В данной работе рассматриваются основные политические взгляды декабристов и основная концепция освободительного движения.
Ключевые слова: ТГП, ИГПР, декабристы, революция, Российская империя.
Декабристское движение — явление сложное и многогранное, до сих пор вызывающее споры среди историков. Образ романтических бунтарей, готовых отдать жизнь за свободу России, часто затмевает реальность, полную внутренних противоречий и неоднозначных решений. На ранних этапах, в «Союзе благоденствия» и «Союзе спасения», участие принимало множество людей, чья вовлеченность в заговор остаётся предметом дискуссий.
Многие ограничивались лишь разговорами, теоретизированием, и лишь немногие были готовы к решительным действиям. Граница между мечтателем и заговорщиком была размыта, что значительно усложняло последующее следствие.
Объединяло декабристов, помимо стремления к политическим реформам, прежде всего принадлежность к дворянскому сословию. Это определяло их уровень жизни, образования и, что особенно важно, систему ценностей, основанную на кодексе дворянской чести. Эта честь, с её культом долга, порядочности и откровенности, стала для многих декабристов непреодолимым препятствием на пути к реализации заговорщических планов. Проблема заключалась в фундаментальном конфликте между кодексом дворянина и кодексом заговорщика.
Дворянская честь требовала честности, публичного признания вины и покаяния перед государем в случае провала. Заговор же требовал молчания, интриги, и даже лжи ради достижения целей. Представить себе декабриста, живущего в подполье, использующего поддельные документы, как это делали революционеры второй половины XIX века, практически невозможно. Их мир был миром открытости, пусть и ограниченной кругом избранных.
Первое масштабное освободительное движение в России, оно стало результатом сложного сплетения факторов, сформировавших взгляды его участников. Патриотический подъём после победы в Отечественной войне 1812 года, усиливающийся крепостной гнёт, эхо Великой французской революции — всё это стало питательной средой для зарождения идей, опровергающих самодержавие и существующий социальный строй.
Декабристы не просто критиковали существующий порядок. Они предлагали альтернативу, хотя и разную по радикальности. Движение разделилось на два основных крыла: более умеренное Северное общество под руководством Никиты Муравьёва и радикальное Южное общество, возглавляемое Павлом Пестелем. Именно разногласия между этими двумя группами впоследствии сыграли немаловажную роль в неудаче восстания.
Они предлагали альтернативу, хотя и разную по радикальности. Движение разделилось на два основных крыла: более умеренное Северное общество под руководством Никиты Муравьёва и радикальное Южное общество, возглавляемое Павлом Пестелем. Именно разногласия между этими двумя группами впоследствии сыграли немаловажную роль в неудаче восстания.
Южное общество, с его программой, изложенной в «Русской правде» Пестеля, представляло собой наиболее радикальное течение. Пестель, обращаясь к естественному праву и теории общественного договора, описывал идеальное государство, основанное на принципах равенства перед законом и стремлении к общему благу. Однако, его модель далека от современного понимания демократии. Хотя «Русская правда» провозглашала равенство всех граждан, Пестель не отрицал иерархии в управлении. Он предполагал существование «повелевающих» и «повинующихся», основываясь на «нравственном превосходстве» первых.
Это свидетельствует о неизбежной тенденции к концентрации власти, даже в рамках «общественного договора». В «Русской правде» подробно описывалась идеальная республиканская конституция с сильным правительством, которое, по мнению Пестеля, должно было не ограничивать, а способствовать свободе граждан.
Революция, по Пестелю, допустима как средство предотвращения злоупотреблений властью и защиты прав народа, но он также подчеркивал опасность анархии.
И. И. Горбачевский, активный член «Общества Соединенных Славян», является ярким представителем этой группы. Его взгляды, подробно, к сожалению, не документированы, но можно предположить, что он разделял идею патриотически настроенного славянского единства и верил в силу народного восстания.
Понимая невозможность немедленной реализации своих панславянских идей, «Общество Соединенных Славян» было вынуждено пересмотреть свои стратегические цели и присоединилось к Южному обществу, сосредоточившись на более близких и реалистичных задачах — установлении демократии в России, ликвидации самодержавия и сословного строя и построении республики.
В отличие от Южного, Северное общество представляло собой более умеренное течение. Его идейный лидер, Н. М. Муравьев, разработал проект конституции, ставший основным политическим документом организации. Этот документ, написанный в 1824 году (существует как минимум два варианта), представлял собой адаптацию зарубежного конституционного опыта к российским реалиям.
Цель Северного общества заключалась в установлении конституционной монархии, ограничивающей власть императора. Проект Муравьева предполагал создание федеративного государства, включающего 13 держав и 2 области, с Нижним Новгородом в качестве столицы (выбор места, как и в программе Пестеля, объяснялся соображениями относительно возможной польской интервенции). Законодательная власть должна была осуществляться Народным Вече, состоящим из двух палат: верхней — Верховной Думы (42 члена, избираемые на 6 лет) и нижней — Палаты народных представителей (450 членов, избираемые на 2 года). Интересна система принятия законов: законопроект проходил одобрение обеих палат, а затем представлялся императору. Император обладал правом вето, но после повторного одобрения обеими палатами закон вступал в силу без его подписи. Верховная Дума также выступала в роли суда над чиновниками, привлеченными к ответственности народными представителями.
Таким образом, Северное и Южное общества, несмотря на общую цель борьбы с самодержавием, предлагали радикально разные пути достижения своих целей. Южное общество, с его панславянскими амбициями, представляло собой более радикальное крыло движения, в то время как Северное предлагало более умеренный, эволюционный подход к реформам. Обе организации, однако, не смогли достичь своих целей и были разоблачены и подавлены царским правительством.
Литература:
1. Ляшенко Л. Декабристы: Новый взгляд. М.: АСТ-Пресс КНИГА, 2011. — 240 с.
2. Мироненко С. В. Александр I и декабристы: Россия в первой четверти XIX века. Выбор пути. М.: Кучково поле, 2017. — 400 с.
3. Лебедев, Я. А. Декабристы и декабрьское восстание 1825 года: роль и место события в истории России // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 390–393.