В настоящей статье рассмотрены нормативно- правовые акты о регулировании деятельности органов местного самоуправления в сфере строительства и полномочия комитета по строительству и ЖКХ администрации Среднеахтубинского муниципального района.
Цель научной статьи выражается в исследовании юридической природы полномочий и особенностей правового регулирования деятельности органов местного самоуправления с сфере строительства.
Ключевые слова: строительство, капитальный ремонт, реконструкция муниципальных объектов, жилищно-коммунального хозяйства.
Среднеахтубинский район учрежден в 1928 г., расположен в юго-восточной части Волгоградской области, между реками Волгой и Ахтубой. Входит в Волжский территориальный округ области. Расстояние до г. Волгограда 38 км, общая площадь 2039 кв. км. Количество населения 59,3 тыс. человек. В состав района входит 12 поселений, административный центр — рабочий посёлок Средняя Ахтуба. На территории района расположены природные запасы сырья, используемого для изготовления керамического кирпича и керамзита, строительного песка. Разведано 3 месторождения подземных вод, пригодных для технического и хозяйственно-питьевого водоснабжения. Волго-Ахтубинская пойма создает отличные условия для отдыха и рыбалки.
Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству — это структурное подразделение администрации Среднеахтубинского муниципального района, обеспечивающий выполнение полномочий администрации в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. В структуру Комитета входят структурные подразделения: отдел капитального строительства (ОКС); отдел жилищно-коммунального хозяйства (ОЖКХ); сектор учета и распределения жилой площади (СУиРЖП).
Комитет следует Конституции, Гражданскому, Градостроительному, Жилищному кодексами России, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента, постановлениям и распоряжениям Правительства, законам и нормативно-правовым актам Волгоградской области, правовым актам районной Думы, постановлениям главы муниципального района и Уставу Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области. По проблемам жилищно-коммунального хозяйства и строительства Комитет работает совместно с Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области. Местонахождение организации: Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, ул. Ленина, 65.
Основные задачи Комитета следующие:
– Поддержка в осуществлении государственной политики в области капитального строительства и в жилищно-коммунальном хозяйстве на территории Среднеахтубинского района;
– Координирование работы поселений Среднеахтубинского района в строительстве и ЖКХ, также по проблемам восстановления жилых домов, строительства объектов инженерной инфраструктуры, подготовки ЖКХ к сезонам;
– Условия для стабильной работы системы жизнеобеспечения организаций коммунального хозяйства;
– Капитальный ремонт, строительство и реконструкция муниципальных объектов.
Комитет наделен полномочиями:
– По руководству и контролю над строительством и реконструкцией жилых, социальных и культурных зданий, коммунальным хозяйством в муниципальной собственности;
– По организации в муниципальном районе электрического и газового снабжения;
– По координации работ по сбору, вывозу твердых бытовых отходов, по утилизации и переработке отходов. Деятельность Комитета урегулирована одним из Федеральных законов от 29 июля 2017 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении и отдельные законодательные акты» (правовое регулирование вопросов, связанных с нормированием сбросов сточных вод в централизованную систему водоотведения; уточнение порядка взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду; разграничение ответственности организаций водопроводно-канализационного хозяйства и их абонентов по очистке сточных вод; введение требований к составу сточных вод, сбрасываемых абонентами (за исключением жилых и многоквартирных домов);
– По благоустройству и озеленению поселений;
– По содержанию и строительству автомобильных дорог общего пользования между поселениями, транспортных инженерных сооружений в муниципальном районе;
– По предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
– По контролю над содержанием мест захоронения, организации ритуальных услуг;
– По разработке целевых программ развития жилищно-коммунального
– хозяйства и строительства;
– По координации эксплуатирующих организаций и технической эксплуатации объектов коммунального хозяйства и бюджетной сферы, а также мониторингу технического состояния объектов;
– По организации вместе с Комитетом экономики администрации Среднеахтубинского района конкурсов подрядных организаций для реализации капитальных ремонтов, нового строительства объектов;
– По приему оконченного строительства;
– По содействию развития всех форм собственности и хозяйствования,
– деятельности рыночных инфраструктур в ЖКХ и строительстве на территории Среднеахтубинского района;
– По осуществлению контроля содержания и ремонта объектов ЖКХ, соблюдению качества жилищно-коммунальных услуг и технических требований к жилищному фонду. Актуальными с точки зрения законодательного регулирования являются вопросы совершенствования процедуры лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами;
– По разработке стратегии развития строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов;
– По содействию органам государственного управления и надзора,
– проектным и строительным предприятиям, их взаимодействия;
– По реализации муниципальных, региональных и федеральных программ ЖКХ и строительства, сосредоточенных на социально-
– экономическом развитии Среднеахтубинского района;
