Мобильные телефоны в учебной деятельности и их влияние на современного школьника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 19.02.2023

Статья просмотрена: 2492 раза

Библиографическое описание:

Корьев, М. В. Мобильные телефоны в учебной деятельности и их влияние на современного школьника / М. В. Корьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100173/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается положительное и негативное влияние мобильных телефонов на современного школьника, и какие меры принимаются на использование смартфонов в школах.

Ключевые слова: мобильный телефон, информационные технологии, мобильная зависимость, гаджет, смартфон.

The article examines the positive and negative impact of mobile phones on the modern student, and what measures are being taken to use smartphones in schools.

Keywords : mobile phone, information technology, mobile addiction, gadget, smartphone.

Развитие информационных технологий достигло фазы, когда смартфоном владеет почти каждый школьник. Большое разнообразие приложений и функционал смартфонов привлекают педагогов и обучающихся своими возможностями, и вместе с тем неизвестные угрозы, связанные с современными мобильными телефонами, вызывают беспокойство. Современные гаджеты становятся причиной конфликтов, помехой на уроках и конкурентом эффективного времяпровождения, он может выступать, как отвлекающий от занятий объект, который может стать источником формирования мобильной зависимости и других форм психических нарушений [1].

Мобильный телефон — это переносное средство связи, предназначенное преимущественно для голосового общения. В настоящее время сотовая связь самая распространенная из всех видов мобильной радиосвязи, поэтому чаще всего мобильным телефоном называют сотовый телефон. В то же время, наряду с сотовыми телефонами, мобильными являются также спутниковые телефоны, радиотелефоны и аппараты магистральной связи [6].

Исследования показывают, что наличие у взрослого человека или у ребенка мобильного телефона приводит к ряду положительных эффектов, например, — это возможность устанавливать и поддерживать благоприятные взаимоотношения, быть на связи с родителями и друзьями. Но есть и отрицательные последствия чрезмерного использования гаджета: тревога, потеря чувства безопасности, частые изменения настроения, беспокойство из-за проблем с доступом к сервисам, нарушения сна, частые пробуждения для проверки поступивших сообщений или звонков, физические симптомы (боль в шее, эффект сухих глаз, нарушения зрения и др.) [2].

Неблагоприятными воздействиями на растущий организм от мобильных устройств можно определить:

  1. Электромагнитное излучение в микроволновом диапазоне, которое обладает свойством проникновения через ткани организма, и как следствие повышение их температуры;
  2. Высоким уровнем сенсорной стимуляции мобильных устройств растущего организма за счет интенсивного потока цифровой информации, что способствует снижению чувствительности структур мозга ребенка;
  3. Повышенной нагрузкой на орган зрения, из-за не достаточного размера шрифта [4].

По мнению членов Российского национального комитета по защите от неионизирующих излучений, опасность воздействия ЭМП РЧ мобильных телефонов на детский организм характеризуется неблагоприятными последствиями развития патологических реакций, в том числе опухолей головного мозга, слухового и вестибулярных нервов [5].

Следует сказать, что даже сам факт нахождения включенного смартфона в пределах доступности (на парте, в сумке) влияет на когнитивные функции (память и внимание), тем самым снижая их работоспособность. Данный эффект называется «brain-drain» и означает ослабление когнитивных функций мозга, именно он оказался особенно ярко выраженным у студентов и школьников, зависимых от смартфона [7].

Сведения о зависимости от мобильного телефона, в том числе в подростковом и юношеском возрасте, весьма неоднозначны. Показатели могут варьироваться в весьма широких пределах — от 5 до 60 %, это объясняется различиями в определении самого оцениваемого объекта, в используемых методах оценки (опрос, интервью, заочный опрос через Интернет и др.) и стране проведения.

Например, во Франции использование мобильного телефона в школе запрещено законодательно. В Великобритании каждая школа вправе вводить свои ограничения на использование телефона и запреты могут по-разному проявляться в зависимости от возраста школьника. В частности, 10-летнему ученику может быть разрешено использовать телефон только 1 раз в неделю, 11-летнему — три раза и т. д. Такие меры направлены на формирование чувства ответственности и призваны противодействовать формированию зависимости от мобильного телефона. В одном из проведенных в Великобритании исследований было установлено, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4 %. [3]

В Российской Федерации с 1 января 2021 года вступили в силу Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, согласно которым «для образовательных целей мобильные средства связи не используются». Мобильные телефоны нельзя использовать во время урока вместо компьютера или планшета в связи с тем, что такие гаджеты имеют маленький размер экрана, что провоцирует напряжение органов зрения и нарушение осанки. Новые санитарные правила устанавливают, в том числе требования к образовательному процессу с применением электронных средств обучения. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см, минимальная диагональ для монитора компьютера или ноутбука — не менее 39,6 см, для планшета — 26,6 см [8].

