В статье рассматривается вопрос обеспечения прав несовершеннолетних, вовлеченных в гражданское судопроизводство при рассмотрении гражданских и семейных конфликтов. Рассматривается понятие защиты прав и роль суда в обеспечении прав несовершеннолетних. Изучена роль Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по вопросам обеспечения прав детей.
Ключевые слова: несовершеннолетний, гражданское судопроизводство, суд, судебная защита, защита прав несовершеннолетних.
The article deals with the issue of ensuring the rights of minors involved in civil proceedings when considering civil and family conflicts. The concept of protection of rights and the role of the court in ensuring the rights of minors is considered. The role of the Judicial Department under the Supreme Court of the Russian Federation on ensuring children's rights has been studied.
Keywords: minor, civil proceedings, court, judicial protection, protection of the rights of minors.
Права ребенка — многочисленная группа прав, регулируемая не только семейным, но и иными отраслями права, так как невозможно рассматривать одно право в разрыве от другого, в совокупности они представляет собой комплекс прав, являющийся компонентом правового статуса личности ребенка.
Права ребенка имеют следующие сущностные признаки:
— права ребенка общепризнаны, неотъемлемы и неотчуждаемы, являются непосредственно действующими и закрепляются в международном и национальном законодательстве;
— права детей признаются высшей ценностью и реализуются в приоритетном порядке;
— через права детей опосредуется построение отношений между личностью, обществом и государством;
— права детей объективны и не зависят от признания и регламентирования их государством;
— права детей защищаются внешними и внутренними государственными механизмами защиты.
Сущностные права ребенка закреплены как на международном уровне, так и в национальном законодательстве — в основном законе государства, получают свое развитие в положениях семейного законодательства. Начиная с конституционных положений, последовательно развиваемых в семейном законодательстве и иных отраслях права, права ребенка признаются, защищаются и охраняются как высшая ценность в государстве, что в свою очередь предопределяет и особый порядок реализации и защиты прав несовершеннолетних. В иерархии семейных правоотношений права несовершеннолетних занимают высшее положение. Иными словами, в современной правовой системе институт прав ребенка занимает высшее положение в иерархии ценностей, что обусловлено уязвимостью несовершеннолетнего как субъекта правоотношений. В связи с этим, исследователи отмечают, что в системе не только семейных, но и иных правоотношений, важное место отводится защите прав ребенка [1, с. 288].
Необходимость защиты прав несовершеннолетних связана, в первую очередь, с тем, что правовой статус ребёнка может изменяться с его взрослением и вступлением в определенную возрастную группу, состояния здоровья, изменением семейного положения, в зависимости от того, воспитывается ли ребенок родителями, одним родителем, является сиротой и т. д.
Значение института прав ребенка заключается в том, что в законодательстве закрепляются не только основные конституционные права ребенка (право на жизнь и здоровье, получение воспитания, образования) как субъекта любых правоотношений, но и подчеркивается особый характер и значимость охраны и защиты прав детей как наиболее уязвимых субъектов правоотношений в силу возраста и невозможности самостоятельно осуществлять данные права.
Ребенок в силу возраста, частичной или неполной дееспособности, отсутствия жизненного опыта, а также в силу других причин, в большинстве случаев не может самостоятельно реализовывать свои права. В современном мире создана и функционирует достаточно сложная и многоуровневая система по реализации, обеспечению и защите прав человека и ребенка в том числе [2, с. 14]. Государством для реализации ребенком своих прав, их защиты в судебном порядке создан механизм реализации, в котором принимают участие многочисленные субъекты.
В настоящее время реализацией и защитой прав несовершеннолетних занимается достаточно большое количество субъектов. С целью систематизирования субъектов защиты прав несовершеннолетних для удобства их изучения, предлагается следующая классификация данных субъектов:
- Международные и национальные субъекты. Критерием подразделения является характер и сфера распространения полномочий субъекта. Деятельность международных субъектов основывается на нормах международного права и направлена на защиту прав несовершеннолетних как внутри государства (в установленных международным и национальным законодательством случаях), так и в международном пространстве, а также в случаях коллизии различных национальных правовых систем. Деятельность национальных субъектов основывается на внутригосударственном законодательстве.
