В данной статье рассматриваются проблемы законодательной регламентации процессуального статуса педагога и психолога в уголовном процессе, а также освещаются теоретические предложения по внесению изменений в нормы, регламентирующие деятельность педагога и психолога.
Ключевые слова: участие педагога, участие психолога, несовершеннолетние, допрос, психическое расстройство, возрастное ограничение, психическое развитие.
Педагог и психолог являются вспомогательными субъектами при осуществлении расследования и судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Данные субъекты привлекаются с целью обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства, а также с целью оказания содействия должностным лицам при проведении следственных действий с участием подростков.
Согласно ч. 3 ст. 280 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее УПК РФ), если обвиняемый не достиг шестнадцатилетнего возраста либо достиг, но страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, участие педагога или психолога является обязательным. В соответствии с ч. 1 ст. 280 УПК РФ, допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические и психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога.
Вопрос о педагогической квалификации является спорным. Так, например, В. В. Кальницкий считает, что обязательным требованием для педагога должно быть не только наличие специального образования, но и длительный трудовой стаж по специальности. По мнению В. К. Комарова, А. В. Кудрявцевой, Ю. Д. Лившица, педагог может и не иметь педагогического образования (руководитель кружка, дворового клуба, тренер), но ему должен доверять несовершеннолетний [1].
Процессуальный статус педагога и психолога в действующем законодательстве не определен.
По сей день остаются открытыми вопросы о требованиях, предъявляемых к педагогу и психологу, и о его правах и обязанностях. Не дает ответа и ФЗ от 2 июля 2013 г. № 185–ФЗ, который дополнил статью 5 УПК РФ пунктом 62, в котором дано понятие «Педагог». Согласно данному пункту педагог — это педагогический работник, выполняющий в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся. Исходя из вышеизложенного, нельзя определить какое образование должен иметь педагог, какой стаж работы и какими качествами должен обладать.
Для определения процессуального положения педагога и психолога целесообразно ввести в главу 8 УПК РФ отдельную статью «Педагог, психолог» и закрепить в ней конкретные профессиональные требования и права и обязанности данных участников процесса. Предлагаем следующий перечень требований, которым должен отвечать педагог:
1) иметь высшее педагогическое образование;
2) обладать знаниями в области психологии несовершеннолетних;
3) работать преподавателем в учебном заведении.
Что касается психолога, то он
1) должен иметь высшее психологическое образование;
2) должен работать по специальности не менее 3 лет.
Представляется, что к правам педагога/психолога, участвующего в следственном действии, можно отнести следующие:
1) Отказаться от участия в следственном действии, если он не обладает необходимыми специальными знаниями;
2) Знакомиться с материалами уголовного дела, характеризующими личность несовершеннолетнего;
3) Задавать вопросы несовершеннолетнему с разрешения дознавателя, следователя;
4) Заявлять ходатайства, связанные с недопущением негативного воздействия на несовершеннолетнего со стороны следователя, дознавателя;
5) Давать рекомендации, обязательные для дознавателя, следователя, по поводу того, как не допустить отрицательное воздействие на несовершеннолетнего при производстве следственного действия;
6) Приносить жалобы на действия (бездействия) и решения дознавателя, следователя, ограничивающие его права.
В настоящее время следственные действия с участием педагога или психолога проводятся следующим образом. Перед началом допроса педагога или психолога знакомят с обстоятельствами дела, которые имеют значение для допроса, выясняют, нет ли причин, препятствующих участию в допросе, разъясняют, что он должен помочь следователю установить контакт с несовершеннолетним. При необходимости педагог или психолог дает подписку о недопустимости разглашения данных предварительного следствия. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя задавать вопросы несовершеннолетнему, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Данные права разъясняются перед допросом, о чем ставится отметка в протоколе. Эти правила установлены для того, чтобы обеспечить охрану прав и законных интересов несовершеннолетнего, не допустить неправомерные действия должностных лиц, которые производят допрос.
Однако нерешенным остается вопрос об участии педагога или психолога в получении объяснений от несовершеннолетнего на стадии возбуждения уголовного дела в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ. Вполне логичным видится вывод, что в любом случае получение таких объяснений от несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет, целесообразно проводить с обязательным участием педагога или психолога [2].
Следует обратить внимание и на то, что в соответствии с ч. 3 ст. 425 УПК РФ участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно. Возникает вопрос, как лицо, проводящее допрос, может без наличия медицинских документов или заключения эксперта констатировать наличие у подростка психического расстройства или отставания в развитии. Установление данных обстоятельств может быть затруднительным, во-первых, психическое расстройство или отставание в развитии может оказаться неявным и его самостоятельное определение будет невозможным, во-вторых, не каждый человек, страдающий какими-либо отклонениями, состоит на специализированном учете, в данной ситуации возникнет необходимость в проведении экспертизы, которая займет определенное количество времени. Так, существует законодательный вакуум, не дается ответа на вопрос, как следует выявлять наличие психических отклонений у несовершеннолетнего.
Как представляется, необходимо убрать возрастное ограничение и обеспечивать участие педагога или психолога в любом случае, если подозреваемый, обвиняемый, свидетель или потерпевший являются несовершеннолетними, так как психическое, физиологическое и социальное развитие несовершеннолетнего в каждом случае является индивидуальным, а какие-либо отклонения в развитии подростков трудно выявляемы. Соответственно, следует внести изменения в части возрастного ограничения в ст. 191 и ст. 425 УПК РФ.
В соответствии с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что законодательная регламентация участия педагога и психолога является несовершенной. Для восполнения законодательных пробелов, необходимо отразить в действующем УПК РФ более обширное определение педагога и психолога, их права и обязанности.
Литература:
- Тетюев, С. В. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого в стадии предварительного расследования (процессуальный и криминалистический аспекты) / С. В. Тетюев. — 1-е изд. — Москва: Юрлитинформ, 2010. — 227 c. — Текст: непосредственный.
- Марковичева, Е. В. Проблемы участия педагога и психолога в уголовном процессе / Е. В. Марковичева, Л. Г. Татьянина. — Текст: непосредственный // Вестник Удмуртского университета. — 2017. — № 2. — С. 136.