Проблемы правового регулирования использования и охраны лесов на землях сельскохозяйственного назначения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (539) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 06.10.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Чекменёв, В. Н. Проблемы правового регулирования использования и охраны лесов на землях сельскохозяйственного назначения / В. Н. Чекменёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 303-308. — URL: https://moluch.ru/archive/539/118078/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной публикации обсуждаются проблемы, связанные с использованием и защитой лесов, находящихся на землях, предназначенных для сельского хозяйства, в связи с изменениями в лесном законодательстве в последние годы. В статье рассматриваются противоречия законодательства, изменения нормативно-правовых актов, которые затрагивают интересы собственников сельскохозяйственных земель, а также возникающая неопределенность в правовом регулировании использования и защиты лесов на указанных участках. Основным выводом является тенденция уничтожения вышеуказанных лесов через правовые механизмы.

Ключевые слова: использование лесов, земли сельскохозяйственного назначения, древесно-кустарниковая растительность, охрана лесов, лес, лесные насаждения.

This publication discusses the problems related to the use and protection of forests located on lands designated for agriculture due to changes in forest legislation in recent years. The article considers contradictions in legislation, changes in regulations that affect the interests of owners of agricultural land, as well as the emerging uncertainty in the legal regulation of the use and protection of forests on these areas. The main conclusion is the tendency to destroy the above forests through legal mechanisms.

Keywords: forest use, agricultural land, tree and shrub vegetation, forest protection, forest, forest, forest plantations.

Введение

К лесам на землях сельхозназначения относятся лесные насаждения и (или) древесно-кустарниковая растительность, расположенные на земельных участках сельскохозяйственного назначения, на которых находятся леса площадью более 0,5 га с деревьями высотой более 5 метров и лесным растительным покровом, составляющим более 75 % площади земельного участка, с показателями сомкнутости крон древесного и кустарникового яруса 0,8–1 при одновременном наличии указанных признаков (сомкнутость крон принято выражать в долях единицы — от 0,1 до 1, то есть отсутствие крон принимается за ноль, а полное смыкание крон — за 1. При этом просветы между ветвями в расчет не принимаются — кроной считается пространство, очерченное мысленно по крайним ветвям (периметру) кроны).

В прошлом году Рослесинфорг начал работы по оцифровке древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения в рамках второго цикла госинвентаризации лесов. Это позволит провести комплексный анализ зарастающих земельных участков для оценки потенциала ведения лесного хозяйства на таких участках. Работы проводились в 27 регионах, где обнаружено 13,2 млн га заросших лесом полей.

В этом году работы по выявлению заросших лесом полей будут проведены на территории 15 субъектов, общая площадь обследования составит 118,8 млн га. Самые масштабные по площади будут проведены в Амурской области, в Республике Коми и в Хабаровском крае. Однако здесь площадь земель сельхозназначения не более 9 % от площади регионов, соответственно шанс найти неучтенные леса невелик. А вот в Башкортостане и Омской области, где доля сельхозугодий достигает 57 % площади региона, такие находки более чем вероятны. В пограничных с зоной СВО регионах России работы в этом году выполняться не будут. Работы будут осуществлять 85 полевых бригад Рослесинфорга из 33 региональных филиалов.

Необходимо отметить, что если поле заросло деревьями и кустами и на нем не ведется сельхоздеятельность даже на четверти площади участка, то это уже неиспользование земли по целевому назначению — растительность нужно либо выкорчевывать, либо легализовать для дальнейшего использования.

Проблема в том, что лес на землях сельхозназначения приобретает законный статус после того, как информация о насаждениях появится в государственном лесном реестре, чему предшествует длительная бюрократическая процедура.

Здесь нужно внимательно отнестись к существующему правовому пробелу. Заготовка древесины без прохождения необходимой процедуры на сельхозземлях запрещена, так как лес официально не учтен. Собственнику просто некуда девать древесину после расчистки для вовлечения земель в оборот, так как продавать и транспортировать ее нельзя.

Практика Рослесинфорга свидетельствует, что действующего регулирования достаточно для освоения лесов на землях сельхозназначения для всех видов использования лесов от заготовки древесины до реализации долгосрочных климатических проектов. Для этого нужно последовательно совершить ряд юридически значимых действий.

