В статье рассматриваются реформаторские движение Туркестана конца XIX-XX вв и сложный, исторически многогранный путь развития.
-
Ключевые слова:
Джадидизм,
Туркестан, центральная Азия, Автономия.
- This article deals reformist movement of Turkestan late XIX-XX centuries and complex, historically multifaceted way of development.
- Keywords: Jadidism, Turkestan, Central Asia, Autonomy.
- This article deals reformist movement of Turkestan late XIX-XX centuries and complex, historically multifaceted way of development.
Реформаторское движение Туркестана конца XIX — начала XX вв. прошло сложный, исторически многогранный путь развития. Опираясь на философский опыт на пути к прогрессу и реформам других стран, джадиды попытались применить эту практику на национальной почве, где порой различные взгляды на общественное развитие становились объектом столкновений. Основная идея борьбы за независимость формировалась в этих сложных условиях. Каким же представляли себе джадиды будущее общество и государство? Располагали ли они программой их переустройства?
Как мы уже отмечали, джадидизм прошел в своей истории два этапа: первый — это этап просветительства и второй — политический. Однако, взгляды джадидов на вопросы государственности начали складываться еще на первом этапе, а на втором — они уже обрели законченную форму. Оглядываясь назад в прошлое, джадиды связывали все отрицательное в обществе с утратой национальной государственности. Так, по мнению Махмудходжи Бехбуди, ханства на протяжении 50-и предыдущих лет были отрезаны от мира и не могли пользоваться мировыми достижениями, что привело к утрате национальной государственности и это стало одной из причин пребывания под игом колониализма. Колониальная же система вынудила народы Туркестана жить по европейским законам, которых они не знали, а для того, чтобы защитить свои права необходимо быть образованным. И М. Бехбуди приходит к выводу, что высокообразованные специалисты, в частности, юристы, смогли бы приносить пользу нации, действуя через Государственную Думу, суды и официальные органы российской администрации в Туркестане. Таким образом, еще в 1913 г. он выдвигает следующую теорию: развитие просвещения и образования среди туркестанцев необходимо для защиты своих национально-государственных интересов.
Основную часть концепции джадидов составляла проблема единения всех народов Туркестана, ибо будущее государственное устройство они связывали с их солидарностью.
Международные связи джадидов были весьма всеобъемлющими. Они были знакомы с программами джадидских движений России, Турции, Египта и других стран, обмениваясь между собой опытом посредством поездок и бесед. Революционные события 1905—1906 гг. в России оказали свое воздействие и на Туркестан.
Национальные прогрессисты пристально следили за политическими процессами в России, изучая программы возникающих там политических партий. Однако, опираясь на особенности национального менталитета народа — его миролюбие и сдержанность, они старались мирным путем, легальными способами через обращения в Государственную Думу и выступления там добиваться поставленных целей. Царская администрация, обеспокоенная ростом политического самосознания местного населения, наложила вето на присутствие представителей Туркестана в Государственной Думе. Тогда джадиды пришли к заключению о необходимости объединения и создания единой мусульманской партии с тем, чтобы войти в состав Всероссийского союза мусульман. В статье, опубликованной в газете «Хуршид» от 11 октября 1906 г., М. Бехбуди писал, что только таким образом, опираясь на прогрессивные силы тюркских народов России, они могут добиться политических прав [1,с.8]. Здесь же он выразил свое отрицательное отношение к социал-демократической партии, считая ее программу неприемлемой для норм жизни мусульман и утопичной.
После столыпинской реакции джадиды были вынуждены перейти на нелегальное положение. Как было доложено в полицейский департамент Ташкента, одну из подпольных групп, преимущественно состоящую из представителей национальной интеллигенции и учащейся молодежи, возглавлял учитель Ахмаджанов. В Коканде была организована подобная группа, состоящая из 50-и человек. Андижанское общество джадидов называлось «Тараққийпарвар» («Прогрессисты») и возглавлял его, судя по донесению тайной полиции, Убайдулла Ходжаев. Кроме того, на протяжении 1909—1916 гг. агенты царской охранки неоднократно докладывали правительству о том, что мударрисы.и учителя школ ведут пропагандистскую работу по проведению реформ для управления краем [2, с.21].
Ощутимое влияние на джадидизм Центральной Азии оказали революции, произошедшие в 1905—1911 гг. в Турции и Иране. Представители национальной интеллигенции этих стран ставили перед собой цель ограничить монархическую власть конституционными рамками и укрепить экономическую мощь национальной буржуазии, создав для этого соответствующие условия и предпосылки. Однако их опыт не был механически перенят джадидами Туркестана. Из практики восточной и европейской борьбы против колониализма, за достижение демократических реформ они использовали с определенными изменениями только то, что было приемлемо в условиях края.
