Данная статья посвящена изучению процесса формирования и распространения идеологии пантюркизма на территории тюркского государства. В статье раскрываются основные факторы, влияющие на развитие пантюркизма и описываются концепции известных тюркологов, связанные с пантюркизмом.
Ключевые слова: пантюркизм, турецкий мир, Османская империя, концепция, Юсуф Акчура, Зия Гекалп.
Роль политической идеологии в жизни современного общества является дискуссионным вопросом, обсуждаемым уже несколько десятилетий. Идеологии, безусловно, являются одним из основных способов воздействия на социум. Присущие любому индивиду системы ценностей, основанные на какой-либо базовой идее, определяют его поведение в различных ситуациях, выступают основой для принятия решений и осознания человеком собственного места в мире. В силу этого, идеологии как совокупность взглядов и ценностных установок с момента своего возникновения стали одним из важнейших инструментов управления обществом.
Основная часть. XIX — XX веков среди тюркских народов широко распространилось движение пантюркизма. Пантюркизм — идеология, в основе которой лежит идея объединения всех тюркоязычных народов, вне зависимости от государственной принадлежности. Главная цель этой идеологии — создание государства тюркоязычных народов, называемого мощным Туран. Социально-политические корни этого движения были связаны с углублением процесса национального пробуждения определенных народов и возникновением наций [1, с. 36].
Многие определения, касающиеся идеологии «пантюркизма», встречаются в трудах следующих авторов. Одним из первых Чарлз У. Хостлер описал: «...движение, стремительное к политическому и культурному единству всех тюркоязычных народов», Якоб Ландау: «...движение, основной целью которого является создание объединения, Союза на культурной основе тюркских народов». Автор труда «Зарождение и эволюция тюркизма», к.и.н. Рафаэль Мухамметдинов описывает: «... система идей, вытекающих из признания этнического происхождения, родства языка и близости культуры тюркских народов и пропагандирующих единство, братство и сотрудничество этих народов и способствующая их продвижению на пути прогресса и процветания».
Рассматривая особенности идеологического процесса Турецкой Республики, необходимо обратить внимание на роль пантюркизма, который способствовал возникновению и развитию целого ряда особенностей политического процесса в Турции.
Идеология пантюркизма с конца ХІХ века постоянно происходила в своем концептуальном развитии и появились практические формы своей реализации. В этот период Османская империя стала экономически, политически и культурно развивающимся государством. Необходимость реформирования общественной жизни вызвала необходимость формирования под своим лозунгом мощной идеологии, способной объединить весь комплекс преобразований. Таким образом, в Османской империи лежит идея укрепления тюркского государства на основе возникновения пантюркизма [2, с. 45–46].
К экономическим предпосылкам возникновения пантюркизма относится переход феодальной структуры экономики к капиталистическим отношениям. А распространение пантюркизма способствовало проникновению иностранного капитала, оказавшего негативное влияние на формирование самообеспеченной экономической системы Турции.
Политические предпосылки пантюркизма проявляются в спаде идеологий османизма и панисламизма, вызванных революциями 1908 и 1918–1923 годов в Турции.
Таким образом, пантюркизм поставил перед собой следующие задачи: укрепление государства национальной идеей и повышение национального самосознания тюрков и дальнейшее вовлечение в создание национального турецкого государства.
Культурными предпосылками идеологии пантюркизма стало знакомство тюрков с европейской культурой, в частности с идеями европейского национализма (пангерманизм и панславизм), а также с новизной в системе образования и культуры. Кроме того, в конце XIX века в Европе появились научные отрасли, изучающие тюркские народы и их культуру, увлеченные произведениями искусства Османской империи.
Появление идеологии пантюркизма в середине XIX в. стало логическим следствием развития националистических движений в результате ослабления центральной власти и начала развала Османской империи, обострения «Восточного вопроса». Распространение идей национализма и независимого национального существования среди христианских народов; образование на Балканах независимых и полунезависимых национальных государств из бывших османских провинций; сепаратистские тенденции в среде мусульманом; зарождение самосознания среди тюркских народов Российской империи; активное вмешательство и манипуляции европейских держав в делах внутренней и внешней политики страны — эти факторы стали причинами появления в среде османской интеллектуальной элиты, пытавшейся осмыслить происходящие вокруг события, активных дискуссий о дальнейшей судьбе и способах спасения Османской империи [3, с. 96–97].