Методы проведения исследования

Работа выполнена с использованием имеющихся общенаучных методов познания, таких как обобщение, синтез, анализ, сравнение, и специализированных юридических методов — сравнительно-правовой, понятийно-правовой, формально-юридический.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные работы ведущих исследователей в области землеустройства, лесного, земельного, гражданского и конституционного права.

Нормативно-правовую базу проводимого исследования составили законодательство Российской Федерации и другие нормативные акты, которые регулируют вопросы правового регулирования использования и охраны лесов на землях сельскохозяйственного назначения.

Ход исследования

Земельное законодательство, определяющее правовой режим земель сельскохозяйственного назначения как важнейшего средства производства, основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан (п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации [2], далее — ЗК РФ). Это сочетание проявляется как в установлении традиционных гражданско-правовых и земельно-правовых конструкций (например, при реализации дозволения на использование земельного участка на определенном праве), так и в ограничении содержания прав субъектов, установлении запретов и обязанностей.

В настоящее время с учетом особых правил, установленных Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [5] (далее — Федеральный закон № 101-ФЗ), существует возможность использования земельных участков из состава данной категории на различных правах, к наиболее распространенным из которых относится право собственности и аренды. Более того, существует возможность приватизации земельного участка сельскохозяйственного назначения (с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации), а также его выкупа добросовестным арендатором по истечении трехлетнего периода.

Согласно п. 1 и 2 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Соответственно, по смыслу п. 1 и 2 ст. 77 ЗК РФ леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, могут быть только защитными лесными насаждениями или многолетними насаждениями. Однако, как обоснованно рассуждает А. А. Воронцова, лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения не ограничиваются защитными лесными насаждениями [13].

В свою очередь, Лесной кодекс Российской Федерации [3] (далее — ЛК РФ) в первоначальной редакции и вплоть до 2018 г. не предусматривал каких-либо правил в отношении лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Таким образом, правовой режим таких лесов имел полную неопределенность.

Правовая неопределенность в рассматриваемой сфере усугублялась тем, что в ст. 13 ЗК РФ установлена обязанность правообладателей земельных участков по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, выполнение которой обеспечивается применением мер административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [4]. Из приведенных норм следует, что совокупность лесных насаждений, которая возникла в результате зарастания земель сельскохозяйственного назначения деревьями и кустарниками за последние 30 лет, по смыслу земельного законодательства является не объектом использования и охраны, а объектом, подлежащим уничтожению.

Проблема правового режима лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения вызывала сложности в правоприменительной практике, длительно обсуждалась в литературе, что привело к разработке и принятию Федерального закона 2018 г. [6], вступившего в силу с 1 июля 2019 г. Вступила в силу «базовая» гл. 18 ЛК РФ, предусмотревшая подзаконное регулирование в отношении лесов на землях сельскохозяйственного назначения, землях населенных пунктов и землях обороны и безопасности.

Также с 1 октября 2020 г. — предусмотренное ч. 2 ст. 123 ЛК РФ вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации в отношении лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения [8]; а также с 1 января 2021 г. — предусмотренный ч. 3 ст. 122 ЛК РФ Приказ Минприроды России в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов [11].

Названные документы вводят ряд новелл в лесное законодательство, и сейчас важно оценить возможные теоретические и прикладные проблемы его реализации. В рассматриваемой нами проблематике, наиболее интересна ситуация с лесами на землях сельскохозяйственного назначения. С одной стороны, правообладатели теперь получают легальную возможность осуществления сплошной и выборочной рубки лесных насаждений на заросших мелколесьем, а иногда и полноценными лесами земельных участках, для этого не требуется разрабатывать дорогостоящие проекты культуртехнической мелиорации, теперь нет угрозы наказаний за неиспользование земель по целевому назначению. Правообладателям, безусловно, выгодно. Легализация служит экономическим и экологическим интересам общества. В то же время поиск оптимального баланса частных и публичных интересов в вопросах использования лесов — сложная задача: способно ли ее разрешить Постановление № 1509?

Таким образом, основное направление законодательного регулирования использования, защиты и воспроизводства лесов, находящихся на землях сельскохозяйственного назначения, заключалось в освобождении этих территорий от леса, как это предусмотрено в статье 123 ЛК РФ — «леса могут располагаться на землях сельскохозяйственного назначения и должны использоваться в соответствии с целями данных земель».

