Психологические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (465) май 2023 г.

Дата публикации: 07.05.2023

Статья просмотрена: 294 раза

Библиографическое описание:

Хузяхметова, К. А. Психологические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого / К. А. Хузяхметова, М. Д. Колпаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 383-384. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102261/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье авторы раскрывают особый субъектный состав допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого. Отмечается, что особенности допроса обусловлены возрастными и психофизиологическими особенностями несовершеннолетнего, которые необходимо также принимать во внимание.

Ключевые слова: несовершеннолетние, допрос, педагог, психолог, особенности развития, законный представитель.

Правовое регулирование допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого содержится в статье 425 Уголовного-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) [1].

Как следует из ч.2 ст.425 УПК РФ, в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

В соответствии с ч.3 ст.425 УПК РФ в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

Таким образом, ключевой особенностью допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого является особый субъектный состав допроса — помимо следователя и допрашиваемого в данном следственном действии участвуют защитник, педагог или психолог и законный представитель несовершеннолетнего (ст.426 УПК РФ).

В литературе отмечается, что «можно выделить следящие особенности применения приёмов психологического воздействия при допросе несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых):

— более широкое применение приемов психологического воздействия с учётом личностных положительных качеств допрашиваемого лица;

— обращение к помощи педагога или психолога при допросе указанных лиц;

— использование метода отражения или рефлексии следователем, с целью преодоления конфликтной ситуации, возникшей при допросе» [2].

На наш взгляд, спорным выглядит тезис о более широком применении приемов психологического воздействия в отношении несовершеннолетних. Психическое и интеллектуальное развитие несовершеннолетнего отличается незавершенностью, фрагментарностью. В силу этого применение приемов сложного или редкого характера, не используемых по отношению к совершеннолетним, может препятствовать достижению цели допроса, вызвать непонимание, отчуждение или иные нежелательные психологические реакции у несовершеннолетнего допрашиваемого.

В связи с этим более уместным мы считаем мнение, согласно которому «в производстве по делам несовершеннолетних обязательно необходимо учитывать их возрастные и психофизиологические особенности, присущую им недооценку своих поступков, наличие нивелирования тяжести совершенного и возможное присутствие у них чувства вседозволенности. Кроме того, скорость и особенности протекания психических реакций у несовершеннолетнего также отличаются от взрослого человека, что обусловливается эмоциональной акцентуацией его личностных качеств» [3].

Одной из ключевых фигур допроса несовершеннолетнего является педагог или психолог, привлекаемый для допроса.

На наш взгляд, участие психолога при допросе несовершеннолетнего способствует достижению и решению таких вопросов, как:

— содействие в установлении психологического и эмоционального контакта между следователем и несовершеннолетним;

— предупреждение агрессивного поведения несовершеннолетнего и устранение недопонимания между ним и следователем;

— помощь следователю в формулировании на этапе подготовки и постановке корректных и целевых вопросов (без вмешательства в компетенцию следователя);

— наблюдение в ходе допроса за реакциями и поведением несовершеннолетнего как в ходе свободного рассказа, так и при ответах на вопросы с целью выявления улик поведения;

— оказание помощи следователю в оценке правдивости или ложности даваемых несовершеннолетним показаний;

— регулирование эмоционального поведения законного представителя несовершеннолетнего и его контактов с допрашиваемым.

Немаловажным является то обстоятельство, что в ходе расследования несовершеннолетний часто не до конца осознает смысл отдельных вопросов, которые были заданы ему следователем. Это связано с тем, что следователь не всегда заранее продумывает вопросы, которые должны быть заданы несовершеннолетнему, как и отличия таких вопросов от вопросов, адресованных совершеннолетним подозреваемым. В этом случае необходимо тщательно планировать список вопросов, связанных с уголовным делом, и заблаговременно определять их содержание и последовательность.

Как верно отмечается в литературе, «существуют определенные требования к вопросам, которые могут быть заданы несовершеннолетнему в процессе расследования, а именно:

— вопросы должны соответствовать уровню умственного, культурного и образовательного развития несовершеннолетнего;

— вопросы не должны содержать сведения, не относящиеся к расследуемому событию, в противном случае несовершеннолетний может не понять, что от него требуется;

— вопросы должны быть простыми и не требующими сложного ответа, а если необходимо задать достаточно трудный вопрос, то лучше разбить его на несколько частей» [4].

При формулировании вопросов стоит учитывать и присутствие законного представителя несовершеннолетнего. Несмотря на то, что, по общему правилу, наличие законного представителя позволяет создать более комфортные условия для несовершеннолетнего, часть вопросов для допрашиваемого может оказаться нежелательной, неудобной для ответа по причине наличия рядом родственника (несовершеннолетние могут стараться утаить истину, опасаясь в том числе негативной реакции со стороны законных представителей).

Таким образом, психологические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого обусловлены, во-первых, особым субъектным составом допроса, на котором принимают участие также педагог или психолог, защитник, законный представитель. Кроме того, особенности допроса обусловлены возрастными и психофизиологическими особенностями несовершеннолетнего, которые необходимо принимать во внимание.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 14 апреля 2023 г. № 116-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 03.05.2023).
  2. Фазылов, Д. А. Особенности применения приёмов психологического воздействия при допросе несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) / Д. А. Фазылов. — Текст: непосредственный // Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ». — 2022. — № 12 (57) Т.2. — С. 237–244.
  3. Фомина, И. А. Отдельные аспекты участия педагога и психолога в тактике допроса несовершеннолетнего / И. А. Фомина, Е. В. Горбачева. — Текст: непосредственный // Сибирский юридический вестник. — 2018. — № 3 (82). — С. 94–99.
  4. Канунник, А. И. Использование тактических и психологических приемов при производстве допроса несовершеннолетнего / А. И. Канунник, А. С. Толоконникова. — Текст: непосредственный // Вестник Пензенского государственного университета. — 2021. — № 2. — С. 35–39.
Основные термины (генерируются автоматически): законный представитель, допрос, РФ, особый субъектный состав, подозреваемый, психологическое воздействие, обвиняемый, особенность допроса, психолог, следователь.


Задать вопрос