Оптимизация управления жилищно-коммунальным хозяйством в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (518) май 2024 г.

Дата публикации: 09.05.2024

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Аносов, М. В. Оптимизация управления жилищно-коммунальным хозяйством в России / М. В. Аносов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 19 (518). — С. 272-275. — URL: https://moluch.ru/archive/518/113884/ (дата обращения: 30.06.2024).



В данной статье раскрываются понятие и сущность жилищно-коммунального хозяйства, а также рассматриваются актуальные проблемы в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования и предложения по их устранению.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, сектор коммунального хозяйства, сектор жилищного хозяйства, сектор благоустройства, жилищный фонд, индикативная система управления, мультиплатформенная система.

This article reveals the concept and essence of housing and communal services, as well as discusses current problems in the field of housing and communal services management of a municipality and proposals for their elimination.

Keywords: housing and communal services, public utilities sector, housing sector, landscaping sector, housing stock, indicative management system, multiplatform system.

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее — ЖКХ) является одной из ключевых составляющих экономики в Российской Федерации. Жизнь граждан России напрямую зависит от грамотного управления данной сферой.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства, начавшаяся в России в 90-е годы, осуществляется до сих пор на всех уровнях власти. Федеральный уровень определил цели, направления и мероприятия по реформированию ЖКХ, а их реализация возложена на региональные и местные органы власти.

17 июня 2022 года Президент России Владимир Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, предложил запустить комплексную программу модернизации жилищно-коммунального хозяйства [10]. Он отметил, что ЖКХ находится в «хронической недоинвестированности», и требуется замена более 40 % сетей для повышения эффективности и уменьшения потерь. Президент призвал консолидировать ресурсы и синхронизировать программу модернизации ЖКХ с другими инфраструктурными планами и программами капитального ремонта жилого фонда. Целью программ является систематическое снижение доли устаревших сетей и улучшение ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В настоящее время, ЖКХ является одной из ключевых составляющих Российской экономики, поскольку на нее приходится около 3 % от общего объёма ВВП России и от этой сферы напрямую зависит качество жизни граждан [5]. Она призвана обслуживать материально-бытовые потребности населения в комфортном жилье и коммунальных услугах. ЖКХ является основной частью инфраструктуры городов и областей, определяя качество жизни граждан, отражая уровень развития общества, его культуру и уровень жизни, и способствуя экономическому росту территорий.

В условиях современного мира, отсутствие доступа к воде, теплу, санитарным услугам и обустроенным жилым помещениям, даже в минимальных масштабах, оказывается социальной катастрофой. Поэтому на муниципальном и региональном уровнях созданы специальные органы и подразделения, ответственные за управление жилищно-коммунальным хозяйством.

Данная сфера деятельности органов публичной власти затрагивает множество аспектов жизни граждан. Если все это обобщить, то ЖКХ можно разделить на следующие сектора.

  1. Сектор жилищного хозяйства;
  2. Сектор коммунального хозяйства;
  3. Сектор благоустройства населения.

Во-первых, сектор жилищного хозяйства — отрасль, которая занимается жилищным сектором. Он является основой непроизводственной сферы, занимающейся сохранностью и улучшением использования жилого фонда, который позволяет обеспечить население жильем, необходимым для жизни и деятельности человека. Жилищная сфера современного города включает в себя как обслуживание жилищного фонда муниципального образования (проведение текущего и капитального ремонта), так и организаций, которые занимаются обслуживанием этого фонда, а именно: его содержанием, ремонтом, эксплуатацией и управлением (управляющие организации).

Прежде всего, стоит дать определение «жилищного фонда», ведь ЖКХ непосредственно занимается его обслуживанием и управлением. В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ), Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации [2]. В зависимости от формы собственности он может подразделяться на:

1) частный жилищный фонд;

2) государственный жилищный фонд;

3) муниципальный жилищный фонд.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, площадь жилищного фонда составляет 4044 млн. кв.м [9], и с каждым годом данная цифра лишь увеличится, поэтому грамотное управление ЖКХ является несомненно важной задачей политики нашей страны.