В то же время Положение о «сельскохозяйственных» лесах, принятое в реализацию ст. 6 и 123 ЛК РФ, допускало особый вид предпринимательской деятельности на землях сельскохозяйственного назначения — «создание лесных плантаций и их эксплуатация», предусмотренный в ст. 42 ЛК РФ.

Соответственно, в Положении о «сельскохозяйственных» лесах по сути был предусмотрен выбор использования земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, по желанию правообладателя земельного участка, реализуемый в уведомительном порядке, состоящий из 3 вариантов: 1) осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов; 2) осуществлять особый вид предпринимательской деятельности на землях сельскохозяйственного назначения — «создание лесных плантаций и их эксплуатация»; 3) прекратить деятельность по использованию лесов, вовлечь земельный участок в сельскохозяйственный оборот путем проведения на нем культуртехнической мелиорации — ликвидировать лес.

Все это свидетельствует о противоречии между ст. 123 ЛК РФ и основными принципами лесного законодательства, включая принцип сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения (п. 5 ст. 1 ЛК РФ), между ст. 123 ЛК РФ и ст. 77, 78 ЗК РФ, а также между ст. 123 ЛК РФ и Положением о «сельскохозяйственных» лесах, правовой неопределенности, являющейся коррупциогенным фактором.

В июне 2022 г. в Положение о «сельскохозяйственных» лесах были внесены изменения [9]. Эти изменения вступили в силу с момента официального опубликования, к которому с учетом правоприменительной практики приравнивается официальное размещение, в данном случае — 10 июня 2022 г., за исключением изменения п. 12, изложенного в новой редакции, которое вступило в силу с 1 января 2024 г.

В самом Постановлении Правительства Российской Федерации от 8 июня 2022 г. № 1043 предусмотрено, что правообладатели земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, направившие до дня вступления в силу настоящего Постановления уведомления об использовании лесов, обязаны направить (снова) в территориальные органы Россельхознадзора заявления об использовании земельных участков в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Постановления (п. 2). При этом до принятия в отношении таких заявлений межведомственной комиссией положительных решений о возможности такого использования лесов их использование не допускается (п. 3).

При этом есть оговорка, что если в территориальный орган Россельхознадзора направлено заявление в указанный выше срок, то наличие на 50 и более процентах площади земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения зарастания древесно-кустарниковой растительностью до рассмотрения такого заявления не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации (п. 4).

Соответственно, в достаточно определенном смысле нормам п. 2 и 3 этого Постановления Правительства Российской Федерации 8 июня 2022 г. № 1043 придана обратная сила.

До проведения анализа представленных заявлений и принятия положительных решений о возможности использования лесов межведомственной комиссией, использование данных лесов запрещено. Положительные решения комиссии являются разрешениями. Следовательно, процедура уведомления была заменена на процедуру получения разрешения. Теперь правообладателям земельных участков необходимо повторно подавать заявления и получать разрешения, которые фактически являются указанными решениями.

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах [19], среди которых Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июля 2022 г. № 34-П (п. 3.1 и 4) имеет наиболее обобщающий характер, неоднократно выражал позицию, что основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону — исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Законодатель должен в числе прочего руководствоваться вытекающим из положений Конституции Российской Федерации принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Это предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость придания обратной силы установлениям, ухудшающим положение граждан, а также безусловное гарантирование прав и законных интересов субъектов длящихся правоотношений в случае изменения нормативных параметров их реализации.

На недопустимость придания нормативному правовому акту обратной силы, если он ухудшает положение участника гражданского оборота, было обращено внимание Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики 2022 г. (п. 17) [20].

Таким образом, придание обратной силы нормам п. 2 и 3 подзаконного нормативного правового акта — Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2022 г. № 1043, ухудшающим положение правообладателей земельных участков, противоречит общеправовому принципу действия закона во времени, принципу поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, вытекающим из положений Конституции Российской Федерации, выраженных в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

Придание обратной силы нормам п. 2 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2022 г. № 1043 затронуло правообладателей земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения с расположенными на ними лесами, которые на основании п. 4 и 7 Положения о «сельскохозяйственных» лесах (в редакции 2020 г.) выбрали вид использования лесов «создание лесных плантаций и их эксплуатация», направили уведомление об использовании лесов путем создания лесных плантаций и их эксплуатации, начали их создание и эксплуатацию.