- Специализированные и неспециализированные субъекты. Критерием подразделения выступает цель организации и деятельности субъекта по защите. Для специализированного субъекта цель защиты прав несовершеннолетних является основой их деятельности. К специализированным субъектам можно отнести Уполномоченного по правам несовершеннолетних; органы опеки и попечительства; комиссии по делам несовершеннолетних и т. д. К числу неспециализированных субъектов можно отнести прокуратуру, суд, органы местного самоуправления, иные органы государственной власти и т. д.
- Государственные и негосударственные субъекты. Критерием подразделения данных органов является, как следует из названия, создание субъектов либо государством в лице уполномоченных органов, либо иными субъектами. К первой группе относятся, например, Уполномоченный по правам ребенка, суды, органы опеки и попечительства и др. К негосударственным относятся субъекты, созданные по инициативе граждан, общественных организаций и объединений, общественными движениями и т. д.
- Субъекты, входящие в состав семейных правоотношений и не входящие в него. Критерием подразделения субъектов в данном случае является наличие или отсутствие семейно-правовой связи субъекта защиты и ребенка. К первой группе можно отнести родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, иных родственников, на которых законом в силу родственно-семейных связей с ребенком государство своим законодательным установлением возложило обязанность по защите прав несовершеннолетних. Ко второй группе относятся все иные субъекты, не имеющие такой связи с ребенком.
Среди субъектов по защите прав ребенка особая роль отведена судам, которые, с одной стороны отправляют правосудие, с другой стороны, выступают гарантом законности принятых им решений, включая решения по делам о защите прав детей. Судебная защита является основной формой защиты конституционных прав детей, решение суда обязательно для исполнения всеми субъектами правоотношений. Роль суда в защите прав детей так же выражается в том, что в случае злоупотребления родителей или лиц их заменяющих, своими правами, только суд может восстановить справедливость и защитить несовершеннолетнего.
Между тем, несовершеннолетние, в силу различных обстоятельств, вовлекаются в судебную систему в различном качестве (истцы, ответчики, свидетели и т. д.), их права могут быть нарушены, в связи с чем, непосредственно несовершеннолетние, а также их законные представители или иные уполномоченные субъекты вправе обратиться в суд.
Судебная защита гражданских и семейных прав детей — это деятельность суда по восстановлению, признанию нарушенных или оспоренных прав детей с помощью способов защиты, предусмотренных законом (иск, заявительное или приказное судопроизводство и т. д.). Деятельность суда основана на конституционных и отраслевых принципах и осуществляется в порядке гражданского судопроизводства.
Судебные способы защиты прав детей многочисленны и многообразны. Права детей могут быть защищены посредством таких способов как лишения или ограничения родительских прав в случае злоупотребления или пренебрежения ими (ст. 70 и 73 СК РФ), усыновления (удочерения) (ст. 124 СК РФ), принуждения субъектов к исполнению алиментных обязательств в судебном порядке, установление опеки или попечительства (ст. 145 СК РФ), семейная медиация, признание прав ребенка [3].
Осуществляя правосудие по делам, в которых затрагиваются права ребенка, суд должен принимать решение не только исходя из всех фактов, имеющих юридическое значение для дела, но и исходить из интересов ребенка.
Как показал анализ судебной практики, действия родителей или лиц, их заменяющих, при разрешении правовых ситуаций часто не учитывают интересы детей, либо противоречат им. Это обусловлено различными мотивами — возникновением неприязни, мотивом мести, корыстными или иными низменными побуждениями. В связи с этим, особое внимание суды должны уделять делам, в которых усматривается осуществление родительских прав вопреки интересам несовершеннолетних, исходя из постулата о том, что родительские права не могут осуществляться в противоречии или вопреки интересам несовершеннолетнего [4, с. 137].