Во-вторых, термин «коммунальное хозяйство», по мнению Р. О. Мамедова, коммунальное хозяйство представляет собой совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, поселков и сел. Кроме того, во многих городах и поселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом. Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют собственные водопроводы, канализацию, и другие сооружения коммунального назначения [4].

В состав коммунального хозяйства входит:

— санитарно-техническую инфраструктура, включающая в себя водопроводы, канализацию и предприятия по благоустройству территорий муниципалитетов, осуществление санитарной уборки жилых помещений, прачечных, бань и бассейнов;

— обслуживание транспортной инфраструктуры города (метро, трамваи, троллейбусы, фуникулеры, канатные дороги, автобусы, такси, водный транспорт);

— энергетическая инфраструктура, состоящая из сетей электроснабжения, газопроводов, систем теплоснабжения, котельных, тепловых электростанций и газовых заводов, которые обеспечивают энергией населенные пункты.

Наконец, сектор благоустройства, обеспечивающий удобство граждан посредством обслуживания и оснащения объектов, соответствующих их потребностям. К объектам благоустройства, включенным в сектор ЖКХ, относятся различные сооружения и инфраструктура: дороги, тротуары, мосты, путепроводы, пешеходные переходы, эстакады, ливневая канализация, набережные, гидротехнические сооружения для предотвращения оползней и затоплений, уличное освещение и конечно же дворовые территории.

Правовую основу управления и реализации полномочий в сфере управления ЖКХ составляют нормативно-правовые акты (далее — НПА), которые разграничивают полномочия в этой сфере.

Основой для регулирования сферы ЖКХ является Жилищный кодекс РФ- нормативный документ, регулирующий отношения между гражданами и организациями в области жилищно-коммунального хозяйства. Он содержит правила о предоставлении жилищных и коммунальных услуг, правах и обязанностях граждан и организаций в сфере жилищного хозяйства, правилах эксплуатации и ремонта жилища, порядке выполнения капитального ремонта жилых домов и многое другое. Помимо этого, он устанавливает правовые и экономические принципы организации жилищного фонда, регулирует порядок создания, управления и реализации жилищных фондов, определяет основные права и обязанности собственников, арендаторов и других полномочных лиц в отношении жилых помещений и жилых домов. Жилищный кодекс РФ также предусматривает ответственность за нарушение жилищного законодательства, устанавливает основы государственного и муниципального жилищного контроля.

Одним из ключевых документов в данной сфере является Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (далее-Закон-№ 59). Закон-№ 59 регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином закреплённого за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

По нашему мнению, грамотное и эффективное управление ЖКХ невозможно без учета мнения граждан. Именно активное взаимодействие между властями и жителями города способствует созданию благоприятной среды для жизни и комфортного проживания. Вовлечение общественности в процесс принятия решений по вопросам жилищно-коммунального хозяйства помогает идентифицировать проблемы, выявить приоритеты и разработать наиболее эффективные стратегии развития сектора. Такой подход способствует формированию прозрачной системы управления ЖКХ, повышению качества услуг и улучшению жизненного уровня горожан.

Например, в городе Пермь органами местного самоуправления за последние 4 года зарегистрировано и обработано 90224 обращения, процентное соотношение которых составляет 65 % от общего объема. В основной своей массе граждане выражали свое недовольство работой обслуживающих организаций и органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, что послужило направлению большого количество жалоб в Администрацию города Пермь, Правительство Пермского края и даже в Управление Президента Российской Федерации. В связи с существующей проблемой местные органы власти должны предпринять определённые шаги для её решения, а также внедрить новый метод регулирования процесса рассмотрения обращений граждан в сфере ЖКХ. Таким методом регулирования может стать индикативная система управления.

Индикативная система управления — это управление с учетом различных индикаторов. Индикативная система управления — это метод управления, при котором власть осуществляет контроль над выполнением задач и достижением целей путем использования показателей, индикаторов и метрик. Она базируется на принципе установления конкретных показателей эффективности деятельности и контроля за их достижением.

