Развитие культурного потенциала студентов как фактор безопасности в современном поликультурном обществе | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 06.11.2017

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Рощупкин В. Г. Развитие культурного потенциала студентов как фактор безопасности в современном поликультурном обществе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 11-13. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13232/ (дата обращения: 18.10.2018).



В статье исследуется проблема содержания культурного потенциала, анализируется его роль в укреплении безопасности общества, обосновывается значимость понимания как основополагающей, интегративной характеристики культурного потенциала субъекта культуры, способствующей решению стоящих перед обществом проблем.

Ключевые слова: культура, культурный потенциал, понимание, безопасность, образование

Вопросы обеспечения безопасности общества и государства неразрывно связаны с вопросами развития образования. Образование было и остается важнейшей сферой жизни общества, оно закладывает основы способности к выживанию и развитию общества, культуры в меняющихся условиях. Потенциал образования как фактора безопасности заложен в самой сущности социального института образования, основной целью которого является воспроизводство субъекта культуры. Реализация функций образования обеспечивает формирование такого субъекта, качества которого обуславливают функционирование и развитие общества и культуры. Процессы функционирования, воспроизводства и развития культуры, общества, человека, в свою очередь, тесно связаны с понятием культурного потенциала.

Кроме того, современный этап развития общества характеризуется как переходный в новую информационную эпоху, о чем свидетельствуют произошедшие в последние десятилетия значительные изменения, охватившие все сферы жизнедеятельности человека. Изменился и сам человек как субъект исторической деятельности, его ценностные ориентации, возможности и взаимодействия. В этих условиях обостряются старые и проявляются новые противоречия развития различных культур, образов жизни, ценностных приоритетов, что отражается на состоянии безопасности современного общества. Одним из факторов, способствующих укреплению безопасности общества, является развитие культурного потенциала студента — будущего учителя (субъекта культуры) в пространстве образования.

Понятие культурного потенциала чаще всего рассматривается в работах экономистов и культурологов. Так, О. К. Луховская первостепенное внимание уделяет экономической сущности культурного потенциала, определяемого как совокупность накапливаемых экономических ресурсов культуры, которыми располагает общество в каждый данный момент; всех тех возможностей, запасов, средств и источников, которые существуют в качестве экономико-культурных ценностей и объектов культурного наследия, вновь создаются и накапливаются в виде экономических ресурсов культуры, способных неоднократно удовлетворять всеобщие культурные потребности в сфере художественной и культурной деятельности [4, с. 81]. Г. А. Гриценко основной акцент делает на духовной основе культурного потенциала, рассматривая последний как определенные ценности, которые лежат в основе национального характера и самосознания, указывают на общественное или личностное значение явлений и фактов действительности [1].К. М. Хоруженко под культурным потенциалом понимает условный показатель, отражающий способность культуры к функционированию, выживанию и развитию при оптимальных социально-экономических условиях той или иной страны [7, с. 391].

Таким образом, культурный потенциал определяется как целостное культурное явление, объединяющее в себе два взаимосвязанных уровня: индивидуальный и коллективный.Кроме того, он понимается одновременно как способности субъекта культуры к воплощению ресурсов, сформировавшихся в процессе практической деятельности, его готовность к использованию основных ценностных позиций, культурных технологий и как источники и средства культуры, находящиеся в готовом для реализации виде, которые могут быть использованы субъектом для решения актуальных задач и достижения более высоких результатов.

Культурный потенциал определяет возможности субъекта, общества в достижении поставленных целей, направленность деятельности по освоению культурных ценностей, а также способность к проявлению накопленных знаний, умений и навыков в созидательной, преобразующей деятельности. Посредством реализации культурного потенциала в деятельности социальных общностей и отдельных субъектов возможно изменение элементов коллективного сознания, в свою очередь, меняющее и способы поведения, существующие в обществе [3, с. 214]. В современных переходных условиях развития общества, обострения конфликтов и противоречий, именно развитие культурного потенциала молодежи в процессе образования будет способствовать формированию адекватных современным вызовам способов деятельности, развитию осмысленной активности субъекта в сфере культуры как фактору социокультурных преобразований, противостоящих различным отрицательным воздействиям.