Одной из особенностей распространения пантюркизма является высокий уровень популярности этой идеологии среди молодежи, что остается актуальным и в настоящее время. После распространения пантюркизма в Османской империи началась активная работа по привлечению новых членов в ряды его сторонников, при этом значительное внимание в своей работе пантюркисты уделяли молодежной среде — самой восприимчивой и активной части населения. Многие из идеологов пантюркизма (А. Хусеинзаде, Ю. Акчура и др.) работали преподавателями в высших учебных заведениях Османской империи, где воспитывали студентов в пантюркистском духе. Зареванд в своей работе отмечает: «Очаги» развили усиленную работу среди студентов богословского института («софты»).
Благодаря этой пропаганде софты, бывшие во время Абдулхамида ярыми защитниками панисламизма, перешли в большинстве на сторону пантуранистов, которые через этих софтов приобрели влияние на духовенство, а через последнее на простой народ» [4, с. 76]. Подобного рода деятельность объясняется активным участием молодежи в процессе идеологической интерпелляции, высоким уровнем ее мобильности и готовностью к решительной борьбе за гегемонию пантюркизма в политической системе Османской империи.
В 1904 г. в газете «Тюрк» появилась статья «Три вида политики», в которой автор татарского происхождения из Симбирска, один из первых идеологов пантюркизма Юсуф Акчура рассматривал три варианта выбора национальной идеологической доктрины для спасения слабеющей империи — пантюркизма, панисламизма и османизма — и доказывал приоритетность пантюркистской идеологии над панисламизмом и османизмом.
Как уже отмечалось выше, труд Ю.Аксуры «Три вида политики» стал своеобразным манифестом пантюркизма. В этой работе автор сначала отмечает три направления политической жизни Османской империи:
- Создание османской нации в результате ассимиляции и объединения нации, подчиненных Правительству Османа;
- Султан Османской империи должен быть руководителем политического объединения всех мусульман;
- Формирование политической тюркской нации, основанной на этническом факторе.
Анализируя каждое из этих направлений, Юсуф Акчура стремится выявить в каждом из них возможность дальнейшей эволюции, политическую целесообразность и полезность для тюркских народов. О тюркском направлении он пишет, например, следующее: «Мысль о создании тюркской политической нации, основанной на этническом принципе, является совершенно новой. Я не думаю, чтобы подобная идея существовала как в истории Османского государства, так и в истории других тюркских государства… Я предполагаю, что в России, где проживает большинство тюрков, идея их объединения существует в очень размытой форме. Совсем недавно возникшая «волжская литература» является больше тюркской, чем мусульманской.
Как видим, Юсуф Акчура довольно реалистичен и осторожен, оценивая современное ему состояние национального политического движения тюркских народов.
Юсуф Акчура был человеком татаро-тюркского происхождения, который внес значительный вклад в систематическое развитие пантюркизма в Турции. Ю. Акчура сознательно начинает идеологию пантюркизма в Военном училище. В течение этого периода такие непредубежденные деятели, как Наджиб Асим Бей, Велед Челеби и Тахир Бей из Бурсы, опубликовали статьи о пантюркизме, а некоторые выпуски газеты Исмаила Бея Гаспирали «Тержуман» появились в Стамбуле. Юсуф Акчура впечатлен этими работами и публикациями [5, с. 124–125].
«Благодаря этой политике все турки, проживающие в Османской империи, смогли бы легко объединиться внутри этнических и религиозных границ, а другие мусульманские нетюркские, но тюркизированные группы смогли бы продолжить ассимилироваться. Те народы, которые не были ассимилированы, но в то же время не имели чувства национальной идентификации, были полностью ассимилированы в рамках данной политики. Однако главное преимущество подобной политики заключается в том, что она объединила бы всех тюрок, проживающих в Азии и в восточных регионах Европы и объединенных единым языком, этничностью и религией».
В 1904 году Ю. Акчура пишет свою знаменитую работу «Три вида политики», которая в том же году выходит на страницах каирской газеты «Тюрок». Эта работа носила теоретический и программный характер, она создала большой резонанс в тюркском мире.
После возвращения в Стамбул в 1911 году Ю. Акчура создает пантюркистское общество «Тюркский очаг» («Тюрк оджагы»). Журнал, издаваемый на базе этого объединения, «Тюркская родина» («Тюрк юрду») пропагандировал принадлежность всех тюркоязычных народов к единой нации и, как следствие, формирование «Великого тюркского государства» [6, с. 26].
