В данной статье автором рассмотрены отдельные положения норм уголовно-процессуального права, а также кодекса адвокатской этики, направленные на регулирование деятельности адвоката в целях обеспечения квалифицированной юридической помощи и предотвращения проблем, которые могут возникнуть в случае возникновения процессуальных пробелов.
Ключевые слова: адвокатская деятельность, кодекс этики адвоката, уголовное судопроизводство, уголовный процесс, правозащитная деятельность, УПК РФ.
Отечественная правовая система построена на правоохранительных принципах, которые должны реализовываться посредством качественной юридической защиты и помощи. Законодатель поставил в приоритет права и свободы каждой отдельной личности, а для обеспечения этих прав и свобод разработал такие отдельные нормативно-правовые акты как ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» № 63-ФЗ [2] и ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» № 324-ФЗ [3], которые регулируют процесс предоставления квалифицированной юридической помощи нуждающимся в ней гражданам.
Под квалифицированной юридической помощью следует понимать оказание юридических услуг лицами, получившими адвокатский статус в соответствии со всеми установленными законом нормами. Так же законом определено, что каждый адвокат, помимо установленных уголовно-процессуальных норм, обязан соблюдать и этические нормы, прописанные в Кодексе профессиональной этики, неисполнение которых влечет прекращение деятельности адвоката путем лишения его статуса.
Мораль, нравственность — это все то, на чем строится не только религии, но и право. Нужно согласиться с В. С. Соловьевым, который утверждал, что право является обязательным для всех предельным минимумом нравственности [5, c. 123]. Отсюда следует сделать вывод о том, что многие забывают о нормах этики, морали, которые должны лежать в основе человеческих отношений и именно на нормах права могут удержаться правоотношения в общем смысле и, в частности, на нормах нравственного поведения адвоката при осуществлении своей профессиональной деятельности.
Каждый адвокат, осуществляя свою профессиональную деятельность, должен соблюдать порядочность, быть честным и добросовестным перед своим доверителем. Эти принципы также необходимы чтобы вызвать доверие у лиц, обратившихся к адвокату. При этом адвокат обязан выполнять все свои задачи своевременно, качественно, основываясь на своих знаниях, качество которых адвокат также должен регулярно повышать, и опыте, при этом ставя в приоритет свою обязанность по защите интересов доверителя. Однако защитнику не следует давать никаких «ложных надежд», ожиданий на тот или иной исход уголовного дела, тем самым не подрывая доверие обратившегося ни к самому адвокату, ни к институту адвокатуры в целом.
Адвокат является независимым, не должен участвовать в предлагаемых клиентом незаконных махинациях, сделках, а также должен опираться только на установленные законодателем нормы поведения.
Но при всей своей независимости у адвоката множество обязательств перед его доверителем. Например, такое обязательство как адвокатская тайна. Адвокат обязан хранить адвокатскую тайну, т. е. не разглашать сведения, полученные от доверителя без его согласия. Этот принцип не имеет временных рамок, таким образом срок «хранения» сведений, полученных от доверителя не ограничен, и адвокат сможет распространять их только после получения на то разрешение доверителя.
Даже после прекращения действия статуса адвоката распространение конфиденциальных данных также является нарушением. Но тут же следует отметить, что данный принцип не до конца урегулирован законодателем. Дело в том, что в случае, если доверитель сообщает сведения адвокату в которых говорится о готовящихся преступных деяниях или уже совершенных действиях противоправного характера — адвокат не вправе их предоставить в установленные государственные структуры, рассматриваемые данные вопросы.
По нашему мнению, это является некоторым упущением и необходимо разработать комплекс норм разрешающим адвокату раскрытие сведений хотя бы о готовящихся преступлениях, которые могут так или иначе повлечь наступление негативных последствий для граждан, общества или государства.
