Турция как перспективное пространство для межкультурного диалога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 31.10.2022

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Ашуркова, Л. А. Турция как перспективное пространство для межкультурного диалога / Л. А. Ашуркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95886/ (дата обращения: 22.12.2024).



Данная статья посвящена проблематике межкультурного диалога в международных отношениях. Турция рассматривается как поле пресечения ценностей Западной европейской цивилизации и исламским миром.

Ключевые слова: синкретизм, глобализм, коммуникативное действие.

This article is devoted to the problems of intercultural dialogue in international relations. Turkey is considered as a field of suppression of the values of Western European Civilization and the Islamic world.

Keywords: syncretism, globalism, communicative action.

На сегодняшний день проблема межкультурного взаимодействия имеет высокую актуальность. Связано это с тем, что в рамках научных подходов пришла парадигма постмодерна, а также общественная модернизация приводит к пересмотру подходов в международных отношениях. Также уровень развития глобальной коммуникации приводит к необходимости пересмотра проблем международных отношений.

Необходимо рассмотреть системные изменения под призмой общественной модернизации. Сама концепция рассматривает динамичное изменение государства и политической системы в целом [1, с. 14]. Это также необходимо, чтобы учесть индивидуальные особенности Турецкого фактора для определения проблематики международных отношений. Ведь если классические теории предполагают создать условно идеальную статическую модель, то модернизация отталкивается от фактора постоянной динамики развития.

Концепт модернизации стоит рассматривать с точки зрения системного уровня, а именно социального типа и социального воспроизводства [2, с. 44], который формируют политические институты в государстве. А также с позиции культурного взаимовлияния между государствами. Для общества модерна характерна зависимость от фундаменталистских ценностей, которые аксиологически переплетены в концепции суверенитета, что создает проблематику для межкультурного диалога. В рамках формации модерна общество зависит от установленных паттернов политического поведения, что также транслируется на международные отношения.

Для данной формации характерен реалистский и неореалистский подход в международных отношениях, который характеризуется политической игрой «каждый сам за себя» [3, с. 4], также военному противостоянию за территории и влияние стоит на первом месте, экономическим связям и диалогу определяется самая незначительная роль.

Но если рассматривать общество постмодерна, то картина кардинально меняется, само постиндустриальное развитие государства приводит к пересмотру и перестройке традиционных политических институтов, потому что традиционный дискурс не может отвечать требованиям общества [4, с. 62], а также поддерживать коммуникативную связь. Аксиологически общество модернизируется, отходя от закрытой национальной ценностной парадигмы к синкретизму и глобальным универсальным концепциям [5, с. 23]. Также стоит сказать для данного этапа происходит замена вертикальных систем отношений на горизонтальные, для которых характерна сетевая структура, состоящая из взаимосвязанных социальных узлов, на основании чего политические институты модернизируются под запрос времени для эффективного функционирования, в этом оказывают содействие транснациональные субъекты в лице международных организаций.

На уровне международных отношений это приводит к развитию неолиберальных концепций, которые подразумевают политическую и экономическую созависимость государств в сотрудничестве. Это также выражается появлением новых субъектов международных отношений в лице Транснациональных корпораций. А также повестка международных отношений в данном подходе отталкивается от партнерства и гармоничного сосуществования государств между собой для решения глобальных проблем [6, с. 91]. Также Киссинджер определял стабильность мирового порядка путем создания принципов сдержек и противовесов на основе культурной и экономической зависимости государств [7, с. 31].

Сама же Турция прошла сложный путь общественной модернизации, который позволил культурно и экономически государство привести на уровень развития прогрессивных Европейских стран. А также стоит сказать о важном аспекте постиндустриальной стадии развития данного государства, что выражается в сочетании ценностей традиционного ислама и европейской культуры, которая выражается в гуманизме и прогрессе с демократическими институтами. Это также связано с тесным партнерством с Европейским союзом и членством в Североатлантическом Альянсе. Это создает необходимость считаться с европейскими ценностями, что является косвенным транзитом ценностей демократизации. Хантингтон подчеркивал роль культурного транзита в международных отношениях, но стоит сказать, что он нисколько не вредит самой общественной системе, не создавая конфликта с национальной аксиологией. Такой феномен называют успешной «исламской демократией».

