Информатизация культуры: тенденции развития PR-деятельности государственных учреждений культуры в цифровой среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 10.06.2019

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Зардиашвили М. Г. Информатизация культуры: тенденции развития PR-деятельности государственных учреждений культуры в цифровой среде // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 202-205. — URL https://moluch.ru/archive/261/60282/ (дата обращения: 17.07.2019).



В 2018 году перед государственными учреждениями культуры, в том числе и учреждениями культуры Белгородской области, была поставлена задача [1] увеличить количество посещений учреждений культуры в общем виде, а также увеличить количество обращений к цифровым ресурсам о культуре более чем в 5 раз к 2024 году. Для того, чтобы выполнить требования Нацпроекта региональным учреждениям культуры предлагается сделать ряд шагов к цифровой трансформации (цифровизации), которая предполагает внедрение инновационных технологий в деятельность музеев, галерей, театров, библиотек и филармоний страны.

Учреждения культуры могут использовать различные современные технологии для повышения своей конкурентоспособности на рынке. В экономической среде, характеризующейся постоянным и быстрым технологическим развитием, успешные организации могут адаптировать свою деятельность к изменениям. Технологические инновации позволяют учреждениям культуры стать более привлекательными и лучше выполнять свои функции, и в то же время использовать свои ресурсы более эффективно.

Важнейшей этапом цифровизации учреждений культуры является формирование новой коммуникационной модели и использование современного инструментария для ведения рекламной и pr-деятельности. Использование цифровых технологий для продвижения услуг культурно-досуговых учреждений имеет большой потенциал и может существенно повысить эффективность pr-коммуникаций и увеличить конкурентоспособность учреждения на рынке. Для этого необходимо грамотно использовать инструменты рекламной и пиар коммуникации, учитывая особенности целевой аудитории и улучшая качество предоставляемых услуг. За счет лучшей по качеству предлагаемой услуги и лучшей организации её продвижения, появляется конкурентное преимущество, что в свою очередь способствует общему продвижению и увеличению количества лояльных потребителей услуг учреждения.

Pr-деятельность учреждения культуры включает в себя различные направления: работу с потребителями услуг учреждения, средствами массовой информации, инвесторами, властями, общественными организациями, а также с сотрудниками. Для того, чтобы охватить столь широкую аудиторию бюджетным организациям необходимо выходить на новые публичные коммуникационные пространства, интегрироваться в единые информационные системы, создавать веб-сайты, регистрировать аккаунты в социальных сетях, вести собственные блоги. Интернет также является средством продвижения миссии и мероприятий учреждения. Такая деятельность способствует повышению информированности среди общественности.

Новые технологичные методы и инструменты продвижения услуг учреждений культуры должны быть использованы в комплексе, то есть включены в целостную маркетинговую стратегию, а также отвечать всем целям и задачам, поставленным перед учреждением.

Под инструментами продвижения мы предполагаем различные технологичные (цифровые) средства, применяемые в деятельности по связям с общественностью, с целью достижения поставленных коммуникативных задач [2, с.10].

Мы выделили несколько категорий «цифровых» инструментов, с помощью которых учреждения культуры могут более эффективно вести работу по продвижению и распространению информации о деятельности своей организации:

1) внутренние информационные системы;

2) единые федеральные и региональные порталы;

3) интерактивные технологии и сервисы;

4) социальные медиа;

Рассмотрим подробнее каждое из них.

Внутренние информационные системы.

В настоящее время основной внутренней информационной системой для всех учреждений культуры Российской Федерации является АИС ЕИПСК (Автоматизированная информационная система мы предполагаем «Единое информационное пространство в сфере культуры»).

АИС ЕИПСК является проектом Министерства культуры РФ. Основное предназначение проекта сбора и распространения информации в сети Интернет о деятельности учреждений культуры, повышение уровня информированности среди населения, путем распространения информации о культурных событиях.

АИС ЕИПСК это:

– Открытые данные на уровне региона (данные об учреждениях культуры и их события);

– Автоматизация сбора сведений (альтернатива бумажной отчётности);

– Инструмент продвижения учреждений культуры в сети Интернет;

– Платформа для построения региональных сервисов (афиш и туристический порталов);

– Обучение сотрудников учреждений культуры и обмен опытом.

АИС ЕИПСК является преимущественно внутренней системой, доступ к которой имеют зарегистрированные учреждения культуры, вход в систему осуществляется с помощью личного кабинета.

Система также успешно интегрируется с внешними информационными системами — СМИ, информационными порталами и афишами.

Рис. 1. Схема работы системы АИС ЕИПСК

Добавленные учреждениями культуры события, в первую очередь попадают на сервис для партнерских интернет ресурсов. Информация, полученная из ЕИПСК — это информация из первоисточника.

