Влияние переходного периода на формирование культурных потребностей на территории России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 23.03.2020

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Зиятдинова, Ю. Е. Влияние переходного периода на формирование культурных потребностей на территории России / Ю. Е. Зиятдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 67-71. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68278/ (дата обращения: 09.03.2021).



В статье пойдет речь о факторах формирования культурных потребностей, их критериях, социально значимых качествах личности, особенностях социокультурной среде, трансформации содержания культурных потребностей.

Ключевые слова: культурная политика, культурные потребности, адаптация, социализация, трансформация, формирование ценностных ориентиров, воспитание.

Характеристикой процессов, происходящих в обществе современного мира, является высокий динамизм и неопределенность условий функционирования социума в нем. Адаптация человека в таком обществе является актуальной социальной задачей. В этой связи важно, чтобы подход к формированию культурных потребностей на всех ступенях (семья, сад, школа, ВУЗ, производство) ориентировался на достижение этой цели.

Социально значимые качества личности, системно формируемые с раннего детства через культурные потребности, могут найти себя в любой социально-экономической ситуации. Трансформация в формирование культурных потребностей несет в себе выполнение людьми определенной социальной функции т. е. реализации своей человеческой сущности, что влечет за собой следующее:

- обеспечение выживаемости на социальном, духовном уровне;

- когда интеллект определяет культурные потребности;

- превращение культурных потребностей в средство жить на общих принципах бытия;

- формирование культурных потребностей как средство развития человеческого потенциала общества.

Культурные потребности становятся средством расширения деятельностных способностей индивида. Как отмечают ученые В. Взятышев и Л. Романкова, для постиндустриального общества характерна растущая роль организационных, деятельностных и информационных технологий.

Фактором в формировании культурных потребностей становятся знания, опыт и ценности человека, что требует нового подхода к формированию культурных потребностей. Что это даст человеку? — гармоничное развитие его в обществе.

Свободное информированное пространство привело к разрушению многих значимых для общества культурно-досуговых учреждений. Потребление становится потребительством в сфере культуры и редко дорожает. Таким образом, культурные потребности формируются далеко не на должном духовном уровне, потому что этап их формирования сопряжен с издержками.

Дешевле становится потребительство (т. е. то, что тебе навязывают структуры досуга). В этом случае очень важным становится первичный этап в формировании культурных потребностей — это семья, где происходит самообразование, и на этой основе – развитие творческого потенциала как путь к формированию культурных потребностей.

Конец ХХ века подверг человека угрозе культурного шока, названного О. Тоффлером футурошоком, который вызван резкими переменами своей системы общества и культуры в том числе, что выражается в:

1) ускорении жизненных темпов;

2) изменении среды и отсутствие опыта в ней жить;

3) индивидуализации человеческих потребностей, разнообразии форм человеческого окружения.

Невозможность обеспечить стабильность общества и личности главная черта футурошока, приспособление общества и личности к резким переменам становится актуальной задачей в формировании культурных потребностей на фоне происходящего.

Отсюда вытекают особенности социокультурной сферы в формировании культурных потребностей и их трансформации:

– изменение отношений к ресурсам, через которые формируются культурные потребности;

– определение цели в масштабах своего будущего;

– использование новых ресурсов в формировании культурных потребностей.

«Наиболее существенным шагом в развитии нашей эпохи стало возникновение новой системы получения богатства, использующей не физическую силу человека, а его умственные способности». [1]

Формирование культурных потребностей современности сосредоточено в динамике, в процессе преобразований, которые формируются в результате творческой деятельности.

Критические проблемы в формировании культурных потребностей — это их содержание — качество, значимость, доступ, свобода выбора, эффективность, финансирование — не являются определяющими сами по себе. Система формирования культурных потребностей живет не в вакууме. Задачи, которые призваны решать культурные потребности, обусловлены окружающей средой, исторически укоренившейся в национальной культуре и всеми событиями конкретной социально-экономической ситуации. Сам процесс формирования культурных потребностей включает в себя следующие параметры:

– функции;

– методы;

– воспитание гражданина;

– информационное обеспечение;

– материальное обеспечение;

– маркетинг;

– сохранение прошлого в культуре;

– обеспечение настоящего культуры;

– фундамент для будущей культуры;

– мотивизация;

– организация.