Важность Турции как платформы межкультурного диалога является ее географическое положение, ведь она граничит с такими государствами как: Сирия, Ирак, Иран, Азербайджан, Армения. Для современной западной системы стоит важная задача в налаживании культурных и дипломатических связей со странами исламского мира, ведь данные государства находятся относительно запада в стадии модерна, что создает трудности для межкультурного диалога. Именно Турция как государство может стать идеальным культурным транзитом для межкультурного диалога. Это позволит создать благоприятные условия для партнерства посредством того, что Турция может выступить энергетическим транзитом из стран Ближнего Востока для Запада, в то время как европейские страны смогут предоставить технологии и качественные продукты потребления. Что в перспективе позволит посредством экономического влияния демократизировать проблемные государства Ближнего Востока. Это также скажется на самом политическом статусе Турции как посредника межцивилизационного сотрудничества. Также стоит сказать, что это входит в официальную внешнеполитическую доктрину Турции [8, с. 4].

Данная доктрина включает в себя стратегические планы по увеличению товарооборота с исламскими государствами, а также сотрудничество в вопросе создания безвизового пространства для эффективного взаимодействия. Это также позволит создать особую экономическую инфраструктуру, что позволит Турции стать «региональной сверхдержавой» [9, с. 8]. А также это может стать точкой возникновения новой полярности в международных отношениях, ведь в перспективе это выступит новым набором сдержек и противовесом для мировой стабильности, а также большее число полярностей позволит гармонично реализовать собственные цивилизационные потенциалы.

На примере рассмотрения Турции как пространства межкультурного диалога, можно увидеть развитие неолиберального подхода в международных отношениях, для которого характерен отход от методов грубой силы, а создание экономической привлекательности для партнерства. Также учитывая фактор общественной модернизации, данное государство предстает как особая форма постиндустриального общества, для которого характерны сочетания институциональной западной демократии и ценностей ислама. Это также является положительной динамикой глобализационного транзита, который позволит создать перспективы для интеграции стран Ближнего Востока в равновесное экономическое и политическое партнерство.

Литература:

  1. Побережников И. В. Теория модернизации: основные этапы эволюции // Проблемы истории России. — Екатеринбург: Волот, 2001. — Вып. 4: Евразийское пограничье.
  2. Parsons T. Sociological Theory and Modern Society. N.Y.: Free Press, 1967.
  3. Ягья В. С. Турция в современной системе мировой политики // Актуальные проблемы мировой политики в XXI веке / Под ред. В. С. Ягьи. — СПб., 2011
  4. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна М.: Институт экспериментальной социологии; Спб.: Алетейя, 1998.
  5. Этциони А. От империи к сообществу. СПб: Ладомир, 2004.
  6. Habermas J. Theorie des Kommunikativen Handelns. Hannover, 1997.
  7. Киссинджер Дипломатия. М.: Издательство «Ладомир», 1997.
  8. Гаджиев А. Г. K вопросу о некоторых особенностях турецкой внешнеполитической стратегии на Ближнем Востоке // URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2010/19–06–10a.html
  9. Джакар А. А. О внешнеполитической активности Турции на Ближнем Востоке. URL:iimes.ru/rus/stat/2010/15–06–10c.html
Основные термины (генерируются автоматически): Турция, межкультурный диалог, государство, общественная модернизация, отношение, исламский мир, уровень развития.


Похожие статьи

Культурная дипломатия как феномен современной политики (на примере Европейского союза)

В данной работе понятие «культурная дипломатия» рассмотрено как феномен, на примере отношений между Россией и Европейским союзом. Проведение исследования связи между культурой и дипломатией является одним из важных факторов понимания «культурной дипл...

Межкультурная коммуникация в современной культурно-образовательной парадигме

Целью исследования этой статьи будет рассмотрение межкультурной коммуникации, а также рассмотрение сопутствующих проблем и положительных аспектов. Также будет раскрыт вопрос, является ли общение между представителями разных культур целью обеспечения ...

