...

Цифровая экономика: влияние на рынок труда

В данной статье рассматривается позитивное и негативное воздействие развития цифровой экономики на рынок труда. Приводятся мнения российских и зарубежных ученых относительно последствий использования новых технологий на уровень безработицы в разных с...

Влияние уровня жизни граждан РФ на уровень преступности в России

В данной статье рассматривается влияние уровня жизни на уровень преступности, их взаимосвязь. Целью исследования является показать на основе ретроспективного и социально-правового анализа как происходило изменение взглядов к такому социальному явлени...

Интеллектуальная система выявления фейков на фотографии

В данной статье вводится понятие фейковых фотографий и рассматривается роль интеллектуальных систем в выявлении фейков на фотографиях. Описываются основные методы и подходы с использованием машинного обучения и нейронных сетей. Приведены примеры испо...

Исследование психологических проблем у студентов-педагогов в условиях пандемии

В данной статье описываются результаты исследования, связанного с выявлением психологических проблем у студентов педагогического вуза в связи с самоизоляцией и переходом на дистанционную форму обучения из-за пандемии. В статье представлены позитивные...

Задать вопрос