В данной статье рассматриваются некоторые организационные, тактические и процессуальные особенности допроса несовершеннолетнего. Анализируются проблемы, возникающие в ходе допроса, указываются ошибки, допускаемые следователями, и предлагаются возможные пути их решения.
Ключевые слова: допрос, несовершеннолетний, потерпевший, свидетель, психолог, следователь.
На сегодняшний день отмечается рост количества преступлений, совершенных несовершеннолетними. Согласно данным официальной статистики МВД РФ за 2022 год каждое тридцать девятое (2,6 %) зарегистрированное преступление было совершено с участием несовершеннолетних или при их соучастии [1].
Помимо этого, данный рост сопровождается и тем, что чаще всего они совершают тяжкие и особо тяжкие преступления, а иногда порой и с особой жестокостью. Все это требует от следственных органов квалифицированных действий по раскрытию преступлений, выявлению и устранению обстоятельств, способствующих их совершению несовершеннолетними, с соблюдением строжайшего соблюдения законности [2].
Актуальность рассматриваемой темы требует внимания в связи с тем, что допрос несовершеннолетнего, подозреваемого в совершении преступления, является одним из самых сложных следственных действий ввиду того, что его проводят с лицом, не достигшего совершеннолетия и, следовательно, с несформированной психикой [3].
Дети этого возраста легко поддаются внушению, они достаточно доверчивы, и особенно это явно проявляется в тех случаях, когда события, выносящиеся на обсуждение и объяснение на допросе, стали предметом обсуждения взрослыми в присутствии детей, которые чаще всего прислушиваются к ним, очень хорошо запоминают и повторяют диалог взрослых. Или же бывают такие ситуации, когда взрослые свои негативные поступки, выставляют перед детьми, как за «хорошие» и «правильные», из-за чего последние не могут их объективно оценивать, поскольку «так сказали родители, а значит так и должно быть», и поэтому на практике порой их одобряют [4].
Ввиду этого допрос несовершеннолетнего в качестве подозреваемого и обвиняемого на практике проходит с совершением ошибок и сопровождается некоторыми проблемами, понижающими эффективность проведение данного следственного действия и достижению положительного результата дела, на которые необходимо обратить внимание.
Статья 425 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ) указывает на то, что допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов и в общей сложности более 4 часов. В то же время статья 191 УПК РФ не регулирует временный период допроса несовершеннолетнего, выступающего в качестве свидетеля или потерпевшего, т. е. при допросе следователь (дознаватель) должен следовать общему порядку, указанному в ст. 187 УПК РФ — допрос не может длиться непрерывно более 4 часов, общая продолжительность допроса в течение суток не должна превышать более 8 часов [5]. По сути дела, что в одном случае, как и в другом, ребенок относится к одной и той же возрастной категории, но почему допрос проводится с разной продолжительностью ввиду его процессуального статуса?
Также обращаем внимание на участие в допросе дополнительного участника — педагога, ст.191 УПК РФ. Однако данное «участие» носит в основном формальный характер. Законодатель не определяет цели и задачи педагога, участвующего в допросе, не возлагает на него ни прав, ни обязанностей. Учитывая данный факт, следователей и дознаватели относятся к участию в допросе педагога не совсем серьезно, в то время, когда присутствие педагога в этих случаях обязательно.
Многие научные деятели и практические работники, сравнили педагога с «дохлой кошкой», которую законодатель когда-то подкинул в уголовный процесс, и до сих пор никто не знает, что с ней делать [6].
Данная проблема не из-за пассивного участия самих педагогов, а упущения законодателя. Практика показывает, что чаще всего в качестве педагогов привлекаются школьные учителя, которые далеки от уголовного права, и, как и многие следователи, дознаватели, судьи, не понимают, в чем заключается их функция на допросе.
Поэтому сложившаяся ситуация с нормами УПК РФ при допросе несовершеннолетних и соблюдении их прав далека от идеальной и требует внесения некоторых корректировок.
На наш взгляд, необходима замена педагога на более квалифицированного субъекта — психолога. Психолог — это специалист, обладающий обширными знаниями в области работы, как и с поведением людей, так и несовершеннолетних в том числе. Во время допроса психолог помогает не только несовершеннолетнему, но и следователю разобраться в психологии допрашиваемого.
Еще одной проблемой данной темы является отсутствие необходимой инфраструктуры для допроса несовершеннолетних. Речь идет о том, что допрос данных лиц чаще всего производится в кабинете следователя или дознавателя. В то же время сама обстановка в здании следственного органа и в кабинете следователя не вызывает доверия у несовершеннолетних, для них она является не привычной, из-за чего появляется волнение, а порой и страх, сопровождающийся сдержанностью и немногословностью несовершеннолетних, что снижает вероятность получения истины, эффективность допроса, и достижению его результатов.
В связи с этим решением данной проблемы является проведение допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых вне стен следственного органа, например, на территории образовательного учреждения или дома в присутствии родителей, где дети смогу чествовать себя безопаснее. Либо обустроить специальную комнату для следственного действия с участием несовершеннолетних в стенах следственного органа.
Кроме того, следует урегулировать вопрос проведения допроса несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых специально подготовленными и компетентными для работы с подростками сотрудниками правоохранительных органов [7].
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, считаем, что организация проведения допроса несовершеннолетнего во многом зависит от учета социальных, психологических и других особенностей несовершеннолетних.
Для решения вышеуказанных организационно-методических проблем необходимо, в частности:
- Уравнять статус несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого и несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, а также все правила производства в отношении них допроса, в том числе время его проведения.
- Определить обязанность проведения допроса в присутствии психолога с целью разъяснения несовершеннолетнему необходимости говорить правду, установления психологического контакта и доверия со стороны несовершеннолетнего.
- Обеспечить органы внутренних дел специальными средствами для производства следственных действий в отношении несовершеннолетних подходящей обстановкой, способствующей более полному психологическому контакту следователя и допрашиваемого, а также для допроса несовершеннолетнего специально подготовленным специалистами правоохранительных органов, имеющий опыт и знания в работе с подростками.
Литература:
- Статистические данные о состоянии преступности в РФ за январь — август 2022 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД РФ. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/12167987/ (дата обращения 20.11.2022)
- Жангушукова, А. З. Особенности допроса, задержания и ареста несовершеннолетних подозреваемых в совершении преступлений / А. З. Жангушукова // Право: современные тенденции: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 46–48.
- Чернов, А. Г. Особенности допроса несовершеннолетнего /А. Г. Чернов // Молодой ученый. — 2017. — № 4. — С. 605–606.
- Процюк, О. Н. Характеристика допроса несовершеннолетнего подозреваемого: понятие, задачи и границы /О. Н. Процюк // Государственный советник — 2017. -№ 1. –С. 13–14.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ [Текст] // Собр. законодательства РФ. — 2001. — № 52. — Ст. 4019.
- Тетюев С. В. Зачем уголовному процессу педагог? // Российская юстиция. — 2010. — № 6. — С.-37–40
- Глушков А. И., Плешаков А. М. О некоторых вопросах организации работы полиции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2011. N 9. С. 94–95.