Эффективная на досудебной стадии ведет к законности, прав в процессе, к человеку, гражданину и иссключению корупционных проявлений состороны должностных лиц осуществляющих уголовное судопроизводство. Необходимо совершенствовать систему распределения дел по назначению адвокатов в порядке ст.51УПК РФ. Непрозрачность процесса выбора защитников по назначению органами дознания, следствия и суда, создает коррупмированную связку субъектов уголовного судопроизводства и отражается на качестве всего процесса, сопровождаемого зачастую нарушением прав и свобод подозреваемых, обвиняемых или подсудимых. В адвокатском сообществе отдельных регионов сформировились группы адвокатов которых условно именуют: «карманными» — адвокаты которые работают в связке со следователями (дознавателями) при расследовании уголовных дел; и «привратные», «коридорные» — адвокаты работающие в связке со аппаратом судьи (секретарями, помошниками) в судах при рассмотрении уголовных дел. «Покладистость» и своевременная «готовность» к участию в процессе подобных адвокатов мотивирована возросшей оплатой работы адвокатов по назначению.
Как правило подобные адвокаты, в благодарность за «назначение» своим бездействием не создают проблем, неудобств для следователей и судей, и пассивно осуществляют защиту и реализовывают свои процессуальные права. Не редко возникают ситуации, когда следователи (судьи), умышленно, пытаются подменить адвоката по соглашению адвокатом по назначению и провести с его участием «нужные» следственные действия или закончить процесс. При этом адвокат, который принял участие в следственных действиях с подзащитным, у которого имелся адвокат по соглашению, нарушает Решение Совета ФПА РФ № 1 от 27.09.2013, в соответствии с которым: «Адвокат в соответствии с правилами профессиональной этики не вправе принимать поручение на защиту против воли подсудимого и навязывать ему свою помощь в качестве защитника по назначению, если в процессе участвует защитник, осуществляющий свои полномочия по соглашению», если указанная замена не обусловлена законными основаниями.
Следственное управление СК России по г. Архангельск возбуждено уголовное дело о сговоре следователя и адвоката по назначению. В мае 2019 года, по данным УФСБ, член областной АП Архангельской области Сергей Сатаев, являясь адвокатом по назначению, договорился со следователем УМВД России по Архангельску Максимовым, что фактически не будет оказывать юридическую помощь подзащитному и не примет участия в следственных действиях. В зависимости от роли каждого следователь и адвокат подозреваются в фальсификации доказательств по уголовному делу об особо тяжком преступлении (ч. 3 ст. 303 УК РФ), служебном подлоге (ч. 2 ст. 292 УК РФ), и превышении должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ). Адвоката привлекают, помимо прочего, к ответственности за незаконное полученное из бюджета вознаграждение, т. е. за мошенничество, совершенном лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ) [7].
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1240 от 01.12.2012 года (в ред. от 21.05.2019г.) были внесены кардинальные изменения в Положение «О возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации» согласно которых размеры вознаграждения адвокатам были существенно увеличены, и введено ежегодное индексирование.
К примеру, сумма, выплаченная адвокатам Ростовской области в 2019 г. за участие в делах по назначению на основании постановлений, составила 125.241.899 руб. (в 2018 г. — 99.599.460 руб.), что на 25 млн. больше.
И как следствие конкурентная борьба, за рынок рассматриваемых услуг ожесточилась. В ряде регионов Северного Кавказа, в нарушение всех правовых и этических норм, отдельные адвокаты, вступая в сговоры со следователями (дознавателями), умудряются зарабатывать более 100 000 рублей в месяц по выплатам за участие в делах по назначению.
По словам Президента ФПА РФ Юрия Пилипенко за 2019 год, взыскания в виде замечания и предупреждения применены к 5475 адвокатам (88 %), статус прекращен у 746 адвокатов (12 %) по следующим основаниям:
– за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов адвокатской палаты — 357 адвокатам (47,9 %);
– за нарушение норм профессиональной этики — 205 адвокатам (27,5 %);
– за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей перед доверителем — 131 адвокату (17,6 %), из них при осуществлении защиты в уголовном судопроизводстве по назначению — 30 адвокатам [8].
Решение данной проблемы давно опробировано на практике деятельности адвокатских палат Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и др. крупных городов России. Во многих регионах действуют специальные Центры по обеспечению участия адвокатов в судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия и суда, а также автоматизированное(электронное) распределение поручений на защиту. (Санкт-Петербург, Самара, Ростов-на-Дону и др.).