Культурные потребности формируются для практического приложения в человеческой деятельности. П. Л. Капица высказал такую мысль по отношению к образованию, которую я бы отнесла и к формированию культурных потребностей: «Задача, поставленная перед образованием, заключается не только в том, чтобы давать человеку всесторонние знания, необходимые для того, чтобы стать полноценным гражданином, но и развивать в нем самостоятельность мышления, необходимую для развития творческого восприятия окружающего мира». [2]

Для современной России вопрос формирования культурных потребностей имеет особую сторону, так как именно здесь наиболее заметны расхождения позиций между федеральными органами управления культуры и местным самоуправлением. Именно здесь необходимо добиться равновесия между традициями и нововведениями. Сохранив лучшие отечественные традиции и достижения, интеллектуально-духовный потенциал, приумножив его вклад в развитие и формирование культурных потребностей, не растерять национальных традиций, ценностей и достижений российской культуры, а с другой стороны новаций в формировании культурных потребностей при переходе от государственно-монополистического управления к государственно-общественному управлению и организации системы формирования культурных потребностей.

Трансформация содержания культурных потребностей изменяет их цель и содержание — это переход от социальной функции к реализации своей человеческой сущности. Культурные потребности ХХI века должны формировать в человеке способности и стремления к развитию и преобразованию окружающего мира и себя самого.

Задачи, стоящие перед учеными в области культурологии, социологии, философии и в формировании культурных потребностей, — это поиск форм, методов, парадигм, фундаментом которых должны стать доступность, открытость. Культурные потребности являются одним из факторов социального развития, что приводит к мысли — какие структуры будут заниматься этой проблемой, так как кризис в формировании культурных потребностей обусловлен противоречиями.

Культурные потребности в современном обществе призваны выполнять следующие задачи:

– удовлетворять интеллектуальные, духовные, культурные, профессиональные запросы личности;

– формировать и увенчивать интеллектуальный, духовный, профессиональный потенциал общества.

На данном этапе в России демонстрируются противоречия между этими задачами, что объясняется предыдущим этапом формирования культурных потребностей в обществе, так и изменениями, которые происходят сейчас в обществе в целом.

Советская система культурно-досуговых учреждений достигла больших успехов в формировании культурных потребностей, поскольку был обеспечен равный доступ к образованию, к культурным и духовным ценностям мужчин и женщин, социальных и этнических групп, жителей различных территорий, целенаправленная политика выравнивания региональных различий.

Внутренние проблемы формирования культурных потребностей ставят вопрос о формировании системы, которая занимается этим направлением в культуре. И к этому нас подводят противоречия между культурными потребностями и другими сферами общественной жизни. В современном обществе культурные потребности должны формироваться и развиваться такими темпами, чтобы не отставать от динамики тех внутренних процессов, которые происходят в обществе.

Культурные потребности определяют уровень человеческого развития и могут служить критериями данного общества так и государства. Программой развития ООН (ПРООН) было предложено показатель «индекс человеческого развития (ИЧР)», где культурные потребности играют не последнюю роль.

В России на данный момент существует проблема несбалансированности человеческого развития из-за многих противоречий, существующих внутри самого общества, что оказывает существенное влияние на формирование культурных потребностей. И только система образования и образованность дает возможность иметь высокий человеческий потенциал, который влияет на качество формирования культурных потребностей. А значит уровень культурных потребностей и интеллектуальный потенциал общества (носят) характер важнейшей составляющей национального богатства, а качественное содержание культурных потребностей человека, широту и адаптированность в обществе, стремление к творчеству, умение решать нестандартные задачи становятся основой прогресса страны, устойчивости и безопасности. [3]

За переходный период России изменились политическая и правовая системы страны, основы экономики. В связи с этим культурные потребности претерпели значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики, последовательного включения Российской культуры в культурное пространство мирового сообщества. [4]

Культурные потребности относятся к сфере услуг. Основными его звеньями являются культурно-досуговые учреждения различных организационно-правовых форм и различного уровня. Культурно-досуговые учреждения не являются отдельными учреждениями, они представляют собой сформированную совокупность организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере формирования культурных потребностей. Для этого необходимо определить администрационное и организационное отношение к другим отраслям экономики, обеспеченное единой отраслевой системой государственного управления, распределение функций между ними, специфические отраслевые методы управления, сложившаяся система государственного финансирования и единая государственная политика в отношении культурной политики в формировании культурных потребностей ко всему населению, особенно у несовершеннолетних преступников, находящихся в местах лишения свободы.

