Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — обязанность государства. Указанное конституционное положение означает необходимость создания и постоянного совершенствования эффективно действующих механизмов, обеспечивающих каждому человеку и гражданину возможность добиваться защиты и восстановления своих прав и свобод от любых незаконных ограничений и нарушений, статья 53 Конституции РФ, гласит: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В уголовном законодательстве есть механизм восстановления прав граждан, подвергшихся незаконному либо не обоснованному уголовному преследованию. Основания возникновения права на реабилитацию закреплено в 18 главе Уголовно-процессуального кодекса, это право в современном виде оформлено относительно недавно, с принятием и вступлением 1 июля 2002 г. в законную силу УПК РФ. Стоит отметить, что в отечественной юридической науке вопросам реабилитации граждан в уголовном процессе в разные годы уделялось немалое внимание. Однако в виду относительного малого процента оправдательных приговоров в современной России, а также случаев прекращения уголовных дел по реабилитирующим основания тема до конца не изучена и остается актуальной.
Согласно данным сайта «Единой межведомственной статистической системы» (ЕМИСС), число преступлений, по которым уголовные дела были прекращены по реабилитирующим основаниям, составляет в 2016–5091, в 2017–5670, 2018–4934, 2019 — статистика не опубликована, на момент написания работы. Данные же о количестве лиц, получивших возмещение вреда, не публикуются в данных статистики.
Сама история института реабилитации лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, не стоит на месте, постоянно совершенствуется. Если до начала ХХ века для лиц, незаконно привлеченных к суду, было недоступно понятие возмещения материального или морального ущерба, восстанавливались лишь некоторые права таких граждан, то на сегодняшний день, несмотря на все недостатки института реабилитации, в законодательстве закреплены прицепы и механизмов возмещения. На сегодняшний день мы видим пробелы в законодательстве, касающиеся многих аспектов реабилитации, таких как сроки давности по реабилитации, которые, по нашему мнению, есть ограничение прав реабилитируемого лица, по нашему мнению, эти сроки должны быть отменены или значительно увеличены.
В научной литературе мы можем найти предложения о предоставлении права на бесплатную юридическую помощь потерпевшему по уголовному дела, для реализации всех его прав. Лицо угловое дело, в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям является фактически таким же потерпевшим от незаконной или необоснованной деятельности органов следствия или суда, при этом сейчас сам реабилитируемый должен подавать заявление о возмещении вреда как в рамках уголовного процесса для возмещения материального вреда так и в гражданском процессе для возмещения морального вреда, при этом неся дополнительные издержки на юридическую помощь, по нашему мнению, законодатель должен предусмотреть право на бесплатную юридическую помощь для прохождения процедуры реабилитации.
Получив оправдательный приговор в суде и обратившись за возмещением вреда, реабилитируемый почти наверняка получит кассационную жалобу на приговор и это, не говоря о случаях, когда дело прекращается по реабилитирующим обстоятельствам на стадии предварительного следствия или дознания, в этом случи при обращении за возмещением вреда, реабилитированный рискует сменить свой правовой статус на «обвиняемый», так как по практике постановление о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям следователя или дознавателя сразу же будет отменено в прокуратуре или вышестоящей прокуратуре.
Стоит отметить экономический аспект выплаты компенсации, ежегодно в бюджете Российской Федерации отдельной строкой прописываются денежные суммы, предназначенные для компенсации вреда, причиненного органами государственной власти, в том числе за незаконное уголовное преследование или осуждение. Денежная сумма, предназначенная для компенсаций вреда, причинённого государством граждан относительно не большая, поэтому для экономии бюджета, суды, по делам о компенсации морального вреда, причиненного органами государственной власти, присуждают небольшие суммы, а представители Министерства финансов обжалуют постановления о выплатах, затягивая получение компенсации. Сам факт обжалования постановления о выплатах, по нашему мнению, нарушат законные интересы реабилитируемого, поэтому такая практика должна быть отменена на законодательном уровне. Также стоит сократить сроки перечисления Министерством финансов денежных средств реабилитированному с трех месяцев до одного месяца.
По нашему мнению, законодателю стоит развивать институт реабилитации, наделить реабилитированных правом на получение бесплатной медицинской помощи (если она необходима), включая бесплатное предоставление медикаментов, а в случае, если лицо по каким то причинам не хочет обращаться в государственное медицинское учреждение, где ему может быть оказана медицинская помощь в рамках реабилитации, либо такой помощи недостаточно или ее предоставление невозможно, реабилитированному должны быть возмещены связанные с этим расходы.
В связи с изложенным, по нашему мнению, механизм возмещения реабилитируемому лицу вреда как имущественного, так и морального не отражает современной процессуальной природы и нуждается в существенном улучшении, в первую очередь, с учетом интересов реабилитированных лиц, их родственников, иждивенцев, наследников и (или) представителей и лиц с ними связанных.
Литература:
- Безлепкин Б. Т. Уголовный процесс России: Учебник. М., 2003.
- Махова Т. М. Реабилитация / Уголовно-процессуальное право Российской Федерации / Отв. Ред. П. А. Лупинская. 2-е изд., перераб. и доп. -М., 2009.
- Потетинов В. А. Уголовно-процессуальный институт реабилитации в законодательстве современной России: современное состояние и перспективы развития. Автореферат к диссертации, Томск 2018
- Государственная межведомственная статистика ЕМИСС www.fedstat.ru, gks.ru. (Дата обращения: 25.11.2019).