Культурный потенциал является основой и результатом культурной деятельности, формирующимся под влиянием опыта, пережитого, осмысленного субъектом культуры. Накопление и освоение опыта, в свою очередь, происходит благодаря наличию культурного потенциала. При этом важно помнить, что человеческая деятельность может быть не только созидательной, но и разрушительной. Поэтому необходимой частью культурного потенциала субъекта выступают его ценностная ориентация, мотивация, определяющие направленность деятельности. Культурный потенциал не дан человеку или обществу изначально природой, он формируется в процессах социализации, культурации субъекта и коллектива, изменяется в течение жизни как содержательно, так и структурно, может по-разному реализовываться в зависимости от существующих условий. Культурный потенциал является внутренним ресурсом субъекта культуры, необходимым ему для осуществления культурной деятельности, с одной стороны, в социальной действительности, с другой стороны, в плане самоактуализации личности.

Кроме того, существование, развитие культуры связано со способностью человека понимать, порождать смыслы и утверждать их в действительности. Без осмысления и смыслополагания невозможны ни культурная деятельность, ни самоактуализация личности. Смысл и смыслогенез — важнейшее условие возникновения и существования культуры, поэтому способы построения смысловых конструкций, характер смысловых связей и конфигурации смысловых структур являются основой культурного многообразия, системных межкультурных различий [5, с. 241]. Субъект культуры так же неотделим от смыслового потенциала культуры, в которую он погружен, как и от своих природных оснований. Человек живёт в пространстве смыслов, имеет дело не с единичными предметными объектами, а, прежде всего, с репрезентирующими их смыслами [6, с. 8–12], приобретая опыт не познания мира, а отношений с миром, то есть смысловой опыт, позволяющий ему существовать в мире, полном неопределенности и хаоса. Все это делает понимание основополагающей, интегративной характеристикой культурного потенциала субъекта, ресурсом, позволяющим ему осуществлять культурную деятельность в социальной действительности, а также в плане самоактуализации личности.Именно понимание, развитие способности субъекта понимать не только себя, но и других, не только собственную, но и иную культуру позволяет сохранять целостность общества и обеспечить реальную безопасность его членов, быть готовым к межгрупповому, межкультурному взаимодействию и взаимопониманию.

Образование не в состоянии разрешить стоящие перед обществом проблемы, но оно может внести существенный вклад в формирование и развитие культурного потенциала, как отдельного субъекта, так и общества в целом. Поликультурное образование располагает возможностями развивать и у детей, и у взрослых способность понимать собственную культуру и культуру других народов, ценностно видеть пути решения проблем, адекватно оценивать действия и поступки отдельных людей и социокультурных групп. Вследствие этого современное образование должно развивать в человеке способность понимания, представляющим собой основу развития культурного потенциала, способствующего решению стоящих перед обществом проблем.

В этой связи возрастает актуальность исследования условий формирования и развития культурного потенциала, способствующих или препятствующих его реализации, как объективных, так и субъективных факторов, негативно влияющих на развитие культурного потенциала. К объективным факторам относятся процессы, связанные с ускорением изменения общества, эпохальными особенностями этого процесса. Имеются в виду, прежде всего, факторы, связанные с закономерностями развития культуры (процессы системного перехода, научно-технического прогресса, глобализации культур и т. д.) и порождаемые ими возможности, а также угрозы существованию человека и общества. Субъективные факторы связаны с уровнем культуры, обуславливающей реакцию общества на действие объективных факторов. Сюда можно отнести следствие культурной неграмотности, неподготовленности общества к крупномасштабным социальным явлениям, переходу на новую ступень развития. В их основе — широкий спектр причин, от элементарной неграмотности и невежества до инерционности механизмов выработки обществом соответствующих норм и критериев [2, с. 109–110].

Таким образом, система образования может стать основой решения многих противоречий развития современного общества, способствовать сохранению его целостности и усилению безопасности его членов. Нацеленность образования на формирование и развитие у людей готовности к межгрупповому, межкультурному взаимодействию и взаимопониманию на основе формирования культурного потенциала студентов, развития их способности понимать не только себя, но и других, не только собственную, но и иную культуру, является если не единственной, то одной из немногих альтернатив росту неопределенности, агрессии и страха в современном обществе.

Литература:

  1. Гриценко Г. А. Субъектный потенциал территории. URL: http://pandia.ru/text/78/307/70888.php (дата обращения 09.03.2017).
  2. Кургузов В. Л. Концепция культурного потенциала и проблемы его измерения в контексте полисемантики современной культуры // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2012. — № 2. — С. 95–119.
  3. Латышева Т. В. Культурный потенциал молодых преподавателей // Специфика педагогического образования в регионах России. — 2012. — № 1. — С. 213–220.
  4. Луховская O. K. Культурный потенциал как социально-экономический ресурс национального хозяйства // Социально-экономические явления и процессы. — 2010. — № 1. — С. 78–97.
  5. Пелипенко А. А. Постижение культуры: в 2 ч. Ч. I. Культура и смысл. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — 608 с.
  6. Пелипенко А. А., Яковенко И. Г. Культура как система. — М.: Издательство «Языки русской культуры», 1998. — 376 с.
  7. Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. — Ростов-н/Д: изд. «Феникс», 1997. — 640 с.
Основные термины (генерируются автоматически): культурный потенциал, культурная деятельность, субъект культуры, современное общество, развитие, общество, межкультурное взаимодействие, социальная действительность, культурный потенциал субъекта, экономический ресурс культуры.