Законодательно установить:

– тип организации формирования культурных потребностей;

– отношение собственности в сфере культуры;

– осуществление культурно-досуговыми учреждениями предпринимательской и иной деятельности в формировании культурных потребностей приносящей доход деятельности и распоряжение доходами, получаемыми от этой деятельности;

– государственные гарантии в сфере культуры и для граждан по доступности к культурным ценностям от уровня культурных потребностей,

– методологию формирования культурных потребностей у несовершеннолетних преступников находящихся в местах лишения свободы.

Все это позволяет рассматривать культурные потребности, с одной стороны как систему формирования интеллектуального потенциала человека, с другой как организационную совокупность культурно-досуговых учреждений, объединенных законодательной базой, системой управления и единым организационно-экономическим механизмом функцианирования.

Формирование культурных потребностей происходит через культурно-досуговые учреждения (количество культурно-досуговых учреждений), показатели динамики, распределение их по формам собственности, т. к. От этого зависит содержание мероприятия формирования культурных потребностей, территориальному расположению (географический, человеческий фактор);

– численность посещаемости культурно-досуговых учреждений по видам, жанрам;

– динамика этих показателей;

– материально-техническая база культурно-досуговых учреждений разного типа принадлежности;

– объемы и структура доходов и расходов культурно-досуговых учреждений, влияющие на качественное содержание и эстетическое оснащение.

Набор таких показателей является критерием развития и формирования культурных потребностей через культурно-досуговые учреждения. В результате переходного периода процесс реформирования культурных потребностей, состоящий из подсистем (уровней) — семья, детский сад, школа, ВУЗ, общество, государство — имеет свои особенности, свою внутреннюю динамику, форму организации, методику и рычаги в формировании культурных потребностей и развитии личности.

Изменения, происходящие в системе культурно-досуговых учреждений, которые влияют на формирование культурных потребностей, приобрели новые качественные и количественные тенденции:

– региональная политика в сфере культуры;

– перегруппировка сил, а в частности культурно-досуговые учреждения сосредотачиваются, в основном, в частных руках;

– сохранение государственных библиотек, театров, клубов;

– вновь возрастающий интерес к образованию и просвещению.

Эти тенденции реально отражают процессы, происходящие в обществе, следовательно, в сознании населения, влияющего на формирование культурных потребностей. В их основе лежит изменение структуры культурных потребностей людей и региональных сообществ в области формирования культурных потребностей.

Система формирования культурных потребностей в настоящее время находится в состоянии:

– дефицита бюджетного финансирования;

– расширении бюджетной деятельности;

– роста культурных потребностей населения;

– демонополизации в системе формирования культурных потребностей;

– возникновении рыночных отношений.

Анализ состояния в формировании культурных потребностей выявил следующие проблемы:

– отсутствие равноправного доступа к культурным ценностям и культурно-досуговым учреждениям населения региона, сельской местности, семей с низким доходом;

– разрыв между интеллектом;

– отсутствие культурно-досуговых учреждений с доступными ценами к культурным ценностям;

– устаревшая материально-техническая база государственных учреждений культуры;

– недостаточное взаимодействие государства с гражданским обществом в формировании культурных потребностей.

Снижение жизненного уровня основной части населения способствовало качественному формированию культурных потребностей населения страны, что является одной из социальных предпосылок трансформации культурных потребностей.

В последствии падения социального статуса многих профессий происходит понижение интеллекта, а, следовательно, качественного уровня культурных потребностей. [5] В условиях резкого падения национального дохода государство вынуждено сокращать финансирование сферы культуры, сокращать культурно-досуговые учреждения государственного типа. Формирование культурных потребностей при мощном импульсе общественного развития, не всегда реагирует на изменения в обществе. Система формирования культурных потребностей противоречива. С одной стороны, она противостоит разрушительным процессам общества, с другой, является тормозом на своевременный ответ изменяющихся культурных потребностей общества, что требует внимательного определения функциональных и структурных преобразований в области культурных политики.

Трансформация культурных потребностей закономерно вытекает из необходимости приведения всех систем и подсистем всех культурно-досуговых учреждений в соответствии с культурной политикой государства в комплексе с восстановлением экономических позиций и обеспечения плавного, поэтапного перехода к новой формации общества.

