Психолог как субъект уголовного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Наумова, А. А. Психолог как субъект уголовного процесса / А. А. Наумова, А. С. Галанина, А. Н. Батанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 118-119. — URL: https://moluch.ru/archive/297/67289/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассматривается участие психолога в уголовном процессе при работе с несовершеннолетним. Производится идентификация понятия «психолог». Рассматриваются виды профессиональной деятельности психолога. А также делается вывод о необходимости наличия опыта работы у психолога для его участия в уголовном судопроизводстве.

Ключевые слова: психолог, уголовное судопроизводство, несовершеннолетний.

Согласно социологическим исследованиям, проблема преступности среди несовершеннолетних лиц не имеет тенденции к снижению за последние годы, а наоборот, приобретает более выраженный характер. Подобное явление, т. е. рост совершения преступлений лицами, не достигшими восемнадцатилетнего возраста, обуславливается различными факторами. Поэтому в сегодняшних реалиях так важно участие профессиональных психологических знаний в уголовном судопроизводстве.

Целесообразно отметить, что психолог для участия в уголовном судопроизводстве должен иметь опыт работы, поскольку несовершеннолетние могут находиться в нестабильном психологическом состоянии, и оказать наиболее качественную помощь в работе с детьми может только опытный психолог.

Важно отметить, что профессия психолог носит разносторонний и многообразный характер. Стоит отметить и наиболее часто встречающиеся специализации практикующих психологов:

– Коррекционный психолог, основным направлением деятельности которого является психологическая помощь и поддержка человека, особенно несовершеннолетних, страдающих задержкой или другими ярко выраженными особенностями психологического и социального развития, которые затрудняют интеграцию человека в общество.

– Социальный психолог, основным направлением которого является оказание психологической помощи людям, страдающим, алкогольной, наркотической или иной зависимостью, а также оказывает психологическую помощь людям, получившим разного рода психологические травмы.

– Юридический психолог, основным направлением которого является применение психологических знаний в следственной, судебной, пенитенциарной системах. Сферой деятельности для судебного психолога является исследование психологических особенностей поведения участников уголовного судопроизводства.

– Детский психолог, основным направлением деятельности которого является преодоление психологических трудностей несовершеннолетних и малолетних, связанных с их социализацией.

– Клинический психолог, основным направлением деятельности которого является психодиагностика, направленная на решение как диагностических, так и лечебных задач, так же данный специалист осуществляет психологическое консультирование в рамках профилактики, лечении и реабилитации человека.

Первая попытка привлечения лиц, занимающихся воспитанием и обучением, в уголовное судопроизводство с участием несовершеннолетних была предпринята уже в ходе судебной реформы 1864 г.

Действующее российское уголовно-процессуальное законодательство закрепляет специфику производства следственных действий, где в качестве обязательного или факультативного участника выступает психолог. Привлечение в уголовное судопроизводство того или иного психолога должно быть аргументированно и научно обоснованно.

При осуществлении допроса, опознания, очной ставки и проверки показаний, где участвует несовершеннолетний потерпевший или свидетель, который не достиг шестнадцатилетнего возраста (ч. 3 ст. 425 УПК РФ), либо достигшего шестнадцатилетнего возраста, но страдающего психического расстройства, участие психолога обязательно (ч. 1 ст. 191 УПК РФ).

Таким образом, участие психолога в следственных действиях обусловлено законодательством Российской Федерации. Вызов специалиста и порядок его участия в уголовном судопроизводстве обусловлено статьями 168 и 270 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Однако Уголовно-процессуальный кодекс не указывает, какими правами и обязанностями обладает психолог при проведении допроса и не предъявляют конкретных требований к этому специалисту. В УПК РФ, на наш взгляд, необходимо отразить приоритет участия психолога в следственных и судебных действиях с участием несовершеннолетних, закрепив положение о том, что в качестве психолога может быть допущено только лицо, имеющее высшее психологическое образование со специализацией в области детской, подростковой, юношеской психологии. [4, с. 126]

Цель участия психолога в уголовном судопроизводстве, в первую очередь это разъяснение мотивации поведения несовершеннолетнего, а также квалифицированная помощь несовершеннолетнему, имеющему негативные индивидуально–психологические особенности в ярко выраженной форме или психические расстройства, создающие трудности при проведении следственных действий. [2, с.569]

Психолог осуществляет меры, которые снижают психологическое давление детей на дачу свидетельских показаний или предоставлениях иных доказательств, при помощи налаживания процесса общения и разъяснения несовершеннолетнему процедуру и процессу расследования.