АИС ЕИПСК дает учреждениям доступ к информационным партнерам различного уровня и предоставить информацию о развитии культуры в регионе.

Так, например, на сайте Министерства культуры Российской Федерации, в разделе «Культурная жизнь регионов» можно узнать о тех мероприятиях, которые проводят учреждения культуры из любой точки России.

С помощью АИС ЕИПСК «Яндекс афиша» распространяет информацию более чем в 30 городах страны.

Еще одним важным преимуществом является и то, что система АИС ЕИСПК предоставляет возможности обучения сотрудников учреждений инновационным методам распространения информации в сети Интернет.

Пользуясь данными из АИС ЕИПСК, учреждения культуры могут формировать на своих официальных сайтах такие разделы, как карта культурных событий региона или афиша, тем самым увеличивая востребованность своего интернет-ресурса.

Органы исполнительной власти, могут автоматизировать сбор информации о деятельности региональных учреждений, воспользовавшись специальным механизмом.

На данный момент в Единой информационной системе в сфере культуры зарегистрировано порядка 11 тысяч учреждений, предоставляющих информацию миллионам пользователей о более 20 тысячах культурных событий.

Единые федеральные и региональные порталы.

Важно, что на основе данных из ЕИПСК могут быть созданы информационные и коммерческие порталы, рассказывающие о культурных событиях и освещающие деятельность учреждений как внутри регионов, так и на федеральном уровне.

Одним из таких примеров может служить портал о культурном наследии Культура.рф. Еще один проект министерства Портал Культура.рф в декабре 2018 года достиг рекордной аудитории 2 миллиона посетителей, обогнав многие ресурсы, он может называться самым популярным ресурсом о культуре в своей тематике.

Данная платформа объединяет на одной площадке пользователей с учреждениями культуры по всей стране и позволяет последним рассказать в цифровом пространстве о том, что у них происходит. На сайте можно найти большое количество информации о российской культуре в разделах «литература», «музыка», «театр», «кино», «архитектура», но и актуальные материалы о будущих культурных событиях во всех регионах страны.

Есть еще одна публичная платформа — Национальная электронная библиотека (нэб.рф). Это проект с большим потенциалом. Сейчас национальная электронная библиотека насчитывает более 4,6 миллионов оцифрованных документов, 40 миллионов записей в электронном каталоге, 10 тысяч электронных читальных залов. Ближайшая задача для Министерства культуры на несколько лет — единое всероссийское электронное пространство знаний на базе данного проекта.

Государственный каталог музейного фонда (Goskatalog.ru) — это собрание коллекций живописи, предметов прикладного искусства и археологии, редких книг, документов, фотографий и пр. в цифровом виде на едином портале Goskatalog.ru. На нем собрано и опубликовано более 10 миллионов экспонатов и предметов из различных музеев страны, 8 миллионов из которых опубликованы с изображением. Только в декабре 2018 года более 150 тысяч пользователей познакомились с коллекциями российских музеев с помощью портала.

Такие информационные ресурсы могут стать отличным инструментом для создания региональных сервисов и порталов. Строить коммуникацию на уровне региона. Таким примером является белгородский проект «Культурный регион».

«Культурный регион» — это единая информационная инфраструктура в сфере культуры и туризма отельного региона.

Инфраструктура проекта:

– информационный интернет-портал и мобильное приложение «Культурный регион», интегрированные с АИС «ЕИПСК»;

– региональная билетная система в соответствии с № 54-ФЗ — электронные билеты во все учреждения региона;

Функционал портала предполагает не только продажу платных билетов в учреждения культуры, но и регистрацию на бесплатные. Это дает возможность организациям собрать базу лояльных посетителей, которой может воспользоваться для того, чтобы выстроить постоянную коммуникацию с пользователем.

Одной из главных целей проекта является повышение квалификации сотрудников учреждений культуры в области цифровых технологий. С этой целью разработаны онлайн курсы по направлениям интернет-маркетинга, SMM, организованы вебинары с лидерами отрасли.

С реализацией проекта такие учреждения, как музеи, дворцы культуры и выставочные залы, впервые смогли продавать билеты онлайн и расширили свое присутствие в сети Интернет.

Один из публичных кейсов проекта — pr-сопровождение и реализация билетов на вечер искусств «ИнтерстеллART» в белгородском выставочном зале «Родина». В течение трех дней анонсирования и продвижения события на сайте и в социальных сетях проекта, было распродано 200 билетов за полтора месяца до даты проведения мероприятия. Информационная поддержка на популярном интернет-ресурсе региона и в крупных городских сообществах увеличила упоминаемость события.