Целью этой трансформации должно стать создание такой системы формирования культурных потребностей, в рамках которой население страны не потеряет культурные ценности прошлого, обретет качественное содержание настоящего и даст истоки развития или станет фундаментом для формирования культурных потребностей будущего.

В последнее время используется термин «модернизация» культурных потребностей, понимая под ним перестройку в формировании культурных потребностей.

На мой взгляд, «модернизация» не является принципиальным изменением в формировании культурных потребностей, а, с другой стороны, процесс внешних конъюнктурных изменений отдельных изменений несет в себе эксперимент в содержании культурных потребностей и развитии сети культурно-досуговых учреждений. Происходит диверсификация моделей культурно-досуговых учреждений, расширяется их спектр в формировании культурных потребностей. Вместе с тем чрезмерная коммерциализация, проводимая теми же культурно-досуговыми учреждениями в формировании культурных потребностей, приводит к деформации социальной сферы — ухудшение жизненных условий в целом. Это создает определенную угрозу, что социальная инфраструктура в формировании культурных потребностей перейдет полностью в руки коммерческих структур и перестанет быть доступной широкому кругу населения и повлияет на духовно-интеллектуальное качество содержания, т. к. основной задачей коммерческой структуры в формировании культурных потребностей является, прежде всего, доход.

Государству необходимо при управлении через культурную политику учитывать в развитии системы формирования культурных потребностей как элитарность, многоуровневость, региональность, платежеспособность населения на культурные потребности и емкость рынка их потребителей, которые в свою очередь рождают множество новых социальных проблем. Культурные потребности утрачивают доступность всех слоев населения, регионов, они становятся привилегией городских жителей и обеспеченных граждан.

С начала 90-х годов в формировании культурных потребностей стали развиваться процессы демократизации, что нашло свое отражение в нормативно-правовом документе «Закон о культуре», где оговорены принципы свободы и прав граждан на культурные потребности. Однако эти принципы, прописанные в «Законе о культуре» на данный момент на практике полностью не реализованы, что обусловлено как субъективными, так и объективными причинами происходящих изменений в обществе. Прежде всего, это потеря ресурсов во время переходного периода:

– финансирование;

– кадры;

– система государственных структур;

– сокращение культурно-досуговых учреждений, библиотек, киносети;

– низкий прожиточный уровень.

Следовательно, можно сказать, что существует потребность в трансформации формирования культурных потребностей, как содержания, так и в пропорциональных соотношениях принадлежностей структур формирования культурных потребностей. Эта потребность объективно обусловлена социально-экономическими изменениями, происходящими в России.

Социально-экономические предпосылки трансформации системы культурно-досуговых учреждений, культурной политики в формировании культурных потребностей проявляются в ее ресурсном обеспечении, а возможные пути решения проблем должны апробироваться в мероприятиях по модернизации формирования культурных потребностей, позволяющих собрать информацию, необходимую для принятия управленческих решений культурной политикой о целях, направлениях, принадлежности, механизмах стратегического развития системы формирования культурной политики населения Российской Федерации.

Литература:

  1. Тоффлер О. Футурошок. СПб., 1997 г.
  2. Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге ХХI века. М.,1991 год
  3. Капица П. Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования. Вопросы философии. 1971, № 5.
  4. United Nation Development Programme (UNDLP) 1990 Human, Development Report 1990 g.New York; Oxford Universitety Press, 1990 г.
  5. Балыхин Г. А. Управление развитием образования. М., Экономика. 2003. стр. 61–61.
  6. Зиятдинова Ю. Е. «Динамика культурных потребностей» М., Изд-во «АРМ-ТАСС». 2015, С.451
Основные термины (генерируются автоматически): потребность, формирование, учреждение, система формирования, культурная политика, общество, сфера культуры, изменение, Россия, человеческое развитие.


Ключевые слова

адаптация, социализация, трансформация, воспитание, культурная политика, культурные потребности, формирование ценностных ориентиров

Похожие статьи

Основные направления современной региональной культурной...

Происходит формирование особой культуры — региональной, которая начинает

культурно-инновационная среда управления в регионах РФ как выражение идеалов свободы

Содержание задач культурной политики в этом случае связано с построением программ...

Совершенствование государственного управления сферой...

