Правовое регулирование государственного строительного надзора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 13.01.2019

Статья просмотрена: 2702 раза

Библиографическое описание:

Непомнящих, И. А. Правовое регулирование государственного строительного надзора / И. А. Непомнящих. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55592/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье рассмотрено нормативно-правовое регулирование строительного надзора в Российской Федерации. Рассмотрена надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного строительного надзора.

Ключевые слова: строительство, государственный строительный надзор, контроль, органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно Стратегии развития строительной отрасли на период до 2030 года разработанной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, строительная отрасль, как и российская экономика в целом находятся перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Состояние строительного комплекса оказывает воздействие на трудоспособность всех областей экономики и жизненный процесс населения. Решая масштабные экономические задачи, строительная отрасль формирует заказ на поиск оптимальных технических, технологических и организационных решений, обладающих мультипликативным эффектом для всей экономики. Вместе с тем в строительной отрасли требуются количественные и качественные преобразования, способствующие более эффективному решению задач наращивания объемов строительства жилья, реализации масштабных инфраструктурных проектов, открывающие возможности для развития промышленно-экономического потенциала Российской Федерации в целом. В настоящее время управление строительством в Российской Федерации рассматривается как система управления данным видом деятельности при обязательном регулирующем воздействии на эту сферу деятельности со стороны органов государственного управления. Государственный строительный надзор является единственным из государственных институтов, в названии которого содержится непосредственное указание на его контрольно-надзорную природу.

Регулирование строительной деятельности в РФ осуществляется на трех уровнях:

‒ государственное регулирование;

‒ региональное регулирование;

‒ регулирование строительной деятельности на уровне СРО.

Государственное регулирование строительной деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, действия которых направлены на упорядочение экономических отношений в сфере строительства.

По действующему законодательству государственный строительный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;

2) реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе.

Следующим уровнем регулирования строительной отрасли является региональный.

В соответствии с федеральными законодательными актами, центр тяжести по управлению экономическими процессами в строительстве, в настоящее время осуществляется на уровне субъектов, образуя региональный строительный комплекс.

Региональный строительный комплекс (РСК) — это территориально-производственная совокупность строительных предприятий, предприятий строительных материалов и объективно интегрированных с ними устойчивыми хозяйственными связями других объектов материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих ее сбалансированность и эффективное функционирование комплекса в целом, а также региональных органов управления и общественных организаций.

На уровне региона управляющей подсистемой строительного комплекса является региональный орган управления (министерство или комитет), который осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, местного самоуправления, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.

Перейдем к регулированию строительной деятельности на уровне СРО. Как было сказано выше, после отмены лицензирования законодатель перешел на саморегулирование строительной деятельности. Саморегулирование — самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности, содержанием которой является разработка и утверждение стандартов, правил деятельности, контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. За деятельностью саморегулируемой организации осуществляется государственный контроль (надзор). Саморегулируемые организации ориентированы на решение управленческих задач, защиту законных интересов организаций, охрану окружающей среды, выполняют государственные задачи в интересах государства и организаций — участников за счет средств участников рынка и являются социально-ориентированными некоммерческими организациями. Как у каждого нововведения, у саморегулирования есть свои плюсы и минусы. ввод СРО значительно сократил — до 90 тысяч — число организаций, которые получили право заниматься строительством. Можно сделать вывод, что институт саморегулирования в строительстве состоялся, несмотря на все трудности, сопротивление, непонимание со стороны консервативно настроенных участников рынка. Допуск к строительной деятельности сводится к участию в СРО. При проведении работ необходимо выполнять правила, утвержденные нормативными актами в области правового регулирования строительной деятельности, а также соответствовать требованиям, принятым в СРО.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими государственный строительный надзор являются Градостроительный кодекс Российской Федерации [1], Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [2], Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294 — ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [3]; Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384 — ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [4]; постановление Правительства РФ от 01.02.2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» [5] нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере строительного надзора; административные регламенты органов исполнительной власти по осуществлению функции строительного надзора

В соответствии с ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется в следующих случаях [1]:

‒ при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;

‒ реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ.