Религиозная идентичность и культура толерантности в условиях глобализации

Статья посвящена анализу понятия «толерантность». Истории становления и развития межнациональных и межконфессиональных толерантных отношений среди разных слоев населения. Толерантность — залог мира и стабильности.

Публичная дипломатия: культурные продукты и проекты для международного продвижения страны

В статье автор исследует методы публичной дипломатии как способ международного продвижения страны.

Английский язык и межкультурная коммуникация

Статья посвящена роли английского языка в межкультурной коммуникации. Рассмотрены задачи и типы межкультурной коммуникации, а также роль английского языка в ней.

Роль и значение межкультурных коммуникаций и рекуррентности в формировании языковой личности

Формирование «языковой личности» как реализация потенциала образования рассматривается в статье с позиции теорий межкультурных коммуникаций и рекуррентности, что позволяет понять механизм презентации и трансляции культурных и языковых норм и обозначи...

Диалог культур: Россия и Сербия

Данная работа посвящена рассмотрению взаимодействия различных культур между собой, на примере России и Сербии.

Стратегическое партнерство России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества

В статье автор исследует стратегическое партнерство России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) через призму их политического, военного, культурного и гуманитарного сотрудничества, а также рассматривает вызовы и перспективы да...

Знание языков как основа межкультурной коммуникации

В данной статье рассмотрены проблемы знание языков как основа межкультурной коммуникации. Проанализированы характерные особенности и важность русского языка в межнациональной общении. Рассматриваются несколько гуманитарных государственных программ дл...

Сотрудничество Центральной Азии и ЮНЕСКО

В статье на основе научных источников и фактов анализируются вопросы динамика развития сотрудничества Центральная Азия и ЮНЕСКО и исторического и культурного наследия, реставрации национальных ценностей.

Похожие статьи

Культурная дипломатия как феномен современной политики (на примере Европейского союза)

В данной работе понятие «культурная дипломатия» рассмотрено как феномен, на примере отношений между Россией и Европейским союзом. Проведение исследования связи между культурой и дипломатией является одним из важных факторов понимания «культурной дипл...

Межкультурная коммуникация в современной культурно-образовательной парадигме

Целью исследования этой статьи будет рассмотрение межкультурной коммуникации, а также рассмотрение сопутствующих проблем и положительных аспектов. Также будет раскрыт вопрос, является ли общение между представителями разных культур целью обеспечения ...

Религиозная идентичность и культура толерантности в условиях глобализации

Статья посвящена анализу понятия «толерантность». Истории становления и развития межнациональных и межконфессиональных толерантных отношений среди разных слоев населения. Толерантность — залог мира и стабильности.

Публичная дипломатия: культурные продукты и проекты для международного продвижения страны

В статье автор исследует методы публичной дипломатии как способ международного продвижения страны.

Английский язык и межкультурная коммуникация

Статья посвящена роли английского языка в межкультурной коммуникации. Рассмотрены задачи и типы межкультурной коммуникации, а также роль английского языка в ней.

Роль и значение межкультурных коммуникаций и рекуррентности в формировании языковой личности

Формирование «языковой личности» как реализация потенциала образования рассматривается в статье с позиции теорий межкультурных коммуникаций и рекуррентности, что позволяет понять механизм презентации и трансляции культурных и языковых норм и обозначи...

Диалог культур: Россия и Сербия

Данная работа посвящена рассмотрению взаимодействия различных культур между собой, на примере России и Сербии.

Стратегическое партнерство России и Китая в Шанхайской организации сотрудничества

В статье автор исследует стратегическое партнерство России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) через призму их политического, военного, культурного и гуманитарного сотрудничества, а также рассматривает вызовы и перспективы да...

Знание языков как основа межкультурной коммуникации

В данной статье рассмотрены проблемы знание языков как основа межкультурной коммуникации. Проанализированы характерные особенности и важность русского языка в межнациональной общении. Рассматриваются несколько гуманитарных государственных программ дл...

Сотрудничество Центральной Азии и ЮНЕСКО

В статье на основе научных источников и фактов анализируются вопросы динамика развития сотрудничества Центральная Азия и ЮНЕСКО и исторического и культурного наследия, реставрации национальных ценностей.

Задать вопрос