Ключевые слова

культура, образование, безопасность, понимание, культурный потенциал

Похожие статьи

Межкультурное взаимодействие: сущность, типология...

Межкультурное взаимодействие: сущность, типология, социальная регуляция. Автор: Сабаненко Евгения Игоревна.

Современное период развития общества отражает динамичные процессы различных форм, связей, отношений социокультурного взаимодействия.

Проблемы межкультурной коммуникации в современном социуме

межкультурная коммуникация, культура, коммуникация, коммуникативный акт, адекватное взаимопонимание, человеческое общество, социальная коммуникация, подлинная жизнь личности, Основная стратегия аккультурации...

Создание культурной среды — условие эффективной...

Доминирование религиозной идентичности, низкий уровень городской, урбанизированной культуры и, как следствие, полярность культурных приоритетов современных дагестанцев вызывают необходимость в том...

Влияние культурных и национальных факторов на деловую...

межкультурная коммуникация, культура, массовая культура, этнос, средства массовой коммуникации, языки., культурное доминирование. Ключевые слова: деловая культура, межкультурная...

Основные направления современной региональной культурной...

Проблемы развития культуры в современной России, ее... Развитие русской, отечественной науки, экономический рост и улучшение благосостояния людей стали определенной ступенью культурного развития населения нашей страны.

Формирование философской культуры учителя (элементы...)

Диалогическая сущность культуры педагогического... педагогическое взаимодействие, будущий учитель, культура, диалог, язык, учебный процесс, профессиональная культура, педагогическая культура, культурная личность, будущий педагог.

Проблемы развития культуры в современной России, ее...

Культура является неотъемлемой частью общественно-экономического и естественно-исторического процессов, поэтому прослеживается четкая связь между формированием культурных ценностей и изменениями в обществе.

К вопросу о созидательном потенциале национальной...

Интеграционные процессы в сфере культуры — это процессы углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, национально-культурными субъектами и регионами.

Связь современного образования и культуры

образование, молодежная культура, современная культура, компьютер, культура, человек культуры, культурный человек, молодое поколение, социологический опрос, техническое средство обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Межкультурное взаимодействие: сущность, типология...

Межкультурное взаимодействие: сущность, типология, социальная регуляция. Автор: Сабаненко Евгения Игоревна.

Современное период развития общества отражает динамичные процессы различных форм, связей, отношений социокультурного взаимодействия.

Проблемы межкультурной коммуникации в современном социуме

межкультурная коммуникация, культура, коммуникация, коммуникативный акт, адекватное взаимопонимание, человеческое общество, социальная коммуникация, подлинная жизнь личности, Основная стратегия аккультурации...

Создание культурной среды — условие эффективной...

Доминирование религиозной идентичности, низкий уровень городской, урбанизированной культуры и, как следствие, полярность культурных приоритетов современных дагестанцев вызывают необходимость в том...

Влияние культурных и национальных факторов на деловую...

межкультурная коммуникация, культура, массовая культура, этнос, средства массовой коммуникации, языки., культурное доминирование. Ключевые слова: деловая культура, межкультурная...

Основные направления современной региональной культурной...

Проблемы развития культуры в современной России, ее... Развитие русской, отечественной науки, экономический рост и улучшение благосостояния людей стали определенной ступенью культурного развития населения нашей страны.

Формирование философской культуры учителя (элементы...)

Диалогическая сущность культуры педагогического... педагогическое взаимодействие, будущий учитель, культура, диалог, язык, учебный процесс, профессиональная культура, педагогическая культура, культурная личность, будущий педагог.

Проблемы развития культуры в современной России, ее...

Культура является неотъемлемой частью общественно-экономического и естественно-исторического процессов, поэтому прослеживается четкая связь между формированием культурных ценностей и изменениями в обществе.

К вопросу о созидательном потенциале национальной...

Интеграционные процессы в сфере культуры — это процессы углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, национально-культурными субъектами и регионами.

Связь современного образования и культуры

образование, молодежная культура, современная культура, компьютер, культура, человек культуры, культурный человек, молодое поколение, социологический опрос, техническое средство обучения.

Задать вопрос