В процессе уголовного судопроизводства специалист психолог должен обратить внимание следователя на психологические особенности допрашиваемого, которые могут препятствовать в получение показаний.

Стоит подробнее рассмотреть работу психолога с несовершеннолетними потерпевшим и свидетелем поэтапно:

  1. Установление контакта является самой важной частью работы психолога, поскольку является основной для успешного взаимодействия и эффективной помощи несовершеннолетнего.
  2. Заинтересованная беседа на отвлеченные темы.
  3. Подготовительный этап — знание о том, что будет проходить на допросе, может помочь ребенку снизить тревогу несовершеннолетнего.

В процессе всего следственного действия психолог должен поддерживать несовершеннолетнего, а также проявлять к ребенку терпимость и понимание. В ходе следственных действий психолог должен отражать чувства ребенка, отслеживать его эмоциональное состояние, и поддерживать.

Некоторые авторы полагают, что участие психолога является излишним в уголовном судопроизводстве, поскольку присутствие при допросе посторонних лиц может оказать негативное воздействие на допрашиваемого. [1, с. 110]

Таким образом, необходимо привлекать для участия в уголовном судопроизводстве психолога, используя дифференцированный подход, учитывая в первую очередь профессиональные навыки последних. С целью обеспечения эффективного участия психолога в досудебном производстве по делам несовершеннолетних, а также для решения многих дискуссионных вопросов, связанных с их участием, законодателю прежде всего следовало бы закрепить в действующем УПК РФ процессуальный статус психолога. [3, с. 254]

Литература:

  1. Гуковская, Н. И. Участие третьих лиц в допросе обвиняемого // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1974. Вып. 6. С. 110–112.
  2. Зорина, Е. А., Шувалова, М. А. Проблема идентификации понятия «психолог” в уголовном судопроизводстве / Е. А. Зорина, М. А. Шувалова // Бюллетень Науки и Практики. — 2018. № 5. — С. 568–573.
  3. Крутова, В. В., Левашов, И. В. Особенности участия психолога как специалиста на досудебной стадии уголовного судопроизводства / В. В. Крутова, И. В. Левашов // Проблемы применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства. — 2018. № 1. — С. 253–255.
  4. Машинская, Н. В.Проблемы обеспечения эффективного участия педагога и психолога в досудебном производстве по уголовным делам несовершеннолетних / Н. В. Машинская // Вестник Северного (Арктического) Федерального Университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. — 2015. № 2. — С. 123–130.
Основные термины (генерируются автоматически): уголовное судопроизводство, участие психолога, психолог, РФ, основное направление деятельности, психологическая помощь, участие, действие, основное направление, работа психолога.


Похожие статьи

О роли педагога в уголовном процессе

В данной статье рассматривается вопрос о значении педагога при проведении расследования с участием несовершеннолетнего. Получение наиболее полных и достоверных показаний от несовершеннолетнего лица возможно лишь при обеспечении грамотного педагогичес...

К вопросу о необходимости участия адвоката в деле по обвинению (подозрению) несовершеннолетнего

Данная статья посвящена деятельности адвоката по оказанию юридической помощи несовершеннолетним. В ней рассмотрены ряд явных и весомых причин для участия адвоката для несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

Проблемы участия педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего потерпевшего

Статья раскрывает общие положения участия педагога (психолога) в допросе и раскрывает особенности стадий процессуального действия. Характеризуется процесс допроса и возможность исключения риска лжи.

К вопросу о правовом статусе защитника в уголовном судопроизводстве

В статье анализируются некоторые особенности правового статуса лиц, которые могут выполнять роль защитника в уголовном процессе. Выявлены некоторые проблемы, связанные с участием в уголовном судопроизводстве адвоката-защитника и близких родственников...

Защитник как субъект доказывания в уголовном судопроизводстве

В настоящей статье автор анализирует мнения о роли защитника в процессе доказывания в уголовном судопроизводстве и делает вывод о субъектности защитника в процессе доказывания на основании нормативно-правовых норм.