Накануне февральской демократической революции джадидизм Туркестана уже представлял собой серьезную политическую силу. Если после Первой мировой войны джадиды вели борьбу за парламентскую монархию, то после февральской революции их радикальная часть выдвинула более широкий ряд требований, среди которых было проведение глубоких реформ по расширению полномочий местного населения в управлении краем, выделение мест в Государственной Думе, исходя из фактической численности местного населения, обеспечение основных демократических свобод и, прежде всего, свободы национальной печати, замена монархического строя конституционным и т.д. Как же представляли себе джадиды место Туркестана в Российской государственности?
Это четко отражено в статье М. Бехбуди, который писал: «В Ташкенте будет большой Центр (Марказ) и Собрание (Мажлис), куда войдут по несколько человек, избранных из пяти вилайятов Туркестана от каждого города и уезда. В их ведении должны быть законодательство и законоисполнение всех налогоплатежных процессов. Этот Мажлис станет посредником между русским правительством и мусульманами. Каждого попечителя (вали) и управителя (маъмур) от Туркестана и от каждого вилайята они будут поддерживать, и активно работать для прогресса Туркестана, и для его развития. Естественно, названные поверенные (вакил) и депутаты (мабъус) в большинстве должны быть из мусульман и в малом числе из русских, а дело должно делаться не приказным или насильственным методом, а согласно» [3]. Однако для того, чтобы добиться прав, по мнению М. Бехбуди, нужно активнее включаться в общественную борьбу, независимо от национальности и, объединившись с русским населением, нужно организовать «Союз туркестанских мусульман», избрав туда представителей от" каждого уезда — таковы первые условия движения к свободе и независимости. Он считал, что главным условием для автономного существования в рамках демократического государства России это — устранение внутренних противоречий.
Весна 1917 г. стала переломным моментом в политическом пробуждении мусульманского населения Туркестанского края. На политическую арену вышли новые силы, заявившие о своем стремлении возглавить развертывающиеся демократические процессы. Ядром зарождающихся национально-демократических сил стали джадиды, подготовленные к этой роли своей предшествующей деятельностью. Связывая воплощение своих идеалов о прогрессе и независимости коренных народов края с демократической революцией в крае, они активно включились в претворение в жизнь объявленных ею принципов. Защита политических интересов коренных народов в разворачивающихся демократических процессах была приоритетной в их деятельности на политической арене с первых постфевральских дней.[4]. Во главе этих идей в Туркестане стоял Махмудходжа Бехбуди.
В Туркестане стали возникать национальные политические партии и объединения, в частности, в марте 1917 г. джадидами была образована организация «Шурой исломия», в которую входили и представители духовенства и других социальных слоев населения. К тому времени джадиды сумели увлечь за собой различные общественные прослойки из числа местного населения, пробудив в дознании людей стремление к объединению. Однако, в скором времени они осознали, что как Временное правительство России, так и Временный комитет в Туркестане продолжают вести в крае, как и прежде, ту же колонизаторскую политику. Это со всей очевидностью показало на необходимость проведения Учредительного собрания. С тех пор проблема обретения автономии и самостоятельности переросла для прогрессистов в вопрос жизни и смерти и начались ожесточенные политические бои.
Они внимательно следили за политическими процессами в метрополии, изучали программы зарождающихся российских политических партий. Исходя из специфики национального менталитета, склонности туркестанцев к миролюбию, они стали предпринимать попытки мирным путем, общественными петициями, публичными дебатами в Государственной Думе и иными легальными средствами добиться политических уступок для себя и создать на первом этапе хотя бы минимальные условия, отвечающие объективным потребностям национального развития Туркестана.
В июне 1917 г. консервативная часть вышла из состава «Шурой исломия» и создала свою организацию «Шурой уламо». В августе 1917 г. проходили выборы в городские думы Туркестана. Во многих из них организация «Шурой исломия» получила большинство голосов. На выборах в Ташкентскую городскую думу большее число мест (62) получила «Шурой уламо». Пытаясь нейтрализовать влияние большевиков и, осознавая необходимость укрепления национального движения, прогрессисты приняли решение об объединении двух организаций в единую партию под названием «Турк Адами марказияти» [5, с.98].