В сфере отработки обращений граждан в части ЖКХ индикативная система управления может использоваться для оценки качества услуг, сроков выполнения заявок, уровня удовлетворенности граждан и других важных параметров. При этом определяются ключевые показатели (например, время реакции на обращение, количество решенных проблем, уровень обслуживания и т. д.), по которым оценивается эффективность работы организации. Индикативная система управления позволяет оперативно выявлять проблемные ситуации, определять узкие места в работе организации и принимать меры по их устранению. Такой подход способствует повышению прозрачности управления, эффективности деятельности и улучшению качества обслуживания граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства

В деятельности органов местного самоуправления в части обработки обращений граждан в сфере ЖКХ, индикаторами, которые позволят данной системе функционировать, могут служить:

— ФИО заявителя, и количество его ранее направленных запросов;

— электронная почта/почтовый адрес заявителя;

— дата поступления, если в один день граждане массово пишут на тему одной проблемы;

— исходный адрес обращения (место возникновения проблемы);

— орган/подразделение, которое рассмотрело вопрос;

— должностное лицо принявшее решение по обращению;

Принцип работы индикативной системы заключается в автоматической переадресации некачественно отработанных обращений граждан, на региональный уровень по общему анализу индикаторов. Если органы местного самоуправления не способны решить проблемы на подведомственной им территории, то обращения граждан должны быть переадресованы в вышестоящий орган власти. Подобная система уже реализована в городе Москве и показала свою эффективность.

Индикативная система обеспечит быстрое решение вопросов и повысит ответственность должностных лиц за принятые решения в процессе рассмотрения обращений граждан и принятия соответствующих мер. Помимо этого, данная система позволяет осуществить следующие задачи:

— построение работы с номенклатурой дел обращений граждан и организаций (создание, ведение, списание);

— создание и ведение реестра обратившихся граждан и организаций;

— фиксация устного общения с обратившимися гражданами;

— рассмотрение обращений и формирование поручений исполнителям (как внутренним, так и внешним);

— автоматическое формирование запроса отчёта о ходе исполнения конкретного поручения;

— автоматическая рассылка напоминаний о приближении срока исполнения поручения;

— подготовка и контроль отправки ответа заявителю;

— поиск обращений и поручений, а также связанных с ними документов;

— подготовка отчётности по работе с обращениями и поручениями в различных отрезках времени.

Контроль является важнейшим инструментом управления, так как он позволяет руководителям оценивать выполнение задач, а также вовремя выявлять проблемы и принимать решения по их устранению. Важно отметить, что контрольные функции органов МСУ над управляющими компаниями и муниципальными предприятиями в сфере ЖКХ имеют большое значение. Этот контроль направлен на то, чтобы обеспечивать эффективную работу в сфере ЖКХ, соблюдение стандартов и норм качества предоставляемых услуг, а также защиту интересов жителей. В результате постоянного мониторинга деятельности управляющих организаций и муниципальных предприятий, можно выявить проблемы и предотвратить негативные последствия, а также обеспечить стабильное функционирование жилищно-коммунального сектора. Важность контрольной функции в данной сфере неоспорима, поскольку она способствует обеспечению качественного предоставления коммунальных услуг и повышению качества жизни граждан.

В целях контроля за качеством обслуживания территорий, органы местного самоуправления организуют регулярные проверки. Например, за 2023 год органами МСУ города Пермь проведено около 2132 мероприятий по организации работы в данной области. Этот показатель является, несомненно, высоким, но при этом большое количество выездных проверок создают проблемы для администрации города Перми по ряду причин:

— выполнение проверки в пешем варианте требует значительных затрат на оплату труда инспекторов и их поиска, а также передвижения на большие расстояния;

— слишком большое количество выездных проверок может негативно сказаться на отношении местных жителей и предпринимателей к органам власти из-за того, что будет восприниматься как чрезмерная бюрократия и контроль со стороны администрации. Это может негативно повлиять на деловую среду и развитие города.

— проверки пешком менее эффективны и точны, чем использование современных технологий. Инспекторы могут пропустить некоторые нарушения или ошибочно их зарегистрировать из-за ограниченной видимости или недостаточной информации.

Именно поэтому муниципальным образованиям, в частности городу Перми, необходимо создать систему цифрового города, которая будет схожа с ГИС «Единый центр хранения и обработки данных» (далее — ЕЦХД) [8].

Данная система может состоять из: камер видеонаблюдения, а также сайта, к которому они будут подключены и через который к ним можно будет подключиться в онлайн времени, имея специальный аккаунт.

