В настоящей статье проанализированы вопросы правового регулирования городских лесов. Освещены основные характеристики городского леса как объекта природоохранительных правоотношений. Освещены вопросы усовершенствования правового регулирования использования городского леса, а также хозяйственного управления городскими лесами.
Ключевые слова: городской лес, правоотношения, хозяйственная деятельность, правовое регулирование, лесоуправление, лесной участок.
The present article analyzes the issues of legal regulation of urban forests. The main characteristics of the urban forest as an object of nature protection legal relations are covered. The issues of improving the legal regulation of the use of urban forests, as well as the management of urban forests, are highlighted.
Keywords: urban forest, legal relations, economic activity, legal regulation, forest management, forest plot.
Разделение лесов по функциональному назначению тесно связано с лесопользованием и лесоуправлением. Определение целей лесоуправления для каждого отдельного участка требует отнесения лесного участка к определенной категории защищенности, что в свою очередь обусловливает установление соответствующего режима лесопользования, прежде всего проведение вырубки.
Разделение лесов на группы и категории защищенности базировался на определении основного целевого назначения лесного участка, и на основе этого отнесения участка к определенной категории защищенности. Эта форма функционального разделения лесов на категории и выделение особо защитных лесных участков также закреплена действующим природоохранительным законодательством.
Вместе с тем, господствующая европейская концепция по сохранению лесного биоразнообразия заключается в понимании того, что земельный базис незначительный, и каждый лесной участок выполняет одновременно несколько экологических, социальных и экономических функций. Одномоментный переход к этой концепции невозможно. В Российской Федерации сформировалась длительная традиция использования категорий защищенности. Постепенное упрощение системы разделения лесов на категории путем сокращения числа подкатегорий и особо защитных лесных участков между тем невозможно без пересмотра положений Лесного кодекса Российской Федерации [1] (далее ЛК РФ).
Необходимость постепенной оптимизации также обусловлена отсутствием различий между режимами лесопользования в различных подкатегориях лесов. После определения целевого назначения лесного участка следует запланировать соответствующую систему мер по ведению лесного хозяйства на этом участке. Однако, четко установленного режима ведения лесного хозяйства для каждой подкатегории лесов нет.
Определение в правилах рубок режимов ведения лесного хозяйства в различных подкатегориях лесов также позволило бы выявить возможности оптимизации системы разделения лесов на категории.
В настоящей статье мы остановимся на детальном рассмотрении использования леса, расположенного в пределах комплексной зеленой зоны, к которой, кроме упомянутого городского леса, относятся также зеленые насаждения и пригородная зеленая зона. Пригородной зеленой зоной следует понимать территорию за пределами городской зоны, занятую лесами, лесопарками и другими озелененными территориями, которая выполняет защитные и санитарно-гигиенические функции и является местом отдыха населения [2].
Анализируя нормы ЛК РФ, разделение лесов на категории и выделения особо защитных лесных участков, леса, в зависимости от основных выполняемых ими функций, можно разделить на следующие категории:
a) леса природоохранного, научного, историко-культурного назначения;
b) рекреационно-оздоровительные леса;
c) защитные леса;
d) эксплуатационные леса.
В пределах населенных пунктов, а также в лесах зеленых зон вокруг населенных пунктов, то есть в комплексных зеленых зонах, расположенные рекреационно-оздоровительные леса.
Зеленые зоны городов должны быть выделены на землях государственного лесного фонда, расположенных за пределами городской черты, с учетом площадей санитарной охраны источников водоснабжения, округов санитарной охраны курортов, защитных полос вдоль железных и автомобильных дорог, а также запрещенных полос леса, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, особо ценных лесных массивов, противоэрозионных лесов, лесоплодових насаждений и лесоореховых промышленных зон.
Для городов, где отсутствуют естественные леса и другие зеленые насаждения, леса зеленых зон необходимо создавать искусственно на землях, непригодных для сельского хозяйства. Размеры общей площади зеленых зон городов должны устанавливаться в процентном соотношении с численностью населения городов в соответствии с ГОСТом и строительными нормативами.
По целевому назначению зеленые зоны городов должны делиться на две части: лесопарковую и лесохозяйственную. Лесопарковая часть зеленой зоны города — это та часть площади зеленой зоны города, которая используется для организации массового отдыха населения с режимом хозяйственной зоны. Хозяйственная деятельность в этой зоне направлена на сохранение, создание и формирование устойчивых лесных ландшафтов и создание благоприятных условий для отдыха населения.
В свою очередь, лесохозяйственная часть зеленой зоны города — это часть площади зеленой зоны города с режимом хозяйства, который направлен на обеспечение средозащитных и средорегулирующих функций леса, развитие лесохозяйственного производства и создание резерва для расширения лесопарковой зоны. Определение площадей лесных участков, относящихся к зеленым зонам, осуществляется с учетом природных условий, наличия промышленных объектов, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений (домов отдыха, пансионатов, детских оздоровительных и спортивных лагерей и т. д.), а также мест массового отдыха населения.
К лесопарковой части лесов зеленых зон относятся лесные участки с эстетически ценными ландшафтами, предназначенные для массового отдыха населения. Рациональное использование лесов зеленых зон городов в лесопарковой части должно обеспечить сохранение и формирование устойчивых и декоративных насаждений, пригодных для организации массового отдыха населения, а в лесохозяйственной — формирование высокопродуктивных насаждений, способствующих оздоровлению воздушного бассейна города, удовлетворению потребности в древесине и продуктах побочного пользования лесом, а также создание резерва для расширения лесопарковой части.
Исходя из приведенного выше, можно утверждать, что специальное использование лесных ресурсов (например, побочное пользование лесом) может осуществляться субъектами использования только в лесохозяйственной части зеленой зоны. Однако, право на общее использование лесных ресурсов и полезных свойств леса, граждане могут осуществлять как в лесопарковой, так и в лесохозяйственной части зеленой зоны.
Следует отметить, что общим требованием к ведению лесного хозяйства для каждого лесного участка является сохранение биоразнообразия. Выявление и выделение участков раритетных, исчезающих видов растений и животных должно стать первоочередным мероприятием по расширению системы природно-заповедных территорий. Необходимо изменение подходов к сохранению биоразнообразия в системе ведения лесного хозяйства, которое позволило бы выявлять и сохранять виды, требующие охраны, на локальном уровне, без радикального ограничения или запрета проведения лесных мероприятий.
Таким образом, городские леса выполняют важные экологические функции для населения городов, а также занимают значительную площадь по всей территории страны. Но на сегодняшний день городские леса имеют совокупность проблем, а пути их решения затруднены. Также проблемы городских лесов связаны с недочетами действующего лесного законодательства, где не прописаны определения, функции и границы городских лесов, что ведет к возникновению проблем в сфере управления городскими лесами.
Литература:
1 Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 11.12.2006. N 50. Ст. 5278
2 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 N 8 (ред. от 23.01.2018) «О Правилах охраны и использования территорий зеленых насаждений общего пользования, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территорий зеленых насаждений ограниченного пользования» // В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в издании Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 21.01.2014.