В настоящее время вновь актуализировался вопрос о сути социального государства. Авторы анализируют причины возникновения идеи социального государства, подчеркивая, что теоретиками социальности государственного устройства были ученые левых политических убеждений. Особое внимание уделяется анализу различных групп прав человека. В статье делается вывод о том, что права человека второго поколения легли в концептуальную основу социального государства.
Ключевые слова : социальное государство, права человека, позитивные права человека, негативные права человека, Англия, Франция.
Теория социального государства в настоящее время вновь становится актуальной. Данное обстоятельство связано с тем, что в сегодня меняется формат использования факторов производства в процессе производства материальных благ. Как известно, основным фактором производства является труд человека. Сама идея социального государства предполагает защиту тех людей, которые в силу независящих от них обстоятельств становятся неконкурентноспособными на рынке труда. Однако в течение последних десятилетий мы наблюдаем уменьшение значения труда человека в производстве продукта и услуги, что, безусловно, подталкивает многих ученых к переосмыслению идеи социальной направленности государства.
Проблема социального государства своими корнями уходит в такой важный с точки зрения современной науки вопрос, как соотношение различных форм и видов прав человека. Права человека неоднородны по своей природе. Так, например, гарантируя реализацию прав человека одной группы, государство вынужденно игнорировать права человека другой группы. Данное обстоятельство, как правило, и является одной из причин внутренних конфликтов во многих странах мира.
Первая группа прав человека была оформлена в эпоху Нового времени. Заметим, что вопрос о том, с какого события можно начинать отсчет Нового времени вызывает споры и дискуссии в среде ученых и в наше время. Ряд историков предлагает считать событием, положившим начало рассматриваемой нами эпохи, открытие Америки в 1492 г. Некоторые специалисты полагают, что Новое время следует отсчитывать с момента падения Константинополя, которое, как известно, произошло в 1453 г. Как нам видится, обе точки зрения не отвечают требованиям периодизации истории, так как непосредственно с перечисленными событиями фундаментальных преобразований в истории человечества не произошло. Более точным, как нам видится, будет положение, согласно которому эпоха Нового времени начинается с Английской революцией 1640–1660 гг.
Английская буржуазная революция ознаменовалась конфликтом между двумя противоборствующими силами — сторонниками короля, т. е. приверженцами абсолютной монархии, и сторонниками представителей зарождающейся буржуазии, которые ратовали за максимальное ограничение власти суверена. Именно второй группой был выдвинут ряд требований, который позднее уже после их удовлетворения, образует права человека первого поколения. Данные виды прав иногда именуют негативными правами человека. Это название связано с тем, что первая группа прав человека апеллировала к ограничению роли государства, которая в ту эпоху олицетворялась с властью короля.
В рассматриваемую нами группу прав человека входят следующие виды прав. Во-первых, это право на жизнь. Данное положение означает, что отныне никто, кроме независимого судьи, не может лишать подданного короля жизни, в том числе и сам король. Во-вторых, это право на частную собственность. В научной литературе право на частную собственность нередко отождествляют с принципом неприкосновенности частной собственности. Это означает, что частная собственность неприкосновенна. Отныне король никаким образом, включая фискальную политику, не может лишать своего подданного собственности или ее части. Реализация права на частную собственность заложила основы для дальнейшего развития капиталистических отношений на европейском континенте. В-третьих, это право на личную жизнь. Как известно, для эпохи Средневековья было характерно сословность общественного устройства. Данное положение означало, что европейское общество было поделено на несколько групп, и связи между представителями этих групп либо ограничивались, либо запрещались совсем. Заключение так называемого межсословного брака считалось нелегитимным. Реализация права на личную жизнь в корне изменило социальную структуру европейского общества, а также способствовало утверждению такого принципа права, как равенство, что также ускорило развитие стран по капиталистическому пути. В-четвертых, в Англии рассматриваемого нами отрезка времени был реализовано право «на избрание и быть избранным». Данное право также в корне перевернуло уклад общественной жизни стран Европы. Реализация данного права способствовало ограничению власти суверена. На смену абсолютным монархиям постепенно стали приходить монархии ограниченные. Некоторые страны, как, например, Франция, полностью отказались от монархической формы правления. Однако это не изменило самой сути правовых трансформаций эпохи Нового времени –представители если всех, то многих слоев общества допускались к механизму правления государством, что также ускорило развитие европейских народов по пути капитализма.
Думается, что в связи с вышеизложенным есть необходимость особо подчеркнуть одно немаловажное обстоятельство. Европейская цивилизация, распространившая свое влияние как на страны Европы, так и на североамериканский континент, в корне отличалась от ближневосточной, которая, в свою очередь, закрепилась в странах Северной Африки, Передней и Средней Азии [1]. Суть заключается в том, что ближневосточный мир долгое время не смог легализировать куплю-продажу денег. Данное обстоятельство в итоге не позволило капиталу сформироваться как важный фактор производства. Говоря другими словами, капитализм в его европейском понимании обошел страны Востока стороной.
Сам вопрос о социальной направленности государства в странах Европы актуализируется несколько позднее — ближе к середине XIX в. Данное обстоятельство было вызвано теми глубокими противоречиями, которые присущи либеральной идеологии. Напомним, что классический либерализм оформился как идеология капиталистического общества, во главу угла ставящая такие ценности, как свобода личности, невмешательство государства в экономический уклад общества и личную жизнь гражданина. Однако капитализм наглядно продемонстрировал все пороки, которые свойственны человеку, стремящемуся к личному обогащению не учитывая интересы других людей.
Начиная с середины XIX в. интеллектуалы начинают теоретизировать новую группу прав человека — прав человека второго поколения. Эти же права человека нередко именуют позитивными. Суть данной группы прав человека заключается в том, что их гарантия и реализация невозможна без содействия государства. Говоря другими словами, только при непосредственной поддержке государства представители социально уязвимых слоев населения могут отстоять некоторые свои права. Также хочется особо отметить, что социальное государство не означает государство устойчивого развития [2].
К числу позитивных прав человека относятся такие права, как, например, право на пенсию по старости или инвалидности, право на пособие за уходом за малолетним ребенком, право на бесплатное образование, право на жилье и ряд других. Для нас существенным является тот факт, что теоретизация прав человека второго поколения, которую осуществляли мыслители левых политических взглядов, неразрывно связана с концептуализацией социального государства. Необходимо понимать, что именно в рамках социального государства возможна защита и гарантия прав человека данной группы.
Литература:
- Самигуллин В. К., Нуриев Б. Д. Правовое регулирование воинской повинности в Арабском халифате // Юридический вестник Кубанского государственного университета. — 2017. — № 3. — С.35–41.
- Нуриев Б. Д. Финансово-правовые отношения как основная проблема концептуализации «государства устойчивого развития» // Финансово-правовая политика государства: новые концептуальные подходы. Материалы Всероссийской молодежной научно-практической конференции (с международным участием), Уфа: БашГУ.- 2018. — С.185–191.