Ключевые слова: культура, государственная культурная политика, цели, задачи, принципы

Процессы активного культурного развития России, проведение года Культуры (2014 год)

Большая часть государственных учреждений культуры региона не осуществляет изучение...

Теория и понятие «культурной политики» и «культурной...

Основные термины (генерируются автоматически): культура, культурная динамика, культурная политика, динамик

Культура — это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека...

Соотношение политики и культуры в формировании...

Соотношение политики и культуры в формировании гражданского общества. Автор: Проскурякова Мария Анатольевна.

Какие же факторы влияют на формирование и развитие гражданского общества? В данной статье будет уделено место политическим и культурным...

Учреждения культуры в муниципальном образовании как объект...

сфера культуры, социально-культурная сфера, услуга, область культуры, организация сферы культуры, маркетинговый подход, маркетинг

региональная культурная политика, культурная политика, Российская Федерация, регион РФ, Россия, региональная культура...

Информатизация культуры: тенденции развития...

Важнейшей этапом цифровизации учреждений культуры является формирование новой

Развитие института частно-государственного партнерства в сфере культуры и...

Cтaнoвлeниe и рaзвитиe коммуникационной дeятeльнocти... Учреждения культуры и их...

Политическая культура и модернизация общества: специфика...

Россия, культурная политика, задача, модернизация, практик повседневности, российская политическая культура

В статье раскрываются особенности формирования политической социализации молодежи в условиях трансформации российского общества.

Развитие культурного потенциала студентов как фактор...

Процессы функционирования, воспроизводства и развития культуры, общества, человека, в свою очередь, тесно связаны с понятием культурного потенциала.

В этой связи возрастает актуальность исследования условий формирования и развития культурного потенциала...

Политическая культура современной России | Статья в журнале...

Культура — это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях.

Изменение в документационном сопровождении...

Система организации культурно-досуговой сферы стала более эффективной и направлена на

В северной Европе культурная ситуация и политика имеет следующие особенности

В процессе становления досуга в России и за рубежом успешно развивались социальные...

Похожие статьи

Основные направления современной региональной культурной...

Происходит формирование особой культуры — региональной, которая начинает

культурно-инновационная среда управления в регионах РФ как выражение идеалов свободы

Содержание задач культурной политики в этом случае связано с построением программ...

Совершенствование государственного управления сферой...

Ключевые слова: культура, государственная культурная политика, цели, задачи, принципы

Процессы активного культурного развития России, проведение года Культуры (2014 год)

Большая часть государственных учреждений культуры региона не осуществляет изучение...

Теория и понятие «культурной политики» и «культурной...

Основные термины (генерируются автоматически): культура, культурная динамика, культурная политика, динамик

Культура — это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека...

Соотношение политики и культуры в формировании...

Соотношение политики и культуры в формировании гражданского общества. Автор: Проскурякова Мария Анатольевна.

Какие же факторы влияют на формирование и развитие гражданского общества? В данной статье будет уделено место политическим и культурным...

Учреждения культуры в муниципальном образовании как объект...

сфера культуры, социально-культурная сфера, услуга, область культуры, организация сферы культуры, маркетинговый подход, маркетинг

региональная культурная политика, культурная политика, Российская Федерация, регион РФ, Россия, региональная культура...

Информатизация культуры: тенденции развития...

Важнейшей этапом цифровизации учреждений культуры является формирование новой

Развитие института частно-государственного партнерства в сфере культуры и...

Cтaнoвлeниe и рaзвитиe коммуникационной дeятeльнocти... Учреждения культуры и их...

Политическая культура и модернизация общества: специфика...

Россия, культурная политика, задача, модернизация, практик повседневности, российская политическая культура

В статье раскрываются особенности формирования политической социализации молодежи в условиях трансформации российского общества.

Развитие культурного потенциала студентов как фактор...

Процессы функционирования, воспроизводства и развития культуры, общества, человека, в свою очередь, тесно связаны с понятием культурного потенциала.

В этой связи возрастает актуальность исследования условий формирования и развития культурного потенциала...

Политическая культура современной России | Статья в журнале...

Культура — это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях.

Изменение в документационном сопровождении...

Система организации культурно-досуговой сферы стала более эффективной и направлена на

В северной Европе культурная ситуация и политика имеет следующие особенности

В процессе становления досуга в России и за рубежом успешно развивались социальные...

Задать вопрос