Из этого можно сделать вывод о критерии отнесения процессов создания объектов капитального строительства к ведению государственного строительного надзора. Таковым критерием является установленная законом в отношении соответствующих объектов необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации. Таким образом, наблюдаем первый элемент органической взаимосвязи институтов экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора. Эти институты представляют собой поэтапно сменяющие друг друга, организационно обособленные процедуры единого надзорного механизма.

Часть 2 ст. 54 ГрК РФ четко закрепляет предмет государственного строительного надзора, а именно, проверку:

1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации;

2) наличия разрешения на строительство;

3) выполнения требований ГрК РФ в сфере организации саморегулирования в строительстве. Однако, согласно ст. 7 Федерального закона от 27 декабря 2001 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучения, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность и т. д. [2].

Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации. Так, в постановлении Правительства РФ от 01.02.2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» [5] частично дублируются положения Градостроительного кодекса РФ, но более подробно устанавливается порядок проведения, а также задачи государственного строительного надзора.

При осуществлении государственного строительного надзора, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в главе 9 «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике», а именно в статьях 9.4 и 9.5 определяет составы правонарушений в области нарушения обязательных требований в сфере строительства и применения строительных материалов (изделий) и нарушения установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию, и закрепляет ответственность за совершение данных административных правонарушений.

В статье 19.6.1 КоАП РФ устанавливается ответственность для должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле. Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384 — ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» принят в следующих целях:

‒ защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

‒ охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

‒ предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

‒ обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.

Таким образом, правовое регулирование строительной деятельности в РФ со стороны уполномоченных органов сводится:

‒ к подготовке и утверждению территориального планирования;

‒ утверждению документации по планировке территории;

‒ техническому регулированию в области градостроительной деятельности;

‒ ведению государственного реестра СРО и осуществлению надзора за их деятельностью;

‒ другим полномочиям согласно ст. 6–8 ГрК РФ.

Регулирование строительной отрасли государством гарантирует защиту интересов субъектов подобных правоотношений на законодательном уровне.

Литература:

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190 — ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http: // www.consultant.ru / (дата обращения 11.01.2018).
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195 — ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Режим доступа: // www.consultant.ru / (дата обращения 11.01.2018).
  3. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: ФЗ от 26.12.2008 г. № 294 — ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 52. — Ст. 6249.
  4. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: ФЗ от 30.12.2009 г. № 384 — ФЗ // Российская газета. — 2009. — 31 дек.
  5. О государственном строительном надзоре в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 г. № 54 (ред. от 29.04.2014) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 7. — Ст. 774.
  6. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: ФЗ от 30.12.2004 г. № 214 — ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. — 2004. — 31 дек.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный строительный надзор, Российская Федерация, капитальное строительство, РФ, строительная деятельность, проектная документация, капитальный ремонт, строительная отрасль, государственная экспертиза, государственный контроль.


Ключевые слова

контроль, строительство, государственный строительный надзор, органы исполни-тельной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Похожие статьи

Контрольно-надзорная деятельность как организационно-правовой способ обеспечения законности в жилищно-коммунальном хозяйстве

В статье подвергается анализу контрольно-надзорная деятельность органов государственной власти на федеральном, региональном и местном уровне в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На основе проведенного исследования были выявлены основные положения...

Особенности и ценности осуществления государственного земельного надзора

Актуальные проблемы государственного контроля (надзора) в Российской Федерации

Настоящая статья посвящена анализу основных положений Федерального закона № 248-ФЗ и описанию проблем при реализации государственного контроля (надзора) в органах исполнительной власти субъектов РФ.

Разграничение полномочий в сфере образования между уровнями публичной власти в Российской Федерации

В данной статье проводится анализ нормативно-правовых актов, закрепляющих полномочия в сфере образования за федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Определяются вс...

Правовые проблемы реализации государственного надзора и муниципального контроля в области земельных отношений

Статья посвящена анализу действующего земельного законодательства в области регулирования отношений по надзору и контролю в области земельных отношений.

