Ключевые слова: земля, государственный земельный надзор, контрольно-надзорные полномочия, земельное законодательство, охрана земель.
Согласно политике государственной власти на сегодняшний день важным инструментом управления земельным фондом является институт «государственного земельного надзора».
Одной из важнейших задач нашего государства является установление и поддержание режима законности и правопорядка в целом ряде сфер общественных отношений, среди которых и затрагиваются земельные правоотношения. Плодородные земли — ценный дар природы, которые по существу являются невозобновимым природным ресурсом, поэтому им должно уделяться должное внимание по охране и использованию данного природного объекта. Согласно Конституции РФ в статье 39 закреплено, что использование земли не должно наносить ущерб окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц.
Целю государственного земельного надзора, считается устранение правонарушений земельного законодательства, а также повышение уровня законности в сфере земельных отношений в целом.
По мнению К. Колесовой «Государственный земельный надзор — это важнейшая функция управления земельным фондом, в процессе осуществления которой обеспечивается государственная задача соблюдения норм земельного законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы земельного права» [4].
Понятие «государственного земельного надзора» закреплено в статье 71 Земельного кодекса РФ, в которой установлено [2], что специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный надзор за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.
К. О. Колесова отметила что: «Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с Земельным кодексом и законодательством РФ в области охраны окружающей среды, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в порядке, установленном Правительством РФ» [4; 9].
Государственный земельный надзор осуществляется в форме плановых так и в форме внеплановых проверок, а также административных обследований. Плановые проверки проводятся в соответствии с установленными и закрепленными планами, утверждаемые уполномоченным органом прокуратуры Российской Федерации. Плановые проверки осуществляются не чаще одного раза в три года. Внеплановые проверки проводятся в следующих случаях: 1.Для проведения контроля над исполнением предписаний, которые были выданы, для контроля устранения ранее выявленных нарушений земельного законодательства, за которые была предусмотрена ответственность. 2. При обнаружении существенных обстоятельств, которые предполагают нарушение земельного законодательства. 3. При получении от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц или граждан каких-либо жалоб, а также документов и иных существенных доказательств, которые подтверждают нарушения земельного законодательства.
Предметом проводимых проверок является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований в соответствии с нормами земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена та либо иная ответственность.
При сегодняшних условиях земельный контроль за соблюдением земельного законодательства и рациональным использованием земель приобретает особенно важное значение. Ведь законодательство Российской Федерации о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам обширный круг прав по самостоятельному осуществлению хозяйствования на земле. Но при этом в то же время такая деятельность, по Конституции РФ, не должна наносить вред и ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц.
Выделяется ряд особенностей, которые обуславливают государственный земельный надзор, как вид охраны земель и предмет механизма управления земельным фондом. Во-первых, деятельность органов носит надведомственный (уровневый) и властный характер, охватывает деятельность любых хозяйствующих субъектов. Во-вторых, особенность заключается в многообразии содержания мер административного принуждения, применяемых к нарушителям земельного законодательства, включая меры административной ответственности то есть предупреждение, штраф, и административного пресечения, таких как выдача предписаний.
И. В. Пархоменко полагал, что немаловажной проблемой, влияющей на эффективность государственного земельного надзора, является кадровая политика Российской Федерации. Множество различных постановлений о привлечении к ответственности за нарушения в области земельного законодательства отменяются в судебных органах по таким причинам как, нарушения процедуры либо сроков привлечения к ответственности, что объясняется недостаточной высокой компетентности государственных земельных инспекторов, а также их знаний и умений [5].
Для повышения эффективности осуществления государственного земельного надзора и устранения имеющихся проблем и противоречий в качестве основных задачам следует определить: 1. повышение эффективности выявления, пресечения и профилактики нарушений законодательства в сфере земельных отношений; 2. совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе применение мер ответственности за правонарушения в области земельного законодательства; 3.уменьшение случаев самовольного захвата территории и использования земель не по целевому назначению.
На основании изученного, можно сделать вывод, что институт государственного земельного надзора является одним из гарантов национальной безопасности страны. Целостность земель, их назначение и рациональное использование, должны охраняться силой государства и закона особым образом, так как земля необходимый ресурс при обеспечении национальных интересов России. В данной отрасли органам государственного земельного надзора предстоит большая работа для достижения целей. В России много неразмежёванной, непоставленной на кадастровый учет, обесцененной земли, много земель, у которых не определено целевое назначение, и в этих сферах государственный природный надзор восстанавливает пробелы. Земля — это богатство России, это плодородные сельскохозяйственные почвы, которые занимают в мире 12 процентов от общего количества земель подобного назначения. В свою очередь, государству необходимо уделять такому институту большее внимание и обеспечивать охрану земель.
Литература:
- Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Земельный Кодекс Российской Федерации N 211–212, 30.10.2001.
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081 «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)» (вместе с «Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)»)
- Научная работа «Сущность и полномочия органов, осуществляющих государственный земельный надзор», 2017г. Колесова К. О.
- Научная работа «Проблема государственного земельного надзора в РФ», И. В. Пархоменко.
- Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» N 57, 22.03.1995.
- Улюкаев В.Х Земельное право — «Правовая охрана земель и контроль за соблюдением земельного законодательства», 2010 год
- А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин — «Понятие, виды и содержание земельного контроля (надзора)»
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