Она является уникальной мультиплатформенной системой, которая обеспечивает приём, обработку и хранение видеопотоков со всех городских камер, а также предоставляет централизованный доступ к ним для уполномоченных сотрудников. ЕЦХД можно применить как универсальный инструмент контроля в сфере городского хозяйства и благоустройства. Камеры видеонаблюдения помогут:

— городским службам — контролировать уборку дворов и улиц, строительство важных социальных объектов, дорожную обстановку и многое другое;

— снизить количество недостоверных актов о выполнении работ в сфере ЖКХ, поскольку, камеры — эффективный инструмент контроля.

Работу камер городского видеонаблюдения можно организовать по сервисной модели (VSaaS [7]), что подразумевает заключение Администрацией города контракта с операторами связи, которые организуют каналы связи, установят и будут обслуживать оборудование, а муниципальное образование при этом будет оплачивать только получаемый видеоконтент и обеспечивать его хранение. Такая модель взаимодействия позволяет экономить до 40 % бюджетных средств, а данный остаток можно будет направить на увеличение количества камер в муниципальном образовании. Кроме этого, количество камер в городе можно увеличить за счёт подключения к ЕЦХД локальных систем видеонаблюдения, то есть камер, принадлежащих коммерческим организациям, различным учреждениям, НКО и т. д.

Для реализации данного количества мероприятий органам местного самоуправления необходимо принять соответствующую муниципальную программу, поскольку она позволит достичь всех функционально-целевых направлений, которые обозначены в Стратегиях социально-экономического развития муниципальных образований.

Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство основополагающая составляющая как экономики Российской Федерации, так и жизни граждан. На данный момент, сфера ЖКХ нуждается в изменениях, путем совершенствования некоторых аспектов деятельности органов власти и городских служб. Примером для модернизации сферы ЖКХ может стать город Москва, который показал эффективность применения современных технологий, а именно — система цифрового города (ЕЦХД и VSaaS). Это позволяет не только сэкономить бюджетные средства и время, но и заметно повысить контроль выполнения работ со стороны органов власти. Внедрение передовой индикативной системы управления позволит быстро и эффективно рассмотреть обращения граждан. Все это в совокупности послужит совершенствованию системы управления и повысит качество предоставления услуг в сфере ЖКХ.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ — ст.19
  3. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ
  4. Мамедов Р. О. Содержание и структура сферы жилищно-коммунального хозяйства // Актуальные вопросы экономических наук. — 2016. — С. 129–134.
  5. Сиваев С. Б. Жилищно-коммунальный комплекс: между политикой и экономикой. — Москва: Центр Стратегических разработок, 2018. — 118 с.
  6. IT-блоги. Проектирование API: лучшие подходы // DevsDAY.ru URL:https://devsday.ru/blog/details/19705 (дата обращения: 25.02.2024).
  7. Видеонаблюдение как сервис Video Surveilance as a Service (VSaaS) // Государство. Бизнес. Технологии. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Видеонаблюдение_как_сервис_Video_Surveilance_as_a_Service,_VSaaS (дата обращения: 24.02.2024).
  8. Городская система видеонаблюдения. Единый центр хранения и обработки данных (ГИС ЕЦХД) // Государство.Бизнес.Технологии.URL:https://www.tadviser.ru/index.php/Проект:ГИС_ЕЦХД_(Единый_центр_хранения_и_обработки_данных_Москвы) (дата обращения: 24.02.2024).
  9. Жилищное хозяйство в России 2022. — Текст: электронный // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. — URL:https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Jil_hoz_2022.pdf (дата обращения: 20.02.2024).
  10. Заседание Президиума Госсовета // Президент России URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/68687?utm_sou (дата обращения: 25.05.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): жилищно-коммунальное хозяйство, местное самоуправление, сфера ЖКХ, Российская Федерация, индикативная система управления, жилищный фонд, коммунальное хозяйство, жилищное хозяйство, муниципальное образование, орган.


Ключевые слова

жилищно-коммунальное хозяйство, жилищный фонд, сектор коммунального хозяйства, сектор жилищного хозяйства, сектор благоустройства, индикативная система управления, мультиплатформенная система

Похожие статьи

Задать вопрос