Конечно, в современном мире мы не сможем на 100 % лишить возможности учащихся использовать мобильные телефоны, так как они стали неотъемлемой частью нашей жизни. Но можно выделить ряд преимуществ использования смартфонов в учебной деятельности.

Мобильный телефон и его функциональные возможности позволяют организовывать обучение с использованием электронных учебников, учебных курсов и файлов, которые специально разрабатываются для различных приложений смартфона. Их преимущество состоит в том, что ребенок может выполнять задания, не только которые дает им учитель, но и самому выбирать, что ему будет интересней решить, также просматривать полезные видеоролики, слушать аудиокурсы и аудиокниги, благодаря чему ребенок может глубже проникнуть в суть темы и ознакомиться с дополнительным материалом [9].

Проанализировав ряд исследований, можно прийти к выводу, что в настоящее время почти у каждого второго школьника есть смартфон, и лишь маленький процент (1–2 %) — это те дети, у которых телефон без операционной системы. Также, судя по данным, большая часть времени, проводимого за телефоном, уходит на общение в социальных сетях, прослушивания музыки, для поиска информации не связанной с учебой, просмотр видео и т.д.

Таким образом, воздействие телефона на учебную деятельность детей и подростков не может оцениваться однозначно: существуют не только положительные факторы, но и негативные в том числе. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что проблемное использование телефона детьми, которое препятствует достижению учебных задач и снижает эффективность обучения, является следствием сформировавшейся зависимости. Для школьников мобильный телефон является неким способом контроля с привычными проблемами подросткового возраста, тем самым выполняя психологическую защитную функцию. Такое проблематичное использование мобильного телефона в подростковом возрасте скорее является ограниченным, и по мере взросления смартфон обретает свое настоящее функциональное предназначение.

Литература:

  1. Колесников В. Н, Мельник, Ю. И., Теплова Л. И. Мобильный телефон в учебной деятельности современного старшеклассника и студента // Непрерывное образование: XXI век. Вып. 2 (22). 2018 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnyy-telefon-v-uchebnoy-deyatelnosti-sovremennogo-starsheklassnika-i-studenta.
  2. Танея С. Психология чрезмерного использования сотового телефона // Delhi Psychiatry J. 2014. № 17. С. 448–451.
  3. Беланд Л.-П., Мерфи Р. Плохая коммуникация: технология, отвлечение внимания и успеваемость учащихся // Дискуссионный документ CEP. 2015. № 1350. [Электронный ресурс] URL: http://cep.lse.ac.uk/pubs/download/dp1350.pdf.
  4. Новикова И. И., Зубцовская Н. А., Романенко С. П., Кондращенко А. И., Лобкис М. А. Исследование влияния мобильных устройств связи на здоровье детей и подростков. Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14 № 2 2020 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vliyaniya-mobilnyh-ustroystv-svyazi-na-zdorovie-detey-i-podrostkov.
  5. Григорьев Ю. Г., Самойлов А. С., Бушманов А. Ю., Хорсева Н. И. Мобильная связь и здоровье детей: проблема третьего тысячелетия // Медицинская радиология и радиационная безопасность. 2017. Т. 62, № 2. С. 39–46.
  6. Мобильный телефон [Электронный ресурс] Академик URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6506
  7. Утечка мозгов: простое наличие собственного смартфона снижает доступные когнитивные способности [Электронный ресурс] The university of Chicago press journals URL: https://www.journals.uchicago.edu/doi/10.1086/691462
  8. Запрет использования мобильных телефонов в школе распространяется только на учебный процесс [Электронный ресурс] Министерство просвещения Российской Федерации URL: https://edu.gov.ru/press/5697/zapret-ispolzovaniya-mobilnyh-v-shkole-rasprostranyaetsya-tolko-na-uchebnyy-process/
  9. Использование мобильных технологий в процессе образования современного школьника [Электронный ресурс] Инфоурок URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-mobilnih-tehnologiy-v-processe-obrazovaniya-sovremennogo-shkolnika-937549.html
Основные термины (генерируются автоматически): мобильный телефон, телефон, Великобритания, использование телефона, мобильная зависимость, подростковый возраст, растущий организм, ребенок, смартфон, том.


