В данной работе нам бы хотелось рассмотреть проблему участия несовершеннолетних в качестве свидетелей и потерпевших в уголовном судопроизводстве. Данный вопрос не раз становился объектом дискуссий и полемики среди исследователей права и правозащитников. Защита и охрана прав и интересов несовершеннолетних является одной из первостепенных задач правовой политики государства.
Согласно определению, несовершеннолетними считаются лица, не достигшие возраста, с которого, по закону, наступает дееспособность. В Конвенции о правах ребенка законодательно закреплено, что во всех действиях в отношении несовершеннолетних, прежде всего внимание должно уделяться обеспечению интересов ребенка.
Очень важно, чтобы при привлечении несовершеннолетних в судопроизводстве в качестве свидетелей или потерпевших было максимально смягчено воздействие на психику ребенка, на его эмоциональное состояние. Ведь жизнь ребенка еще только начинается, и ему и так пришлось столкнуться с преступлениями, которые сами по себе являются травмой для него, а следствие и судебные разбирательства могут еще больше усугубить состояние ребенка, особенно, если он выступает в качестве потерпевшего.
Основная же функция свидетельства, согласно УПК РФ, — сообщение известных ему сведений, имеющих значение для дела. Поэтому основная процессуальная обязанность свидетеля — дача правдивых показаний.
В этой ситуации ребенок должен понимать, что, несмотря на его возраст и статус, в системе относятся к нему серьезно и со всем вниманием, уважают его точку зрения.
Порядок допроса потерпевших и свидетелей, не достигших 18 лет, предусмотрен в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, ст. 191 УПК РФ. Так, в качестве гарантии защиты ребенка, в законе указано, что в ходе допроса ребенка должен участвовать педагог или законный представитель.
Законными представителями ребенка являются родители, приемные родители, попечители, опекуны.
УПК РФ предоставляет законному представителю несовершеннолетнего право участвовать в допросах, при этом возможность реализовать это право зависит не от следователя и его позиции, а, прежде всего, от самого законного представителя. Исключением является ситуация, прописанная в части 3 статьи 191 УПК РФ, когда законный представитель несовершеннолетнего не может участвовать в следственных действиях, так как это противоречит интересам самого ребенка. Например, если ребенок стал объектом насилии со стороны родителей, как это случилось в нашумевшем в средствах массовой информации деле о ребенке, который стоял на гречке на коленях. В этом случае интересы ребенка может представлять другой законный представитель. В качестве представителей несовершеннолетнего при допросе могут привлекаться такие специалисты, как психологи, социальные педагоги, классные руководители, служба медиации учебного заведения.
Однако, этот вопрос очень часто становится дискуссионным. В частности, возникают вопросы относительно того, кто должен признать представителя противоречащим интересам потерпевшего, должен ли этот представитель быть полностью отстранен от участия в судебном производстве, кто при этом должен заменить представителей ребенка на суде и стоит ли учитывать мнение самого ребенка при выборе его представителя в суде или на следствии?
Эти вопросы не рассматриваются на уровне закона, хотя есть ряд исследований, в которых говорится об изучении роли законного представителя в развитии и воспитании несовершеннолетнего, о том, виноват ли представитель в том, что ребенок оказался в такой ситуации. Например, если будет доказано, что родители не занимались воспитанием ребенка, не знали о наличии конфликтных ситуаций в школе, не учитывают интересы ребенка в сложившейся ситуации. Уверены, что такой вопрос должен безусловно решиться в пользу ребенка. Наличие оснований может быть установлено показаниями свидетелей: родственников, знакомых семьи, соседей, классных руководителей, сотрудников правоохранительных органов, самого несовершеннолетнего.
Однако при таких сложившихся ситуациях законный представитель не должен полностью быть выведен из участия в судопроизводстве, так как он не лишен родительских прав либо иных оснований признания законным представителем. Он должен иметь возможность познакомиться с материалами дела, иметь возможность присутствовать на судебных заседаниях.
Еще одна проблема — это ограниченный перечень законных представителей, который указан в ст. 5 УПК РФ. На наш взгляд, этот список можно было бы дополнить из категории «близкие люди», так как современные реалии жизни таковы, что несовершеннолетние очень часто живут с бабушками и дедушками, старшими сестрами и братьями, и они могли бы выполнить роль законного представителя.
Также, на наш взгляд, следует внести предложение об обязательном участии психолога при допросах несовершеннолетних.
Так в трудах, И. С. Кошелевой было предложено следующее дополнение к ст. 420 УПК РФ: «При подготовке и проведении следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних прокурор, следователь, дознаватель вправе по собственной инициативе привлечь к участию в этих действиях психолога или педагога для оказания помощи в изучении личности несовершеннолетнего, установлении с ним контакта, формулировке вопросов, адресованных несовершеннолетнему, фиксации его показаний, а также в решении иных вопросов, требующих применения специальных знаний в связи с психологическими особенностями личности несовершеннолетнего».
Отмечено, что данное предложение так и не было принято на законодательном уровне, хотя введение такого дополнения способствовало бы установлению контакта с несовершеннолетними, помогало бы избежать сложных и конфликтных ситуаций, минимизировать стресс ребенка.
Таким образом, при проведении следственных действий в отношении несовершеннолетних необходимо уделять внимание личности ребенка, его психологическому состоянию, возрастным особенностям.
Поэтому при участии в судопроизводстве несовершеннолетних необходимо привлечение психологов и службы медиации для общения с несовершеннолетними, а также находить возможность для дополнительного обучения сотрудников правоохранительных органов в области психологии, чтобы в ходе судебного разбирательства расположить к себе ребенка, а так же не усугубить его психическое состояние.
Литература:
- Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. — С. 385–388.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 30.01.2020) // «Российская газета», N 249, 22.12.2001
- Чернов, А. Г. Особенности допроса несовершеннолетнего / А. Г. Чернов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 605–606. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38820/ (дата обращения: 18.11.2020).
- Чернова С. С. Допрос несовершеннолетнего потерпевшего: процессуальные аспекты // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2019. № 2 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopros-nesovershennoletnego-poterpevshego-protsessualnye-aspekty (дата обращения: 18.11.2020).
- Шаталов А. С., Крымов А. А. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. — М.: Проспект, 2018. — 864 с.