В дальнейшем процветании пантюркизма труд Зии Гекалп был очень важным. Зия Гекалп (1876–1924) — поэт, историк, политик. Его важнейший теоретический труд — «Тюркизироваться, исламизироваться, модернизироваться» (опубликована в Стамбуле в 1918 г.) и сборник статей «Основы тюркизма» (1923 г.). На раннем становлении протекционизма З.Гекалпа к национальным проблемам, большое влияние оказало труд революционных политиков и мыслителей. С 1896 года будущий политик, проживающий в Стамбуле, поддерживает идеи демократической конституции на пути свержения порядка султана.
В 1908 г. Гекалп был приглашен в Салоники на съезд партии «Единство и прогресс», и избран в состав ее центрального комитета. К этой партии он принадлежал до ее роспуска в 1918 г. В период Балканской и первой мировой войны Гекалп проявлял очень высокую активность, занимаясь различными социальными, правовыми и культурными проблемами.
После окончания военных событий он был арестован союзниками и вместе с другими турецкими националистами сослан на Мальту. После победы Мустафы Кемаля Ататюрка в 1921 г. Гекалп получил возможность возвращения на родину. После возврашение в Диярбакыр, он начал издание еженедельного журнала «Кючюк межмуа», в котором всячески поддерживал политику Мустафы Кемаля [7, с. 17].
Зия Гёкалп скончался 25 октября 1924 г. Политические взгляды Гёкалпа сложились на основе глубокого изучения им наследия многих европейских, в первую очередь французских философов и социологов. Идеи тюркизма как объединяющего фактора формировались в его сознании довольно долго. По мнению Гёкалпа, важнейшим интегрирующим фактором для тюрков должен являться язык, и в языковой независимости он видел основное условие независимости политической. И язык в национальном государстве должен быть модернизирован, очищен от неразумных чуждых влияний.
Подводя итоги, следует отметить, что в рамках идеологического процесса пантюркизм применял ряд специфических средств, заимствованных впоследствии другими идеологическими течениями. К подобным характеристикам следует отнести большое внимание, уделяемое пантюркистами работе с молодежью; активную публицистическую деятельность; работу по созданию различных организаций; активную пропаганду пантюркизма за рубежом; использование силовых методов для достижения цели.
Заключение. Таким образом, пантюркизм сегодня продолжает оставаться значимым явлением для политической жизни огромного региона. Пантюркизм как «объединительный национализм» находил благодатную почву еще и потому, что в начале ХХ века большинство тюркских народов еще не сформировалось как нации. Развитию пантюркизма и его интеграционному потенциалу способствует сохранение основных предпосылок, являющихся социально-политическим основанием для развития этой идеологии на протяжении ХХ века, и среди них реальные или мнимые угрозы турецкой идентичности, что приводит к неминуемому росту националистических настроений и популярности политических сил — основных носителей пантюркистских идей в современном турецком обществе.
Литература:
- Гилязов И. А. Тюркизм: Становление и развитие: Характеристика основных этапов: Учеб. пособие для студентов-тюркологов. — Казань, 2002. — 51 с.
- Зареванд. Турция и пантуранизм / Зареванд; введ. А. Н. Мандельштама. — Москва: Ключ-С, 2015. — 176 с.
- Еремеев Д. Е. История турецкой общественной мысли XI-XXI веков / Д. Е. Еремеев — М.: Квадрига, 2016. — 320 с.
- Налбандян З. Турция и пантуранизм / Зареванд; введ. А. Н. Мандельштама. — Ереван, 1991. — С. 74–85.
- Мухамметдинов Р. Ф. Зарождение и эволюция тюркизма. — Казань: Изд-во Заман, 1996. — 272 с.
- Вартаньян Э. Г. Идейно-политические предпосылки трагических событий рубежа XIX-XX вв. в Османской империи: доктрины паносманизма, панисламизма, пантюркизма // Историческая и социально-образовательная мысль. — История. Исторические науки. — Т. 7. 2015. — С. 26–30.
- Мухамметдинов Р. Ф. Зарождение и эволюция тюркизма: Из истории политической мысли и идеологии тюркских народов; Османская и Российская империи, Турция, СССР, СНГ 70-е гг. XIX в. — 90-е гг. XX в.). — Казань: Заман, 1996. — С. 17–25.