Так, например Совет Адвокатской палаты г. Москвы прекратил статус адвоката, признав установленным, что он вступил в уголовное дело путем использования личных связей с работниками правоохранительных органов, лишив доверителя права на свободный выбор защитника [9].
Уже с марта 2021 года в соответствии с федеральным законодательством все адвокатские палаты обязаны были перейти на автоматизированное распределение поручений по назначению. Адвокатские палат субъектов РФ принимают за основу опыт работы Адвокатской палаты Санкт-Петербурга по использовании программного обеспечения. В настоящее время Федеральной палатой адвокатов ведется разработка комплексной информационной системы адвокатуры России, в том числе федеральной системы автоматизированного распределения поручений по назначению. Таким образом на наш взгляд, удастся реализовать принцип централизации и информатизации, который применительно к назначению адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве означает «централизованное назначение адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве с использованием информационной системы автоматизированного распределения требований» [6].
К сожалению, во многих регионах, в том числе и в Краснодарском крае, до настоящего времени информационная система не внедрена!!! А система распределения заявок через координаторов (руководителей адвокатских образований) изначально порочна в силу ее субъективного характера.
В сентябре текущего года руководство ФПА посредством ВКС провело ряд совещаний, посвященных внедрению в опытную эксплуатацию АРПН КИС АР (Автоматизированное Распределение Поручений на защиту по Назначению Комплексная Информационная Система Адвокатуры России), запуск этой подсистемы запланирован на 2022 год.
Однако наряду с введением в действие АРПН КИС АР, на наш взгляд назрел вопрос о внесении поправок в действующее законодательство. Следует внести изменения в ч.1 ст. 75 УПК РФ, дополнив ее пунктом «1¹) показания подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, данные в ходе следственных действий или в процессе судебного следствия, в случае назначения защитника в нарушение порядка, определенного Советом Федеральной палаты адвокатов».
Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что каждый из принципов нравственности, указанных в положениях Кодекса профессиональной этики, имеет особую ценность в деятельности адвоката, в установлении доверительных отношений между ним и доверителем, а также установлении доверия общества к рассматриваемому институту. Поэтому каждому, кто имеет действующий статус адвоката, необходимо опираться на установленные этические нормы чтобы добросовестно нести ношу, которую он на себя возложил, выполнять обязательства данные ему его статусом.
Следует отметить, что хотелось бы, чтобы каждое в отдельности правило поведения, нравственный принцип выполнялся не по обязанности, а по личному желанию каждого в отдельности. Этические нормы отражают важные качества общества, которые должны лежать в основе каждых отдельных правоотношений и не только в сфере осуществления профессиональных обязанностей.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс 2021
- «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Федеральный закон РФ от 31.05.2002 № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями вступ. в силу с 01.03.2021) // СПС Консультант Плюс 2021
- «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Федеральный закон РФ от 21.11.2011 № 324-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант Плюс 2021
- Кодекс профессиональной этики адвоката. Принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года (с изм. и доп. от 15 апреля 2021 г.). // СПС Консультант Плюс 2021
- Соловьёв В. С. Право и нравственность. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2021. — 310 с.
- Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве 15 марта 2019 г. Утвержден Решением Совета ФПА РФ от «15» марта 2019 г.
- УФСБ разоблачило сговор следователя и адвоката по назначению. https://legal.report/ufsb-razoblachilo-sgovor-sledovatelja-i-advokata-po-naznacheniju/ дата обращения 14.07.2020г.
- Российская адвокатура каждый год берет новую высоту.// https://fparf.ru/polemic/interview/rossiyskaya-advokatura-kazhdyy-god-beret-novuyu-vysotu/. Дата обращения 26.10.2021г.
- Дисциплинарная практика АП г. Москва.https://www.advokatymoscow.ru/upload/disciplinary-practice/2021.09.28%20%D0%A0%D0%B5%D1%88.%20%D0%A1%D0%90%D0%9F%D0%9C%20%D0%9C._%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%80.%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%81%D0%B0.pdf. Обращение 22.10.21г.