В статье рассмотрены основные направления внешней политики Турции, а также проанализированы характерные черты формирования идейного фактора турецкой политической элиты.
Ключевые слова: политика неоосманизма, неопантюркизм, религиозный фактор, внешняя политика Турции.
На сегодняшний день Турция стремится занять позиции регионального лидера и набрать вес в политическом пространстве. Страна ведет активную внешнюю политику и наращивает свое влияние на политической орбите. Многовековая история становления Турции показывает имеющиеся амбиции страны, стремление реализовать политику неоосманизма и заполучить статус страны-лидера мирового политико-экономического пространства.
Активный внешнеполитический курс Турции формируется политической элитой страны и играет важную роль в международных отношениях. Понимание социально-политической повестки дня является необходимым критерием для анализа меняющегося мироустройства. Говоря о направленности внешней политики Турции, можно выделить несколько аспектов, главенствующих в политических идеях страны.
Во-первых, все большую популярность набирает реализация политики неоосманизма. Суть данной политики заключается в наращивании турецкого влияния в регионе и возвращении былого величия времен Османской империи. На сегодняшний день отчетливо виден внешнеполитический курс Турции, который направлен на выстраивании диалога со странами Балканского полуострова, странами Северной Африки и регионом Ближнего Востока.
Политика неоосманизма является частью политики неопантюркизма. Внешняя политика Турции выстроена таким образом, чтобы как можно продуктивнее «породнить» тюркские народы с турками. Турецкая сторона делает все для того, чтобы закрепить в общественном сознании мысль, что тюркское равно турецкому. Однако, если углубляться в историю, то становится понятно, что тюрки ассимилировали с турками уже через время, а первые тюркские поселения появились на территории Алтая в России и Центральной Азии. Поэтому говорить о том, что тюрки являются братским народам туркам не совсем корректно. Данная точка зрения поддерживается в российских кругах среди политологов и тюркологов [1].
Для распространения своего влияния на тюркские народы и государства, в которых доминирует населения тюркского этноса, Турция активно внедряет механизмы «мягкой силы». Появляются структуры по типу TİKA (турецкое агентство по сотрудничеству и координации), а также образовательные программы по обмену в рамках поддержания турецкого влияния в других странах. Например, программы по обмену налажены между Турцией и Россией и активно функционируют в образовательной среде. Ярким примером служит программа «Мевлана», которая направлена на обмен студентов из Казанского федерального университета (КФУ). К тому же, стоит отметить тенденцию массовой популяризации турецкой культуры, которая на сегодняшний день наиболее показательно отражена в турецком кинематографе.
Опасность подобного рода массовизации турецкой культуры состоит в размывании механизма политической антропологии «свой-чужой». Турецкая культура становится чем-то обыденным и привычным для жителей других государств. Влияние турецких ценностей происходит путем проникновения в ценностно-целевые установки других государств основных идей турецкой культуры. У любой культуры есть ядро и защитный пояс, который препятствует разрушению культурной идентичности. Т. В. Карадже отмечает: ««Защитный пояс» препятствует воздействию на «ядро» культуры со стороны внешней среды, предохраняет его от трансформации и разрушения, а также обеспечивает адаптационные механизмы, возможность приспособления к меняющимся условиям материального и духовного бытия данного общества» [2]. Таким образом, применение технологий «мягкой силы» несет опасность для национального суверенитета стран. В первую очередь, это касается России (Северный Кавказ), Закавказья и Центральной Азии. Именно в данных регионах сосредоточены тюркские поселения и они в наибольшей степени являются объектом интересов с турецкой стороны.
Другим важным моментом в идеологии внешней политики Турции является религия. После событий арабской весны (2011), а также закрепления за политической элитой Турции идей неоосманизма наблюдается отход турецких властей от принципов светского государства, которые были провозглашены отцом-основателем Турции М. К. Ататюрком. Согласно Конституции Турции, страна является светским государством (статья № 1) и активно сотрудничает со странами «золотого миллиарда». На сегодняшний день Турция входит в военно-политический блок НАТО и поддерживает активный диалог с Западом. Однако осознание своей идентичности и обращение к национальным корням развернули турецкое позиционирование в политическом пространстве как страны готовой стать представителем мусульманского мира. Лидер Турции Р. Т. Эрдоган не раз заявлял о необходимости учитывать интересы не только Западного мира, но и мусульманских стран. Наиболее ярко политический дискурс турецкого президента прослеживается на выступлениях Генеральной Ассамблеи ООН [3].
На сегодняшний день активная внешняя политика проявляется по многим ключевым для турецкой стороны направлениям. Турция старается балансировать между Западом и Востоком в условиях новой социально-политической обстановки, но при этом продолжает налаживать многоплановое сотрудничество со своим давним партнером в лице России. Напряженные отношения со странами Ближнего Востока, в первую очередь, с Сирией и Ираком Анкара пытается решать дипломатическим путем. Конечно, наблюдается и эскалация конфликтов, которая вынуждает применять военную силу, однако, страны нацелены на скорейшее решение конфликта и достижения взаимовыгодных соглашений.
Внешнеполитический ландшафт Турции в основном зависит от руководства страны. Важным событием грядущего года будут президентские и парламентские выборы в Турции. Политическая система Турции на данный момент также проходит стадии кризиса и нестабильности. Правление Р. Т. Эрдогана встречает противоречия в лице турецкой оппозиции Народно-республиканской партии (НРП). Вполне вероятно выдвижение кандидата в президенты от оппозиционной партии. Поэтому дальнейшее развитие ценностно-целевых установок политической элиты Турции будет зависеть от результатов парламентских и президентских выборов. Исходя из программы победившего кандидата и партии будет зависеть дальнейшее формирование внешнего и внутреннего курса Турции, опирающийся на ключевые положения и заявления новой политической элиты страны.
Литература:
- Аватков В. А. Тюркский мир и тюркские организации // Мировая политика, 2018. № 2. С. 11–25.
- Карадже Т. В. Политическая философия. Учебник // МПГУ, 2017. С. 538.
- Эрдоган: судьбу мира не должна решать «горстка» победителей Второй мировой войны [Электронный ресурс] // ТАСС 19.10.2021. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12697453 (дата обращения: 1.12.2022).