Элементы правового статуса эксперта в российском уголовном судопроизводстве

В статье изучены вопросы правового положения эксперта как участника уголовного судопроизводства. Исследованы различные точки зрения на содержание правового статуса. Автором сделан вывод, что правовой статус эксперта состоит из таких элементов как пра...

Правовое положение адвоката как участника уголовного судопроизводства

В статье рассматривается правовое положение адвоката как участника уголовного судопроизводства. Изучены вопросы процессуального статуса адвоката в уголовном судопроизводстве и способы непосредственного участия адвоката в уголовном судопроизводстве.

Анонимность свидетеля в российском уголовном судопроизводстве

Автором статьи дается оценка показаниям свидетеля как источнику доказательств и признается исключительная важность свидетеля как источника доказательственной информации. Отмечается, что в ряде случаев безопасности свидетеля могут угрожать иные лица в...

Особенности участия в уголовном процессе лиц, являющихся защитниками

В статье авторы анализируют круг лиц, которые могут быть защитниками в уголовном процессе, и исследуют критерии, по которым у таких лиц возникает право участия в нем.

Привлечение специалиста при назначении судебной экспертизы и его роль в оценке результатов исследования

Статья посвящена анализу основных научных положений действующего законодательства и проблем правоприменительной практики, касающихся роли специалиста при назначении судебной экспертизы, а также привлечения специалиста для проверки и оценки результато...

Похожие статьи

О роли педагога в уголовном процессе

В данной статье рассматривается вопрос о значении педагога при проведении расследования с участием несовершеннолетнего. Получение наиболее полных и достоверных показаний от несовершеннолетнего лица возможно лишь при обеспечении грамотного педагогичес...

К вопросу о необходимости участия адвоката в деле по обвинению (подозрению) несовершеннолетнего

Данная статья посвящена деятельности адвоката по оказанию юридической помощи несовершеннолетним. В ней рассмотрены ряд явных и весомых причин для участия адвоката для несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

Проблемы участия педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего потерпевшего

Статья раскрывает общие положения участия педагога (психолога) в допросе и раскрывает особенности стадий процессуального действия. Характеризуется процесс допроса и возможность исключения риска лжи.

К вопросу о правовом статусе защитника в уголовном судопроизводстве

В статье анализируются некоторые особенности правового статуса лиц, которые могут выполнять роль защитника в уголовном процессе. Выявлены некоторые проблемы, связанные с участием в уголовном судопроизводстве адвоката-защитника и близких родственников...

Защитник как субъект доказывания в уголовном судопроизводстве

В настоящей статье автор анализирует мнения о роли защитника в процессе доказывания в уголовном судопроизводстве и делает вывод о субъектности защитника в процессе доказывания на основании нормативно-правовых норм.

Элементы правового статуса эксперта в российском уголовном судопроизводстве

В статье изучены вопросы правового положения эксперта как участника уголовного судопроизводства. Исследованы различные точки зрения на содержание правового статуса. Автором сделан вывод, что правовой статус эксперта состоит из таких элементов как пра...

Правовое положение адвоката как участника уголовного судопроизводства

В статье рассматривается правовое положение адвоката как участника уголовного судопроизводства. Изучены вопросы процессуального статуса адвоката в уголовном судопроизводстве и способы непосредственного участия адвоката в уголовном судопроизводстве.

Анонимность свидетеля в российском уголовном судопроизводстве

Автором статьи дается оценка показаниям свидетеля как источнику доказательств и признается исключительная важность свидетеля как источника доказательственной информации. Отмечается, что в ряде случаев безопасности свидетеля могут угрожать иные лица в...

Особенности участия в уголовном процессе лиц, являющихся защитниками

В статье авторы анализируют круг лиц, которые могут быть защитниками в уголовном процессе, и исследуют критерии, по которым у таких лиц возникает право участия в нем.

Привлечение специалиста при назначении судебной экспертизы и его роль в оценке результатов исследования

Статья посвящена анализу основных научных положений действующего законодательства и проблем правоприменительной практики, касающихся роли специалиста при назначении судебной экспертизы, а также привлечения специалиста для проверки и оценки результато...

Задать вопрос