Еще одним эффективным инструментов для увеличения аудитории учреждений культуры стали стриминговые- и онлайн-трансляции. На платформе «Культурного региона» больше 5 миллионов зрителей по всей стране посмотрели прямые эфиры из белгородских учреждений культуры. А Белгородская филармония стала единственной региональной площадкой, которая вошла в тройку лидеров всероссийского рейтинга «Культурный стриминг» портала «Культура.РФ».

Интерактивные технологии и сервисы.

Как мы видим, сегодня в культурной отрасли очень востребованы технологичные решения. Новейшей технологией в сфере культуры стала российская цифровая платформа дополненной реальности «Артефакт».

«Артефакт» — это бесплатная платформа для музеев и их посетителей. Мультимедийный гид с технологией дополненной реальности, который «проведет» посетителей по экспозиции и сделает поход в музей более интересным.

Мобильное приложение устанавливается на смартфон посетителя и распознает экспонаты, рассказывая о важных деталях и интересных фактах; открывая недоступную информацию (этапы реставрации, авторские эскизы); новые знания (предоставляет посетителю статьи об экспонате от экспертов и профессионалов отрасли).

Интерактивная платформа «Атефакт» позволяет создавать различные квестовые и игровые механики с экспонатами учреждения и включать посетителей в реальное взаимодействие. Таким образом, в 2018 году на площадках белгородских музеев были организованы более 30 квестовых и игровых мероприятий.

Использование технологий дополненной реальности в своей деятельности дает учреждениям культуры несомненное преимущество в привлечении посетителей.

Социальные медиа

Социальные медиа (англ. social media, social networking services — социальные средства коммуникации, службы сетевого общения) — вид массовой коммуникации посредством интернета.

К наиболее важным инструментам социальных медиа, которые необходимо учитывать, относятся: распространение изображений (например, через Instagram), подкасты (например, через soundcloud, iTunes или TuneIn), микроблоги (Twitter), блоги и социальные сети (Facebook, Google Plus и т. д.), виртуальные миры, интерактивные онлайн-выставки и распространение видео (Youtube).

Учреждения культуры могут использовать социальные сети как канал распространения товаров и услуг или как средство коммуникации и продвижения.

Сегодня мы можем наблюдать определенные изменения в рекламной и маркетинговой деятельности, связанной с продвижением продуктов культуры и досуга. Учреждения культуры пересматривают свою деятельность, это обусловлено изменением в социальной среде и их роли в обществе. Учреждения культуры принимают участие не только в культурных процессах, но и в социальных и экономических, продолжая оставаться при этом и культурно досуговыми центрами. Аудитория посетителей учреждений расширилась, а потребности этой аудитории в сфере организации досуга начали изменяться.

Предметом борьбы различных учреждений культуры, стало свободное время населения, и поэтому учреждения нуждаются в инновационных разработках и технологиях для развития своих конкурентных преимуществ.

Рассмотрев возможности цифровых технологий в сфере культуры, мы выявили те, которые имеют наибольшую эффективность и используются для продвижения учреждения и формирования лояльной аудитории в цифровом пространстве.

Мы выяснили, что внутренние информационные системы являются эффективным инструментом для сбора, обработки и хранения информации о деятельности учреждений культуры и облегчает взаимодействие организаций различных уровней с региональными учреждениями культуры.

Единые федеральные и региональные порталы и интернет-ресурсы способствуют грамотному построению коммуникационных моделей, систематизируют большое количество культурного контента и помогают рассказать о деятельности учреждений культуры широкой аудитории интернет-пользователей.

Технологические инновации в сфере культуры позволяют учреждениям стать более привлекательными и использовать свои ресурсы более эффективно. А активность в социальных сетях является неотъемлемым элементом маркетинговой коммуникации учреждений культуры.

Литература:

  1. Указ П. Р. Ф. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05. 18 [Электронный ресурс] //URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_297432. — 2018.
  2. Грачева Е. С. Музейная деятельность в контексте PR-технологий: социокультурные тенденции //Вестник Поволжского института управления. — 2009. — №. 3. — С. 10–47.
  3. Горбатова Л. И. Культурная политика и реформа сферы культуры в условиях общественной трансформации //Вопросы культурологии. — 2008. — №. 9. — С. 58–59.
  4. Ефимова Т. В. Интернет как социокультурный институт и фактор трансформации современной культуры.
  5. Козлова Т. Особенности организации связей с общественностью (паблик рилейшнз) в деятельности государственного учреждения культуры //Вопросы культурологии. — 2007. — №. 8. — С. 57–62.


Задать вопрос