Роль гаджетов в системе образования: помощь или помеха? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (250) март 2019 г.

Дата публикации: 20.03.2019

Статья просмотрена: 2853 раза

Библиографическое описание:

Каргополов, И. С. Роль гаджетов в системе образования: помощь или помеха? / И. С. Каргополов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 268-269. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57359/ (дата обращения: 18.11.2024).



В данной статье рассматривается вопрос об использовании гаджетов в школе.

Ключевые слова: гаджет, современные технологии, школьное образование и техника.

В статье рассматривается такое явление, как гаджеты, а также обсуждается их позитивное или негативное влияние на процесс образования.

Что такое «гаджеты»? В контексте данной темы можно воспользоваться статьёй из Википедии, которая говорит: «Га́джет (англ. gadget)— небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека». В пример можно привести такие широко распространённые устройства, как телефон, аудио-видео няня, переносные зарядные устройства, калькуляторы, устройства VR (виртуальная реальность), 3d принтеры, диктофоны, камеры, умные часы и т. д.

Современная система образования в своём большинстве закрыта для изменений и это касается как методическо-теоретической части, так и материального оснащения. Происходит так по причине чрезмерно различного финансового состояния образовательных учреждений, кадрового вопроса, географической удалённости, качества коммуникации (от качества дорог к населённому пункту, до скорости сети Интернет). Другими словами, очень сложно вести электронный дневник в деревне, где Интернет присутствует только номинально. Если нет включения современных гаджетов в образовательный процесс, а сами устройства весьма активно нами используются в быту (в том числе во время внеурочной деятельности), то, конечно, многими представителями системы образования такие технические новинки кажутся помехой учебному процессу. Во-первых, сам учитель зачастую не знает, как обращаться с устройством и тем самым оказывается в позиции слабого, а в этом положении классический советский и постсоветский педагог находиться не привык. Во-вторых, данные технологии имеют несколько векторов применения, не только и не столько развлекательных, скорее обучающих, однако и мы сами и наши учащиеся весьма редко используем технические ресурсы в полной мере их возможностей. Дети на переменах увлечены играми в телефоне, вместо того чтобы читать или смотреть что-то познавательное, им интересное или даже играть в узконаправленные развивающие игры, мы вечером смотрим сериалы спорного качества, вместо того чтобы также смотреть что-то интересно-полезное. Почему так происходит? На данном этапе процесс обучения зачастую определяется как неприятное, навязанное времяпрепровождение и с точки зрения ученика находится в зоне ответственности взрослого. Другими словами, дети учатся не для себя, но для взрослых, а сам процесс обучения скорее подобен какому-то превозмоганию, нежели увлекательному путешествию. Сами учителя транслируют обучение, как труд, не упоминая или же вовсе исключая увлекающую, актуализационную роль процесса образования.

Помимо вышесказанного, спрос рождает предложение. В настоящее время происходит активное развитие образовательных технологий, в том числе и территории VR (виртуальной реальности), однако компании, занимающиеся популяризацией данной технологии, создают наиболее востребованные на данный момент «декорации» в виде локаций для уничтожения зомби, вместо того, чтобы дать возможность любому желающему оказаться в кратере вулкана, или на Луне, в джунглях, да мало ли ещё где. Такая ситуация обусловлена направленностью на прибыль, а не на интеллектуальное развитие. Впрочем, коммерческие корпорации направлены на извлечение прибыли, перед ними не стоят образовательные задачи. В этих условиях современное оборудование могут позволить себе только избранные образовательные учреждения.

Однако, не смотря на сложившуюся ситуацию, любой рядовой учитель может и должен использовать современные высокотехнологичные устройства, другими словами «гаджеты», в образовательном процессе, и речь не о пресловутом ИКТ. При недостаточном финансировании учитель может работать с тем, что есть: с телефонами учеников, с открытым, без фильтра wi-fi, беспроводными колонками, лазерными указками или даже очками VR, экономические отношения с нашими восточными соседями развиты хорошо, и за небольшие деньги возможно купить всё вышеперечисленное. Побег от прогресса, игнорирование технического развития неизбежно затрагивающего процесс обучения, при таком подходе «современная» система образования сама себя дискредитирует. При наличии одного маленького смартфона можно не носить учебники, нужно всего лишь закачать на устройство электронную версию любой книги и портфель нужен будет только для тетрадей и бутербродов, а в скором времени только для бутербродов. Небольшая затрата усилий и мы можем видеть нашу планету в режиме реального времени, не бесценный ли это ресурс для географии, биологии, физики. А что на счёт иностранных языков, мёртвых языков. Да, школьная библиотека мала и, к сожалению мало актуальна, однако возможности сети Интернет почти безграничны, и на цифровых просторах можно найти отсканированные письмена наших предков или какой-нибудь «Белый квадрат» русского верлибриста В.Бурича, голоса классиков, читающих свои произведения и т. д. Система образования должна не тормозить, а разгонять прогресс. Почему до сих пор в новых учебниках по технологии есть главы с ручным рубанком? Сегодня в быту широко используется рубанок электрический, навыки владения некоторым ручным инструментом на данный момент не являются актуальными. Конечно, обыкновенная школа не может похвастаться не только 3D принтером, но и обыкновенным электрическим рубанком, в такой ситуации как раз и можно использовать информацию из сети: видео, презентации.

