Особенности допроса несовершеннолетнего | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 28.01.2017

Статья просмотрена: 819 раз

Библиографическое описание:

Чернов, А. Г. Особенности допроса несовершеннолетнего / А. Г. Чернов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 605-606. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38820/ (дата обращения: 18.11.2024).



В настоящей статье автором представлены особенности проведения допроса несовершеннолетнего. Также в статье объясняются аспекты вовлечения психолога и педагога в процесс допроса для выяснения обстоятельств по совершенному несовершеннолетним преступления с большей эффективностью. Приведены предложения по усовершенствованию действующего уголовно-процессуального законодательства с целью повышения эффективности расследования преступлений.

In this article the author presents the characteristics of the interrogation of a minor. On the involvement of a psychologist and a teacher in the interrogation process for greater efficiency ascertain the circumstances of the crime committed by juveniles. And given suggestions for improvement of the current criminal procedural legislation in order to increase the efficiency of crime investigation

Преступность в среде несовершеннолетних — это серьезная проблема, с которой сталкивается и борется каждое государство. Суть этой проблемы состоит в том, что совершаются преступления, которые необходимо расследовать, а виновных наказывать, но субъектами данных преступлений являются несовершеннолетние — по сути просто дети, жизнь которых только начинается.

Обеспечение прав несовершеннолетних и вопросы эффективности производства следственных и судебных действий с их участием занимают важное место в системе уголовно-процессуальных средств, предназначенных для обеспечения назначения уголовного судопроизводства.

Дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов, для несовершеннолетнего подозреваемого является участие педагога или психолога во время допроса. Психолог или педагог помогают следователю, дознавателю в допросе несовершеннолетнего подозреваемого наладить с ним контакт, для установления более полного круга обстоятельств и его роли в совершенном преступлении, а так же личности несовершеннолетнего.

При проведение допросов необходимо привлечение специалистов: психологов, социальных работников, специалистов из специализированных детских учреждений. [1]

Например, И. С. Кошелевой было сформулировано, на наш взгляд, необходимое предложение о дополнении ст. 420 УПК РФ частью третьей следующего содержания: «При подготовке и проведении следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних прокурор, следователь, дознаватель вправе по собственной инициативе привлечь к участию в этих действиях психолога или педагога для оказания помощи в изучении личности несовершеннолетнего, установлении с ним контакта, формулировке вопросов, адресованных несовершеннолетнему, фиксации его показаний, а также в решении иных вопросов, требующих применения специальных знаний в связи с психологическими особенностями личности несовершеннолетнего». [2]

К сожалению, данное предложение так и не было воспринято законодателями, хотя, на наш взгляд, введение такого положения в уголовно-процессуальное законодательства способствовало бы лучшему установлению контакта с несовершеннолетними преступниками, и в целом способствовало бы расследованию такой категории преступлений.

Согласно ст. 424 УПК, вызов несовершеннолетнего к дознавателю, следователю, производится через законных представителей или через администрацию учреждения если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних. [3]

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, не достигшего 16-летнего возраста, обязательно должен присутствовать психолог или педагог. Это относиться также и к несовершеннолетним подозреваемым, которые достигли 16-летнего возраста, но страдают психическими расстройствами или отстают в психическом развитии.

Допрос несовершеннолетнего, не может продолжаться более двух часов без перерыва, а в общей сложности, не должен превышать более четырех часов в день.

В ходе досудебного производства по уголовному делу и в судебном заседании наряду с обязательным участием защитника несовершеннолетнего подозреваемого, является участие законного представителя, что является неотъемлемой гарантией прав несовершеннолетних.

Участие защитника обязательно, начиная с фактического задержания несовершеннолетнего или возбуждения дела. Если же защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым или его законным представителем, то дознаватель, следователь, или суд обязаны обеспечить его участие по данному делу.

Таким образом, при проведении допроса несовершеннолетнего, особое внимание следует уделять личность субъекта преступления, мотивам преступления, а так же психическому состоянию несовершеннолетнего. Учитывая возрастные особенности рассматриваемой категории преступников необходимо привлечение высококвалифицированных педагогов и психологов для общения с несовершеннолетними, а так же повышать квалификацию сотрудников правоохранительных органов, которые смогут расположить к себе подростка, а так же не усугубить его психическое состояние.

Литература:

  1. Лупинская П. А., Уголовно-процессуальное право РФ — Норма: Инфра-М, 2010, — 1088 с.
  2. Кошелева И. С. (Ирина Сергеевна). Организация первоначального этапа расследования убийств, совершенных несовершеннолетними: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.09 — Уголовный процесс; Криминалистика и судебные экспертиза; Оперативно-розыскная деятельность / И. С. Кошелева; Науч. рук. А. Е. Михальчук. – Саратов, 2006.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ — Москва, Проспект, 2016. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): законный представитель, подозреваемый, психическое состояние, психолог.


Похожие статьи

Тактические особенности производства допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших

В статье рассматриваются результаты исследования тактических особенностей допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, индивидуальные особенности возрастных групп, а также проанализированы этапы подготовки допроса. В статье рассмотрены психол...

Особенности допроса несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве

В данной статье содержится анализ проведения допросов среди несовершеннолетних, который является специальной областью работы правоохранительных органов, требующая высокой квалификации и чувствительности. Хотя допрос является важным этапом расследован...