Ключевые слова

информационные технологии, гаджет, смартфон, мобильный телефон, мобильная зависимость

Похожие статьи

Влияние гаджетов на здоровье подростков

Авторы статьи рассматривают положительные и отрицательные стороны взаимодействия подростков с мобильными устройствами, компьютерами, а также различными гаджетами. Показывают то, что чрезмерное злоупотребление временем общения с гаджетами отрицательно...

Гаджеты и настольные игры: что лучше?

В статье автор исследует пагубное влияние использования гаджетов на развитие детей и возможность снижения времени их использования за счет настольных игр.

Компьютерные сети в практике образовательного процесса

В работе приводится статистика пользователей социальных сетей по различным признакам; рассматриваются основные социальные сети, которые используются и могут применяться в образовательном процессе, выделяются их особенности; затрагивается вопрос о дис...

Влияние современных электронных устройств и приложений на мотивацию студентов к занятиям физической культурой

В статье автор исследует заключает и анализирует влияния электронных гаджетов на мотивацию студентов к занятиям физической культурой.

Роль гаджетов в системе образования: помощь или помеха?

В данной статье рассматривается вопрос об использовании гаджетов в школе.

Современные дети и гаджеты

Статья посвящена проблеме влияния различных устройств для выхода в интернет и коммуникаций на психофизиологию подростков и детей. Когнитивные изменения рассматриваются в комплексе с физическим здоровьем и влиянием цифровых сервисов и платформ на мир ...

Воздействие игрового компьютерного контента на студентов-пользователей

В статье рассматривается компьютерная игра как понятие, ее история, компоненты. Также в статье освещены психологические особенности студентов и воздействие на них компьютерных игр, как негативное, так и позитивное.

Влияние гаджетов на образ жизни подростков старшей школы

В статье автор исследует проблемы соблюдения принципов здорового образа жизни подростками старшей школы при масштабном использовании гаджетов.

Перспективы использования мобильных приложений в образовании

Образовательный процесс в современных условиях должен идти в ногу со временем, где есть место и информационным технологиям. Поэтому данная статья освещает основные перспективы использования мобильных приложений в ходе учебного процесса.

Влияние компьютерных игр на успеваемость школьников 9–10 лет

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме успеваемости школьников, подверженных воздействию компьютерных игр. Зависимость успеваемости школьников 9–10 лет от влияния компьютера.

Похожие статьи

Влияние гаджетов на здоровье подростков

Авторы статьи рассматривают положительные и отрицательные стороны взаимодействия подростков с мобильными устройствами, компьютерами, а также различными гаджетами. Показывают то, что чрезмерное злоупотребление временем общения с гаджетами отрицательно...

Гаджеты и настольные игры: что лучше?

В статье автор исследует пагубное влияние использования гаджетов на развитие детей и возможность снижения времени их использования за счет настольных игр.

Компьютерные сети в практике образовательного процесса

В работе приводится статистика пользователей социальных сетей по различным признакам; рассматриваются основные социальные сети, которые используются и могут применяться в образовательном процессе, выделяются их особенности; затрагивается вопрос о дис...

Влияние современных электронных устройств и приложений на мотивацию студентов к занятиям физической культурой

В статье автор исследует заключает и анализирует влияния электронных гаджетов на мотивацию студентов к занятиям физической культурой.

Роль гаджетов в системе образования: помощь или помеха?

В данной статье рассматривается вопрос об использовании гаджетов в школе.

Современные дети и гаджеты

Статья посвящена проблеме влияния различных устройств для выхода в интернет и коммуникаций на психофизиологию подростков и детей. Когнитивные изменения рассматриваются в комплексе с физическим здоровьем и влиянием цифровых сервисов и платформ на мир ...

Воздействие игрового компьютерного контента на студентов-пользователей

В статье рассматривается компьютерная игра как понятие, ее история, компоненты. Также в статье освещены психологические особенности студентов и воздействие на них компьютерных игр, как негативное, так и позитивное.

Влияние гаджетов на образ жизни подростков старшей школы

В статье автор исследует проблемы соблюдения принципов здорового образа жизни подростками старшей школы при масштабном использовании гаджетов.

Перспективы использования мобильных приложений в образовании

Образовательный процесс в современных условиях должен идти в ногу со временем, где есть место и информационным технологиям. Поэтому данная статья освещает основные перспективы использования мобильных приложений в ходе учебного процесса.

Влияние компьютерных игр на успеваемость школьников 9–10 лет

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме успеваемости школьников, подверженных воздействию компьютерных игр. Зависимость успеваемости школьников 9–10 лет от влияния компьютера.

Задать вопрос