Однако важно помнить, что на данный момент ключевой фигурой в образовательном процессе является учитель и только личное желание педагога сможет включить весь технический потенциал в обучающий процесс, а это возможно только при наличии учительского желания к саморазвитию, как профессионала, так и личности. Не нужно и даже опасно бросаться в другую крайность: акцентирование на технологических средствах. Доска, мел (маркер), учитель всё ещё являются ядром современного государственного образования. Уже различимы тенденции направленные на переформатизацию образования группового к индивидуальному.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, виртуальная реальность, устройство.


Ключевые слова

гаджет, современные технологии, школьное образование и техника

Похожие статьи

Применение чат-ботов в образовательном процессе

В статье рассмотрены особенности применения искусственного интеллекта в образовательном процессе на примере чат-ботов.

Искусственный интеллект в сфере образования

В статье автор пытается определить роль и назначение искусственного интеллекта в образовании, а также разобрать плюсы и минусы его внедрения в данную сферу.

Изучение современных технологий в школе

В статье рассматриваются возможности изучения современных технологий в школе. Приводятся данные опроса школьников.

Мобильные телефоны в учебной деятельности и их влияние на современного школьника

В статье рассматривается положительное и негативное влияние мобильных телефонов на современного школьника, и какие меры принимаются на использование смартфонов в школах.

Искусственный интеллект в образовании

В данной статье освещен искусственный интеллект и его использование в образовании.

Перспективы использования мобильных приложений в образовании

Образовательный процесс в современных условиях должен идти в ногу со временем, где есть место и информационным технологиям. Поэтому данная статья освещает основные перспективы использования мобильных приложений в ходе учебного процесса.

Влияние искусственного интеллекта на образование

В статье рассматриваются преимущества и проблемы, которые могут возникнуть при использовании искусственного интеллекта в образовании.

Оценка эффективности использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы в начальной школе

Статья посвящена актуальному вопросу применения компьютерных технологий в образовании. Описана оценка эффективности использования различных современных компьютерных технологий в организации самостоятельной работы в рамках урока и внеурочной деятельно...

Использование инновационных технологий в обучении иностранным языкам

В данной статье представлена информация об использовании инновационных методов в обучении иностранным языкам. Дана информация о важности проведения инновационной деятельности в образовании.

Эффективность школьного урока по информатике и программа NetOp School

Данная статья посвящена проблеме, с которой сталкивается преподаватель информатики на уроках и пути ее решения для достижения максимальной эффективности занятий с помощью программы NetOp School.

Похожие статьи

Применение чат-ботов в образовательном процессе

В статье рассмотрены особенности применения искусственного интеллекта в образовательном процессе на примере чат-ботов.

Искусственный интеллект в сфере образования

В статье автор пытается определить роль и назначение искусственного интеллекта в образовании, а также разобрать плюсы и минусы его внедрения в данную сферу.

Изучение современных технологий в школе

В статье рассматриваются возможности изучения современных технологий в школе. Приводятся данные опроса школьников.

Мобильные телефоны в учебной деятельности и их влияние на современного школьника

В статье рассматривается положительное и негативное влияние мобильных телефонов на современного школьника, и какие меры принимаются на использование смартфонов в школах.

Искусственный интеллект в образовании

В данной статье освещен искусственный интеллект и его использование в образовании.

Перспективы использования мобильных приложений в образовании

Образовательный процесс в современных условиях должен идти в ногу со временем, где есть место и информационным технологиям. Поэтому данная статья освещает основные перспективы использования мобильных приложений в ходе учебного процесса.

Влияние искусственного интеллекта на образование

В статье рассматриваются преимущества и проблемы, которые могут возникнуть при использовании искусственного интеллекта в образовании.

Оценка эффективности использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы в начальной школе

Статья посвящена актуальному вопросу применения компьютерных технологий в образовании. Описана оценка эффективности использования различных современных компьютерных технологий в организации самостоятельной работы в рамках урока и внеурочной деятельно...

Использование инновационных технологий в обучении иностранным языкам

В данной статье представлена информация об использовании инновационных методов в обучении иностранным языкам. Дана информация о важности проведения инновационной деятельности в образовании.

Эффективность школьного урока по информатике и программа NetOp School

Данная статья посвящена проблеме, с которой сталкивается преподаватель информатики на уроках и пути ее решения для достижения максимальной эффективности занятий с помощью программы NetOp School.

Задать вопрос