В данной работе определяются основные тенденции развития немецкого политического либерализма, который основывался на идеях Вильгельма фон Гумбольдта и Лоренца фон Штейна.
Ключевые слова: ИГПЗС, ТГП, либерализм, политические модели, государство, самореализация, революция.
Либеральное движение на немецкой земле начало формироваться в начале XIX века, когда политические и социальные изменения в Европе стали оказывать значительное влияние на немецкие государства. В преддверии революции 1848–1849 годов это движение достигло своего пика, проявляя как организационную мощь, так и идейную зрелость. Ранний немецкий либерализм, зародившийся в дореволюционный период, в основном представлял собой «конституционное движение», стремившееся к созданию более демократических и современных политических систем.
В рамках этого движения разрабатывались различные модели политико-юридических порядков, которые должны были модернизировать германские государства. Эти модели сочетали в себе принципы, которые уже были популярны в Западной Европе, такие как свобода слова, право на участие в политической жизни и защита индивидуальных прав. Немецкие либералы стремились создать систему, которая бы обеспечивала защиту прав человека и способствовала развитию гражданского общества.
Одной из ключевых фигур раннего немецкого либерализма был Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835). Его идеи оказали значительное влияние на развитие либеральной мысли в Германии. В своем главном произведении «Опыт установления границ деятельности государства», написанном в 1792 году и опубликованном только в 1851 году, Гумбольдт предложил гуманистический подход к пониманию роли государства.
Гумбольдт подчеркивал важность индивидуальности и личной свободы. Он считал, что основная задача государства заключается в создании условий, способствующих всестороннему развитию личности. По его мнению, наилучшее положение человека в обществе достигается через интеграцию его индивидуальности в сложные и многообразные социальные связи.
Революция 1848 года стала важным этапом в истории немецкого либерализма. Она объединила различные социальные группы, от буржуазии до рабочих, в стремлении к политическим переменам. Хотя революция не привела к немедленным успехам, она способствовала распространению либеральных идей и подготовила почву для дальнейших изменений в обществе. После революции либеральное движение продолжало развиваться, хотя и столкнулось с новыми вызовами.
Центральной идеей концепции Гумбольдта является представление о государстве как инструменте, служащем развитию свободных и самобытных личностей, а не как самоцели. Его тезис «государственный строй не есть самоцель, он лишь средство для развития человека» актуален и сегодня, заставляя нас переосмыслить роль государства в современном обществе. Гумбольдт был ярым сторонником концепции «минимального государства», отвергая идею государственного вмешательства в личную жизнь граждан и их экономическую деятельность. По его мнению, «истинным объемом деятельности государства будет все то, что оно в состоянии сделать для блага общества», но это благо понимается им прежде всего как обеспечение безопасности и свободы каждого индивида.
Государство, по Гумбольдту, должно ограждать граждан от внешних и внутренних угроз, обеспечивая правопорядок и защиту границ, но не должно претендовать на управление их жизнями в мельчайших деталях. Эта позиция принципиально отличает Гумбольдта от сторонников активного государственного регулирования. Он считал, что чрезмерное вмешательство государства подавляет инициативу, унифицирует общество и препятствует развитию индивидуальности.
Гумбольдт видел в самом характере государства причину его ограниченной роли. Верховная власть, по определению, не терпит разногласий и конфликтов. Она стремится к единообразию и порядку, подавляя пестроту мнений, интересов и поступков, присущих свободному обществу.
Лоренц фон Штейн (1815–1890) — выдающийся немецкий юрист и социолог, чьи труды, несмотря на временную дистанцию, остаются актуальными и сегодня. Его вклад в понимание общества, государства и права основан на глубоком анализе взаимодействия индивидуальных стремлений и коллективных потребностей. В отличие от многих своих современников, Штейн не противопоставлял индивидуализм коллективизму, а, напротив, показал, как первый является фундаментальной предпосылкой для существования и развития второго.
Его трехтомная «История социального движения во Франции с 1789 г. до наших дней», начинающаяся с фундаментального исследования «Понятие общества», является ярким тому подтверждением. Центральное место в социально-политической доктрине Штейна занимает индивид, его права и собственность. Штейн утверждал, что главный мотив человеческой деятельности — стремление к самореализации. Под этим он понимал активную творческую деятельность, направленную на производство и приумножение благ.
Произведенное благо, по Штейну, неразрывно связано с личностью, являясь продолжением ее творческого потенциала. Эта неотъемлемая связь и составляет основу права собственности: неприкосновенность блага идентична неприкосновенности самой личности. Однако, самореализация, по Штейну, невозможна в изоляции. Человек, будучи существом социальным, нуждается во взаимодействии с другими. Это взаимодействие, это социальное общение, и есть общество в понимании Штейна. Он описывает общество не как абстрактную сущность, а как динамическую систему, в которой постоянно разрешается фундаментальное противоречие: стремление к полному господству над миром (включая как материальные, так и духовные блага) сталкивается с ограниченностью возможностей отдельного индивида.
Эта ограниченность, однако, не является препятствием, а, скорее, стимулом к сотрудничеству и развитию социальных институтов. В этом контексте особенно важны работы Штейна «Учение об управлении» и «Настоящее и будущее науки о государстве и праве Германии». В них он исследует роль государства в регулировании социальных отношений, подчеркивая необходимость баланса между свободой личности и общественным благом. Государство, по Штейну, не должно подавлять индивидуальную инициативу, а, наоборот, создавать условия для ее процветания, обеспечивая защиту прав и свобод граждан, регулируя экономические отношения и поддерживая социальную справедливость.
Литература:
1. Баранов Н. Н. «Между Бисмарком и Бебелем: немецкий левый либерализм и его вожди». Монография, Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун‑та, 2020–73 с.
2. Ростиславлева Н. В. «Либерал Давид Ганземан — поборник единства Германии и свободного предпринимательства (середина XIX в.)» // «Новая и новейшая история». 2010. № 6. С. 28.
3. Ростиславлева Н. В. «Зарождение либерализма в Германии: Карл фон Роттек». // М., 1999. — 46 с.