Так, в соответствии с семейным законодательством, развод родителей, их раздельное проживание не должны влиять или препятствовать реализации жилищных прав несовершеннолетних. Данное законодательное установление получило разъяснение Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в отношении детей, чьи родители в результате развода проживают раздельно, несовершеннолетний не утрачивает права пользования жилым помещением, находящимся в собственности одного из родителей в силу положений ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса РФ.
Следует согласиться с точкой зрения о том, что роль суда по защите прав несовершеннолетних существенно повышается в условиях несовершенства гражданского и семейного законодательства, разобщённого регулирования отдельных правовых институтов, несогласованности действия органов исполнительной власти и действий субъектов, чья деятельность в силу родства или закона направлена на защиту прав детей [5, с. 128].
Особая роль в защите прав детей отводится Конституционному Суду Российской Федерации, который формирует правовые позиции по тем или иным правовым вопросам, носящим не только гарантийный, но и охранительный характер, что связано с необходимостью защиты прав несовершеннолетних во всех сферах общественной жизни и защиты их от негативного влияния [6, с. 99].
При этом, влияние на защиту прав несовершеннолетних оказывают не только индивидуальные решения, но и решения, в которых содержатся правовые позиции относительно неопределенного круга лиц. Так, с позиции Верховного Суда РФ, высказанной в решении от 27 июня 2002 г. № ГКПИ2002–643 [7], определении от 19 сентября 2002 г. № КАС02–500 [8], способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права (ст. 21 ГК РФ), в том числе право на предпринимательскую деятельность, возникает в полном объеме по достижении возраста 18 лет, а также со времени вступления в брак или объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным по достижению возраста 16 лет (эмансипация), когда он с согласия родителей, попечителя или усыновителя занимается предпринимательской деятельностью.
Особую роль в связи с этим играют правовые позиции Конституционного Суда РФ, сформированные в процессе рассмотрения жалоб и проверки на соответствие конституционным нормам положений иных законов и подзаконных актов. Анализ судебной практики показал, что наиболее актуальным является формирование правовых позиций относительно защиты семейных, гражданских и жилищных прав несовершеннолетних.
Так, относительно права ребенка на получение алиментарных выплат от родителей, Конституционным Судом РФ была высказана позиция относительно исчисления алиментов. После рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя, обратившегося в Конституционный Суд РФ, оспаривавшего положение пп. «з» п. 2 «Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» в связи с тем, что при исчислении алиментов не учитываются фактически понесенные расходы, норма права была изменена и конкретизирована в связи со сформированной позицией Конституционного Суда РФ, согласно которой «правоприменительные органы, осуществляющие расчет и взыскание алиментов, при определении размера доходов индивидуального предпринимателя, перешедшего на упрощенную систему налогообложения и избравшего объектом налогообложения доходы, обязаны учитывать понесенные им в связи с осуществлением предпринимательской деятельности расходы в случае их подтверждения» [9]. В данном случае был конкретизирован порядок исчисления алиментов, что в дальнейшем повлияло на изменение правовой нормы и стабилизировало судебную практику по данной категории дела.
Другим актуальным вопросом, в отношении которого была сформирована правовая позиция Конституционного Суда РФ, является обеспечение жилищных прав несовершеннолетних, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В частности, заявителем оспаривалась конституционность нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой дети-сироты наделялись правом пользоваться социальной поддержкой в сфере обеспечения жилищем не только до достижения ими совершеннолетия, но и до достижения 23-х летнего возраста. Конституционный Суд РФ сформировал правовую позицию, в соответствии с которой, обеспечение правами одной категории граждан не посягает на конституционные права других граждан, на которых действие правовой нормы, наделяющей определенными правами, не распространяется [10].
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, в рамках защиты прав несовершеннолетних, вовлеченных в судопроизводство, а также тех детей, права которых нарушены, играет значимую роль в части обобщения судебной статистики и практики по делам с участием несовершеннолетних, а также в научной сфере посредством подготовки научных докладов и участия в научно-практических конференциях.