В период подготовки к созыву Учредительного собрания, движение приняло характер борьбы за независимость. Джадиды, осознавшие, что наступил момент острой борьбы, не на жизнь, а на смерть, за независимость и автономию, стали подвергать острой критике колониализм, окончательно отказались от прежней идеи конституционной монархии и выступили за предоставление Туркестану национально-территориальной автономии в составе Российской Федеративной Демократической Республики. «Яшасун Кушма халк. жумхурияти!» («Да здравствует Объединенная народная республика!») — с таким лозунгом стали издаваться с 1917 г. джадидские газеты «Кенгаш», «Турон», а затем орган туркестанских федералистов «Турк эли». В программных документах прогрессистов основное внимание уделялось разработке механизмов реализации принципов национально-территориальной автономии, в частности, организации высших органов власти, управления и суда края, призванных осуществлять самостоятельные полномочия Туркестана. Приоритетной целью прогрессистов было формирование демократического общества, где должны были быть предоставлены и конституционно гарантированы демократические права и свободы [6, с.99]. Их несомненной заслугой явилось выдвижение в те годы идеи равенства перед законом всех наций и народностей, населяющих Туркестан, во всех сферах экономической, общественно-политической, правовой и культурной жизни. Примечательно, что претворение в жизнь своих идей о государственной независимости туркестанские джадиды связывали с миром и согласием между различными общественными силами страны. Много сил и энергии приложили они для получения мест в Учредительном собрании.Октябрьские события в Туркестане и захват власти большевиками не позволили им достичь намеченных целей. Но, несмотря на это, джадиды, воспользовавшись своими правами, провозглашенными новой властью большевиков в Декларации о национальном самоопределении, объявили в Коканде о создании независимой автономной республики под названием «Туркистон Мухторияти».
Усилия для достижения прогресса обречены на успех лишь тогда, когда в этом заинтересовано само государство. Именно это понимали джадиды и поэтому, зная реальную ситуацию, при которой невозможна независимость, попытались основать самостоятельную национальную государственность — Туркистон Мухторияти в рамках Российской Федерации. Конечно же, это было государственное образование внутри государства, но с четкими разграничениями компетенции Туркестанской республики и Российского федерального центра, полномочия которого сводились к минимуму. Это было пониманием невозможности в то время полного отделения и одновременно претензией на политическую самостоятельность. Если бы большевики примирились с этим явлением, что трудно себе представить, то национальные демократы пошли бы дальше.
Республика просуществовала всего три месяца и была разгромлена большевиками в феврале 1918 года.Если деятельность джадидов на этапе просветительства была направлена на объединение народов Туркестана, то в 1917— 1918 гг. одной из важных целей Туркестанской Автономии стала защита национальных интересов. М. Бехбуди обосновал положение о том, что никто и никакая власть не дадут добровольно народу независимость. «Из истории известно, — отмечал он, — что права завоевываются, а не даются. Каждая нация, народ могут отстоять свои права, религию и политику только путем приложения собственных усилий и объединения сил. Мы, мусульмане, в частности, мусульмане Туркестана, желаем, чтобы никто не посягал на наши религию и нацию, мы же, в свою очередь, не имеем намерений угрожать кому-либо» [7].
«Независимость достигается только путем борьбы, а для этого мы должны быть сплоченными», — писал он. Обращаясь к туркестанцам, а также к представителям европейских народов, Бехбуди с целью сохранения автономии предлагал временно воздержаться от разногласий и споров. Отсюда явствует, что в воззрениях джадидов эта мысль, в отличие от вышеупомянутой, уже переросла от просветительской до политической, то есть судьба Туркестанской Автономии напрямую связывалась с единством туркестанского общества и его солидарностью.
Несмотря на свой печальный конец, национально-прогрессивное движение, основанное джадидами, способствовало росту национального самосознания, сыграло существенную роль в становлении и развитии национально-освободительной идеологии.
Литература:
- Бехбудий М. Хайр ул-умури авсатухо /Хуршид. 1906. 11 октябрь.
- Аъзамхужаев С.С. Туркистон Мухторияти.Тошкент: Маънавият, 2000.
- Бехбудий М. Хақ олинур,берилмас/Хурият. 1917. 13 июль.
Улуғ Туркистон.1917.12 июнь.
Агзамходжаев С. История Туркестанской Автономии (Туркистон Мухториияти).
Агзамходжаев С.История Туркестанской Автономии.
- Хужаев У. Турли уринлар/Садои Туркистон. 1915. 2 февраль.