– По разработке программ ресурсосбережения, по установкам приборов учета и регулирования объема потребления ресурсов. Деятельность Комитета в этой области регулируется основными законами: Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 469-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты» (при наделении органов государственного жилищного надзора полномочиями по проверке установленного норматива потребления коммунальных услуг), а также Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 498-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс и Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» (при сокращении срока вступления в силу решения собственников помещений в многоквартирном доме о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора);
– По подготовке предложений финансирования капитального ремонта и реконструкции. Комитет неоднократно отмечал имеющиеся недостатки в нормативном регулировании указанных отношений, которые выявляются в процессе правоприменительной практики. При этом законодатель оперативно реагирует на данные недостатки, о чем свидетельствуют внесенные изменения в Жилищный кодекс, которые совершенствуют систему капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Основными проблемами в правовом регулировании отношений, связанных с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, являются: обеспечение сохранности средств собственников помещений в многоквартирных домах, аккумулируемых на специальных счетах многоквартирных домов; обоснованность установления минимального размера взноса на капитальный ремонт; предоставление компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт для отдельных категорий граждан; обоснованность очередности включения многоквартирных домов в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
– По регулированию тарифов организаций ЖКХ и надбавок к ним соответственно законодательству России и Волгоградской области на коммунальные услуги;
– По подготовке инвестиционных программ для развития систем коммунальной инфраструктуры;
– По информированию населения о тарифах на коммунальные услуги. Наибольшее количество законопроектов регулируют отношения, связанные с платой за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, с компенсацией расходов и предоставлением субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; вносятся в целях снижения финансовой нагрузки граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (пенсионерам, инвалидам, ветеранам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и другим);
– По подготовке предложений к программам социально-экономического развития муниципального района в части ЖКХ и капитального строительства. Важное значение здесь играет Федеральный закон от 1 июля 2017 года № 149-ФЗ «О внесении изменения в статью 174 Жилищного кодекса» (относительно возможности определения дополнительного перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, не законом субъекта, а нормативным правовым актом субъекта РФ);
– По содействию разработки производственных программ организаций коммунального комплекса: прогнозов объемов и качества, проводимых организациями ЖКХ услуг требованиям, действующим техническим регламентам; планов мероприятий по увеличению результативности деятельности организаций ЖКХ;
– По организации работ службы по предоставлению малоимущим гражданам субсидий на оплату жилья, коммунальных услуг и приобретение твердого топлива. Важным значением в деятельности Комитета обладают Федеральный закон от 31 декабря 2017 года № 488-ФЗ «О внесении изменения в ст.103 Жилищного кодекса» (установлен запрет на выселение семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства, из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений), Федеральный закон от 31 декабря 2017 года № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты» (совершенствование правового регулирования отношений в сфере управления многоквартирными домами).
Комитет выполняет функции в учрежденной сфере деятельности:
- Готовит конкурсную документацию, принимает участие в проведении конкурсов, размещает заказы по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг;
- Выполняет (согласно федеральным законам, нормативным и правовым актам Волгоградской области, Уставу Среднеахтубинского муниципального района и правовым актам органов местного самоуправления) полномочия собственника муниципального имущества;
- Выполняет функции муниципального заказчика целевых программ, научно-технических и инновационных программ;
- Разрабатывает муниципальные целевые программы и правовые акты Среднеахтубинского муниципального района, годовые и перспективные планы капитального строительства и ремонта, титульные списки муниципальных строек;
- Проверяет деятельность проектных организаций, с которыми имеется контракт по итогам муниципальных торгов;
- Согласовывает экспертизу проектно-сметной документации, вносит изменений в документацию по замечаниям экспертизы.
Комитет при осуществлении полномочий обладает правом:
– Предоставлять юридическим и физическим лицам объяснения по вопросам деятельности Комитета;
– Привлекать для решения вопросов Комитета научные организации;
– Учреждать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы);
– Готовить проекты распоряжений главы Среднеахтубинского муниципального района, приказы и рекомендации;
– Получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления информацию, требуемую для реализации задач и функций Комитета.
Литература:
- Решение Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 21 декабря 2015 года № 21/101 «Об утверждении положения комитета по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области» // СПС КонсультантПлюс.URL;
- Решение Среднеахтубинской районной Думы Волгоградской области от 29 января 2010 года № 7/42 «О комитете по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству администрации Среднеахтубинского муниципального района» // СПС КонсультантПлюс.URL;
- http://p.120-bal.ru/pravo/32247/index.html?page=9.