Нормативно-правовые акты исполнительной власти Российской Федерации

В рамках данной статьи автор исследовал понятие, характеристики нормативных актов органов исполнительной власти в Российской Федерации. Также в рамках данной статьи автор уделил внимание уровням нормотворчества в органах исполнительной власти.

Виды и формы организации государственного финансового контроля в РФ

Традиционный последующий контроль в финансово-бюджетной сфере в связи с принятием в последнее время новых законодательных актов, вводящих новую компетенцию органов финансового контроля, уступил место мероприятиям по предварительному контролю. На прак...

Проблемы государственного земельного надзора в Российской Федерации

В статье рассматриваются актуальные проблемы государственного земельного надзора в Российской Федерации. Указываются особенности государственного земельного надзора, роль и органы его осуществляющие. Также, в данной статье описываются современные про...

Проблема выполнения контрольно-надзорных функций за деятельностью некоммерческих организаций Министерством юстиции Российской Федерации

В настоящей статье автором рассмотрены вопросы правовых проблем рассматриваемых отношений в сфере законодательного регулирования вопроса. Исследованы источники права, в части исполнения возложенных обязанностей исполнительного органа.

Контрольно-надзорная деятельность в системе земельно-имущественных отношений

Контрольно-надзорные функции, выполняемые государственными органами, являются одним из ключевых механизмов системы управления земельными ресурсами и должны реализовываться на основе достоверных и актуальных сведений об объектах управления, что на сег...

Похожие статьи

Контрольно-надзорная деятельность как организационно-правовой способ обеспечения законности в жилищно-коммунальном хозяйстве

В статье подвергается анализу контрольно-надзорная деятельность органов государственной власти на федеральном, региональном и местном уровне в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На основе проведенного исследования были выявлены основные положения...

Особенности и ценности осуществления государственного земельного надзора

Актуальные проблемы государственного контроля (надзора) в Российской Федерации

Настоящая статья посвящена анализу основных положений Федерального закона № 248-ФЗ и описанию проблем при реализации государственного контроля (надзора) в органах исполнительной власти субъектов РФ.

Разграничение полномочий в сфере образования между уровнями публичной власти в Российской Федерации

В данной статье проводится анализ нормативно-правовых актов, закрепляющих полномочия в сфере образования за федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Определяются вс...

Правовые проблемы реализации государственного надзора и муниципального контроля в области земельных отношений

Статья посвящена анализу действующего земельного законодательства в области регулирования отношений по надзору и контролю в области земельных отношений.

Нормативно-правовые акты исполнительной власти Российской Федерации

В рамках данной статьи автор исследовал понятие, характеристики нормативных актов органов исполнительной власти в Российской Федерации. Также в рамках данной статьи автор уделил внимание уровням нормотворчества в органах исполнительной власти.

Виды и формы организации государственного финансового контроля в РФ

Традиционный последующий контроль в финансово-бюджетной сфере в связи с принятием в последнее время новых законодательных актов, вводящих новую компетенцию органов финансового контроля, уступил место мероприятиям по предварительному контролю. На прак...

Проблемы государственного земельного надзора в Российской Федерации

В статье рассматриваются актуальные проблемы государственного земельного надзора в Российской Федерации. Указываются особенности государственного земельного надзора, роль и органы его осуществляющие. Также, в данной статье описываются современные про...

Проблема выполнения контрольно-надзорных функций за деятельностью некоммерческих организаций Министерством юстиции Российской Федерации

В настоящей статье автором рассмотрены вопросы правовых проблем рассматриваемых отношений в сфере законодательного регулирования вопроса. Исследованы источники права, в части исполнения возложенных обязанностей исполнительного органа.

Контрольно-надзорная деятельность в системе земельно-имущественных отношений

Контрольно-надзорные функции, выполняемые государственными органами, являются одним из ключевых механизмов системы управления земельными ресурсами и должны реализовываться на основе достоверных и актуальных сведений об объектах управления, что на сег...

Задать вопрос