Например, 3 июня 2021 года прошла научно-практическая конференция «Актуальные проблемы соблюдения прав ребенка при раздельном проживании родителей» для специалистов в сфере сопровождения брачно-семейных споров о воспитании детей, государственных судебно-экспертных учреждений.
В ходе мероприятия освещались как правовые аспекты разрешения брачно-семейных споров о месте жительства ребенка и порядке общения с ним отдельно проживающего родителя, так и вопросы, связанные с учетом психологических и клинических категорий в судебных спорах о воспитании детей. Отдельные доклады касались участия в судебных заседаниях органов опеки и попечительства и проблем, которые возникают у судебных приставов-исполнителей и специалистов (детских психологов) на стадии исполнения судебных решений, связанных с воспитанием детей.
Кроме того, в целях улучшения работы судов по рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних Судебным департаментом при разработке правил проектирования зданий судов общей юрисдикции были предусмотрены помещения со специальной планировкой, обеспечивающие возможность для подготовки и рассмотрения дел с участием несовершеннолетних лиц, а также проведения примирительных процедур [11].
Рассмотренные примеры судебной практики, правовые позиции Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ свидетельствуют о том, что несовершеннолетний, его права и законные интересы являются приоритетным объектом судебной защиты.
Таким образом, роль суда по делам с участием несовершеннолетних не сводится исключительно к рассмотрению и разрешению дела по существу, но и заключается в необходимости правовой защиты прав детей, вовлеченных в процесс. С этой целью суд не только строго должен соблюдать процедуры гражданского судопроизводства, но и проводить оценку ситуации, ставя интересы ребенка на первое место, не допуская злоупотребления правами как со стороны его родителей, законных представителей и иных лиц, так и других участников дела.
Литература:
1. Ульянова М. В. Отдельные аспекты трансформации правовых представлений об осуществлении прав ребенка / М. В. Ульянова // Социально-правовые аспекты трансформации института современной семьи в контексте реализации государственной семейной политики: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, посвящённой 25-летию принятия Семейного кодекса Российской Федерации / под общей редакцией О. Ю. Ильиной. — Тверь, 2020. — С. 287–291.
2. Дроздова А. М. Некоторые проблемные аспекты теоретического осмысления механизмов реализации и защиты прав ребенка / А. М. Дроздова // Право: история и современность. — 2018. — № 4. — С. 14–20.
3. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 31 июля 2023 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
4. Сергеев М. И. Актуальные проблемы вопроса защиты вещных прав несовершеннолетних от посягательств со стороны родителей / М. И. Сергеев // Энигма. — 2020. — № 20. — С. 135–140.
5. Орманджян В. А. Правовые проблемы при осуществлении защиты прав и законных интересов несовершеннолетних / В. А. Орманджян // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 172–173.
6. Камалетдинова А. Ф. Роль Конституционного Суда Российской Федерации как государственного органа, осуществляющего деятельность в области защиты прав детей / А. Ф. Камалетдинова // Научные революции как ключевой фактор развития науки и техники: сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2021. — С. 98–100.
7. Решение Верховного Суда РФ от 27 июня 2002 г. № ГКПИ2002–643. Документ опубликован не был. Доступ СПС «КонсультантПлюс».
8. Определение Верховного Суда РФ от 19 сентября 2002 г. № КАС02–500. Документ опубликован не был. Доступ СПС «КонсультантПлюс».
9. По делу о проверке конституционности подпункта «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, в связи с жалобой гражданина Л. Р. Амаякяна: Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 2010 г. № 17-П // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 31. — Ст. 4297.
10. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дятлова Василия Михайловича на нарушение его конституционных прав абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: Определение Конституционного Суда РФ от 19 октября 2010 г. № 1281-О-О. Документ опубликован не был. Доступ СПС «КонсультантПлюс».
11. Представители Судебного департамента приняли участие в научно-практической конференции, посвященной проблемам соблюдения прав ребенка [Электронный ресурс] // http://cdep.ru/index.php?id=104&item=5721 (дата обращения: 28.08.2023).