К вопросу об участии прокурора в доказывании при производстве по уголовному делу

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, касающиеся полномочий прокурора как субъекта доказывания по уголовному делу, детально анализируется участие прокурора на всех этапах процесса доказывания, рассматривается характер взаимодействия про...

Отсрочка отбывания наказания (статья 82 УК РФ): проблемные вопросы

В настоящей статье рассматриваются проблемные вопросы при реализации статьи 82 УК РФ. Целью проделанной работы является правовой анализ российского законодательства, которое регулирует вопросы контроля за поведением осужденных по статье 82 УК РФ. М...

Особенности уголовной ответственности за деяния, предусмотренные статьей 240.1 УК РФ

В статье представлен анализ состава преступления, предусматривающего ответственность за получение сексуальных услуг несовершеннолетнего, а также рассмотрены термины, содержащиеся в статье 240.1 УК РФ: «сексуальные услуги», «вознаграждение». Проанализ...

Некоторые вопросы тактики и психологии допроса обвиняемого по существу обвинения

В данной статье рассматриваются методы для результативного допроса, заключающиеся в знании отличительных черт психики допрашиваемого и также формирование следователем аргументированного заключения по поводу вероятной позиции обвиняемого. Актуальность...

Соотношение полномочий начальника органа дознания и начальника подразделения дознания

Настоящая статья посвящена анализу соотношения полномочий начальника органа дознания и начальника подразделения дознания. Рассмотрены процессуальные отношения между начальником органа дознания и начальником подразделения дознания. Выявлены основные п...

Психологическое и физическое воздействие на спортсмена в рамках статей 230.1 и 230.2 УК РФ

В статье изучаются актуальные вопросы квалификации действий лиц, склоняющих/применяющих в отношении спортсменов запрещенные субстанции и (или) методы для достижения спортивных результатов. Основное внимание уделено исследованию психического и физиче...

Пределы компетентности эксперта как участника судопроизводства

В статье рассмотрены аспекты компетентности эксперта, как лица, обладающего специальными знаниями, необходимыми для проведения экспертного исследования — в частности, раскрыты вопросы необходимости прохождения аттестации всеми экспертами (в т. ч. раб...

О возможности совместного использования подходов к организации производства

В данной статье представлен анализ практик в области организации и управления производством с целью описания смешанного подхода совершенствования бизнес процессов на основе одновременного использования проанализированных практик. Результаты статьи мо...

Похожие статьи

Тактические особенности производства допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших

В статье рассматриваются результаты исследования тактических особенностей допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, индивидуальные особенности возрастных групп, а также проанализированы этапы подготовки допроса. В статье рассмотрены психол...

Особенности допроса несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве

В данной статье содержится анализ проведения допросов среди несовершеннолетних, который является специальной областью работы правоохранительных органов, требующая высокой квалификации и чувствительности. Хотя допрос является важным этапом расследован...

К вопросу об участии прокурора в доказывании при производстве по уголовному делу

В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, касающиеся полномочий прокурора как субъекта доказывания по уголовному делу, детально анализируется участие прокурора на всех этапах процесса доказывания, рассматривается характер взаимодействия про...

Отсрочка отбывания наказания (статья 82 УК РФ): проблемные вопросы

В настоящей статье рассматриваются проблемные вопросы при реализации статьи 82 УК РФ. Целью проделанной работы является правовой анализ российского законодательства, которое регулирует вопросы контроля за поведением осужденных по статье 82 УК РФ. М...

Особенности уголовной ответственности за деяния, предусмотренные статьей 240.1 УК РФ

В статье представлен анализ состава преступления, предусматривающего ответственность за получение сексуальных услуг несовершеннолетнего, а также рассмотрены термины, содержащиеся в статье 240.1 УК РФ: «сексуальные услуги», «вознаграждение». Проанализ...

Некоторые вопросы тактики и психологии допроса обвиняемого по существу обвинения

В данной статье рассматриваются методы для результативного допроса, заключающиеся в знании отличительных черт психики допрашиваемого и также формирование следователем аргументированного заключения по поводу вероятной позиции обвиняемого. Актуальность...

Соотношение полномочий начальника органа дознания и начальника подразделения дознания

Настоящая статья посвящена анализу соотношения полномочий начальника органа дознания и начальника подразделения дознания. Рассмотрены процессуальные отношения между начальником органа дознания и начальником подразделения дознания. Выявлены основные п...

Психологическое и физическое воздействие на спортсмена в рамках статей 230.1 и 230.2 УК РФ

В статье изучаются актуальные вопросы квалификации действий лиц, склоняющих/применяющих в отношении спортсменов запрещенные субстанции и (или) методы для достижения спортивных результатов. Основное внимание уделено исследованию психического и физиче...

Пределы компетентности эксперта как участника судопроизводства

В статье рассмотрены аспекты компетентности эксперта, как лица, обладающего специальными знаниями, необходимыми для проведения экспертного исследования — в частности, раскрыты вопросы необходимости прохождения аттестации всеми экспертами (в т. ч. раб...

О возможности совместного использования подходов к организации производства

В данной статье представлен анализ практик в области организации и управления производством с целью описания смешанного подхода совершенствования бизнес процессов на основе одновременного использования проанализированных практик. Результаты статьи мо...

Задать вопрос