Статус родителей, законных представителей, психологов и педагогов в уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (337) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 20.11.2020

Статья просмотрена: 273 раза

Библиографическое описание:

Быданцева, О. А. Статус родителей, законных представителей, психологов и педагогов в уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних / О. А. Быданцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 252-253. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75399/ (дата обращения: 16.11.2024).



Несовершеннолетние подсудимые — это участники уголовного процесса, которым стоит уделить особое внимание. Обладая широким кругом прав и законных интересов, они в силу физиологического, психологического и интеллектуального развития, недостатком жизненного опыта и знаний, не в состоянии полностью самостоятельно отстаивать и осуществлять свои права в уголовном процессе. Реализация этих положений проявляется посредством обеспечения высшей юридической охраны прав и интересов несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и выражается в двойном представительстве несовершеннолетнего, в отношении которого осуществляется уголовное преследование. Именно поэтому по данной категории дел предусмотрено обязательное участие адвоката-защитника (п. 2 ч. 1 ст.51 УПК РФ) и законного представителя (ст. 48 УПК РФ).

К законным представителям могут относится: родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учебно-воспитательных учреждений или общественных организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства (п. 12 ст. 5 УПК РФ).

Роль законных представителей или близких родственников очень важна в уголовном судопроизводстве. К участию в деле, как правило, допускается только один из родителей. Однако это не всегда наилучший вариант для подростка, поскольку может пострадать качество защиты несовершеннолетнего.

Родители, как самые близкие родственники, могут оказать ребенку моральную поддержку, но в то же время могут стать источником негативного психологического воздействия. Также если родители не являются авторитетом для ребенка и между ними складываются непростые отношения, то необходимого контакта между ними не возникнет. И все это в совокупности предполагает отсутствие возможности осуществления качественной защиты его прав. Поэтому на стадии судопроизводстве задача суда заключается не только в разъяснении прав законным представителям, но и в обеспечении их реального осуществления. Только при таких условиях можно будет говорить не просто о пассивном «присутствии», а о его действительном «участии» в судебном разбирательстве, эффективном содействии и в установлении истины по уголовному делу.

Также в уголовно-процессуальном законодательстве имеется возможность привлечения к участию в деле в качестве законного представителя несовершеннолетнего — представителя органа опеки и попечительства. Однако не регламентирован порядок, имеются лишь общие положения, приравнивающие его с родителями несовершеннолетних.

Фактическим основанием привлечения представителя органа опеки и попечительства в качестве законного представителя несовершеннолетнего, является невозможность родителей участвовать в качестве таковых. Например, совершение преступления несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей; отдаленность места проживания родителей; наличие у родителей заболеваний, препятствующих участию в деле; отбывание родителей несовершеннолетних в местах лишения свободы и др.

Представители органов опеки и попечительства являются для несовершеннолетнего посторонними людьми, и зачастую им трудно полностью осознать интересы подростка. Поэтому иные лица, не являющиеся его родителями, допускаются к участию в уголовном судопроизводстве в качестве законных представителей лишь в исключительных случаях.

Таким образом, суть законного представительства заключается в оказании правовой либо иной помощи несовершеннолетнему подростку. В частности, родитель либо представитель органа опеки и попечительства принимает участие при предварительном расследовании для того, чтобы оказать содействие ребенку в реализации его процессуальных прав. Также представитель обязан обеспечить защиту прав несовершеннолетнего, возможность опровержения необоснованных доводов следствия, а также оказать содействие в профилактике совершения подобных преступлений и правонарушений несовершеннолетним в последующем будущем.

Помимо родителей, законных представителей и представителей органов опеки и попечительства нужно особое внимание обратить на участие педагога во всех действиях, проводимых с несовершеннолетними лицами. Это обусловлено тем, что дети — психически незрелые, неустойчивые личности, наиболее часто подвержены стрессам и потому нуждаются в защите и в особой психологической поддержке.

Для следователя, либо дознавателя, важно учитывать психологические особенности личности при допросе несовершеннолетнего подростка. Поэтому важной составляющей при допросе несовершеннолетнего является участие психолога (педагога), что закреплено в ч. 3 ст. 425 УПК РФ. Согласно данной статье, педагог или психолог должен участвовать при допросе несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления,: обязательным такое участие является при допросе тех лиц, которые не достигли возраста 16 лет, а для несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет — только в случае, если лицо страдает расстройством психики либо отстает в психическом развитии.

Четкой границы, в каких случаях участвует педагог, а в каких — психолог в законодательстве нет. Так к участию в допросе несовершеннолетних, а также при проведении следственных действий в отношении данной категории лиц, важно обеспечить присутствие квалифицированного специалиста, имеющего соответствующее образование в уголовном и гражданском праве, психологии и судебной психиатрии. Законодательно участие педагога (психолога) при проведении допроса несовершеннолетних участников процесса (свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых), регламентировано ч. 1 ст. 191, ч. 1 ст. 280, ч. 3, 6 ст. 425 УПК РФ. Следует обратить внимание, что нормы уголовно-процессуального закона недостаточно конкретизируют, какое положение занимает педагог (психолог) в уголовном процессе с участием несовершеннолетнего, что спорно, особенно там, где несовершеннолетние выступают в качестве потерпевших и свидетелей.

Таким образом, четкое законодательное закрепление форм участия законных представителей и разделение полномочий — представителя органа опеки и попечительства, педагогов (психологов) и непосредственно самих родителей несовершеннолетних подсудимых, при расследовании преступлений, безусловно, снимет многие проблемные вопросы и не позволит допускать нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних подростков.

Литература:

  1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.10.2020)
  2. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 № 1 (в ред. от 02.04.2013) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. № 4; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. № 6.
  3. Янкина М. А. Законное представительство в уголовном процессе / Янкина М. А. // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. науч. конф. (г.Челябинск, ноябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 93–96.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, законный представитель, представитель, представитель органа опеки, родитель, уголовный процесс, участие, несовершеннолетний подросток, особое внимание, уголовное судопроизводство.


Похожие статьи

Особенности участия несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в уголовном судопроизводстве

Роль органов опеки и попечительства при определении судом места жительства ребенка

Участие прокурора в гражданском судопроизводстве по защите прав несовершеннолетних

Защита прав несовершеннолетних потерпевших и свидетелей при производстве следственных действий

Детско-родительские отношения как фактор установления сотрудничества педагогов и родителей в системе образования дошкольного учреждения

Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов как необходимое условие духовно-нравственного воспитания младших школьников

Профессиональная субъектность педагога как необходимое условие реализации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях

Признание и исполнение судебных решений иностранных судов по семейным делам в Российской Федерации

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых как одна из важных задач социализации ребенка

Похожие статьи

Особенности участия несовершеннолетних потерпевших и свидетелей в уголовном судопроизводстве

Роль органов опеки и попечительства при определении судом места жительства ребенка

Участие прокурора в гражданском судопроизводстве по защите прав несовершеннолетних

Защита прав несовершеннолетних потерпевших и свидетелей при производстве следственных действий

Детско-родительские отношения как фактор установления сотрудничества педагогов и родителей в системе образования дошкольного учреждения

Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов как необходимое условие духовно-нравственного воспитания младших школьников

Профессиональная субъектность педагога как необходимое условие реализации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях

Признание и исполнение судебных решений иностранных судов по семейным делам в Российской Федерации

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых как одна из важных задач социализации ребенка

Задать вопрос