В настоящей статье автором представлены особенности проведения допроса несовершеннолетнего. Также в статье объясняются аспекты вовлечения психолога и педагога в процесс допроса для выяснения обстоятельств по совершенному несовершеннолетним преступления с большей эффективностью. Приведены предложения по усовершенствованию действующего уголовно-процессуального законодательства с целью повышения эффективности расследования преступлений.
In this article the author presents the characteristics of the interrogation of a minor. On the involvement of a psychologist and a teacher in the interrogation process for greater efficiency ascertain the circumstances of the crime committed by juveniles. And given suggestions for improvement of the current criminal procedural legislation in order to increase the efficiency of crime investigation
Преступность в среде несовершеннолетних — это серьезная проблема, с которой сталкивается и борется каждое государство. Суть этой проблемы состоит в том, что совершаются преступления, которые необходимо расследовать, а виновных наказывать, но субъектами данных преступлений являются несовершеннолетние — по сути просто дети, жизнь которых только начинается.
Обеспечение прав несовершеннолетних и вопросы эффективности производства следственных и судебных действий с их участием занимают важное место в системе уголовно-процессуальных средств, предназначенных для обеспечения назначения уголовного судопроизводства.
Дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов, для несовершеннолетнего подозреваемого является участие педагога или психолога во время допроса. Психолог или педагог помогают следователю, дознавателю в допросе несовершеннолетнего подозреваемого наладить с ним контакт, для установления более полного круга обстоятельств и его роли в совершенном преступлении, а так же личности несовершеннолетнего.
При проведение допросов необходимо привлечение специалистов: психологов, социальных работников, специалистов из специализированных детских учреждений. [1]
Например, И. С. Кошелевой было сформулировано, на наш взгляд, необходимое предложение о дополнении ст. 420 УПК РФ частью третьей следующего содержания: «При подготовке и проведении следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних прокурор, следователь, дознаватель вправе по собственной инициативе привлечь к участию в этих действиях психолога или педагога для оказания помощи в изучении личности несовершеннолетнего, установлении с ним контакта, формулировке вопросов, адресованных несовершеннолетнему, фиксации его показаний, а также в решении иных вопросов, требующих применения специальных знаний в связи с психологическими особенностями личности несовершеннолетнего». [2]
К сожалению, данное предложение так и не было воспринято законодателями, хотя, на наш взгляд, введение такого положения в уголовно-процессуальное законодательства способствовало бы лучшему установлению контакта с несовершеннолетними преступниками, и в целом способствовало бы расследованию такой категории преступлений.
Согласно ст. 424 УПК, вызов несовершеннолетнего к дознавателю, следователю, производится через законных представителей или через администрацию учреждения если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних. [3]
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, не достигшего 16-летнего возраста, обязательно должен присутствовать психолог или педагог. Это относиться также и к несовершеннолетним подозреваемым, которые достигли 16-летнего возраста, но страдают психическими расстройствами или отстают в психическом развитии.
Допрос несовершеннолетнего, не может продолжаться более двух часов без перерыва, а в общей сложности, не должен превышать более четырех часов в день.
В ходе досудебного производства по уголовному делу и в судебном заседании наряду с обязательным участием защитника несовершеннолетнего подозреваемого, является участие законного представителя, что является неотъемлемой гарантией прав несовершеннолетних.
Участие защитника обязательно, начиная с фактического задержания несовершеннолетнего или возбуждения дела. Если же защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым или его законным представителем, то дознаватель, следователь, или суд обязаны обеспечить его участие по данному делу.
Таким образом, при проведении допроса несовершеннолетнего, особое внимание следует уделять личность субъекта преступления, мотивам преступления, а так же психическому состоянию несовершеннолетнего. Учитывая возрастные особенности рассматриваемой категории преступников необходимо привлечение высококвалифицированных педагогов и психологов для общения с несовершеннолетними, а так же повышать квалификацию сотрудников правоохранительных органов, которые смогут расположить к себе подростка, а так же не усугубить его психическое состояние.
Литература:
- Лупинская П. А., Уголовно-процессуальное право РФ — Норма: Инфра-М, 2010, — 1088 с.
- Кошелева И. С. (Ирина Сергеевна). Организация первоначального этапа расследования убийств, совершенных несовершеннолетними: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.09 — Уголовный процесс; Криминалистика и судебные экспертиза; Оперативно-розыскная деятельность / И. С. Кошелева; Науч. рук. А. Е. Михальчук. – Саратов, 2006.
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ — Москва, Проспект, 2016. — 288 с.