В свою очередь, принципиальными изменениями Положения о «сельскохозяйственных» лесах являются следующие.

В п. 1 Положения о «сельскохозяйственных» лесах определено, что относится к таким лесам: лесные насаждения и (или) древесно-кустарниковая растительность, расположенные на земельных участках сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса площадью более 0,5 га с деревьями высотой более 5 метров и лесным растительным покровом, составляющим более 75 процентов площади земельного участка, с показателями сомкнутости крон древесного и кустарникового яруса 0,8–1 при одновременном наличии указанных признаков.

Отметим, что в данном Положении во взаимосвязи со ст. 123 ЛК РФ понятия «древесно-кустарниковая растительность» и «лесные насаждения» по сути отождествлены, а в ЛК РФ понятие «древесно-кустарниковая растительность» отсутствует.

Следует обратить внимание, что в прежнем лесном законодательстве понятие «древесно-кустарниковая растительность» было четко отграничено от понятия «лес» [21]. С принятием ЛК РФ в 2006 г. в п. 2 ст. 77 ЗК РФ слова «древесно-кустарниковая растительность, предназначенная для защиты земель» (а по сути — понятие «древесно-кустарниковая растительность») были заменены на слова «лесные насаждения» (по сути — на понятие «лесные насаждения»).

Более того, указанный в п. 1 Положения о «сельскохозяйственных» лесах критерий, что относится к таким лесам, абсолютно не коррелирует с раскрытием понятия «лесные земли» в п. 221 Лесоустроительной инструкции[1], особенно, что касается лесных насаждений искусственного происхождения и плантаций лесных древесных пород, предназначенных для ускоренного выращивания лесных насаждений с целью получения целевых сортиментов или древесной массы для последующей переработки.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [7] коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Правовая неопределенность непосредственно связана с коррупциогенным фактором, о чем свидетельствует правоприменительная практика Верховного Суда Российской Федерации [22]. Заметим, что подавляющее количество приведенных примеров связано с правовым регулированием охраны окружающей среды и использованием природных ресурсов.

Таким образом, определение лесов и древесно-кустарниковой растительности, содержащееся в Положении о «сельскохозяйственных» лесах, имеющее признаки правовой неопределенности, является коррупциогенным фактором.

Особую правовую неопределенность создают правовые нормы «особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения», предусматривающие осуществление деятельности по использованию, охране, защите и уходу за лесами, находящимися на таких земельных участках до момента перевода этих земельных участков в состав земель лесного фонда (п. 8 Положения о «сельскохозяйственных» лесах).

Во-первых, учитывая, что Положение о «сельскохозяйственных» лесах (п. 14) по сути не распространяется на леса, расположенные на находящихся в государственной, муниципальной собственности землях сельскохозяйственного назначения, а в соответствии с ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, то не ясна юридическая судьба таких земельных участков, т. е. повлечет ли смену собственника (на публичного собственника — Российскую Федерацию) их перевод в состав земель лесного фонда.

Во-вторых, в Положении о «сельскохозяйственных» лесах не определен срок или период срока, в течение которого может быть осуществлен такой перевод, что влечет крайне неустойчивое положение правообладателей земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, которые выбрали осуществление деятельности по использованию, охране, защите и уходу за лесами, находящимися на таких земельных участках.

В-третьих, имеется неопределенность оснований и порядка такого перевода. По смыслу ч. 2 ст. 6 и ч. 1 ст. 123 ЛК РФ леса могут располагаться не на землях лесного фонда, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. В лесном законодательстве нет предписания об их переводе в состав земель лесного фонда. В противном случае эти нормы были бы бессмысленными.

В то же время в п. 5 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда. Соответственно, по смыслу этой правовой нормы и Положения о «сельскохозяйственных» землях земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых осуществляется деятельность по использованию, охране, защите и уходу за лесами, являются непригодными для осуществления сельскохозяйственного производства.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. — Текст: электронный.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 14.02.2024, с изм. от 11.06.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, № 44, ст. 4147. — Текст: электронный.

3. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Российская газета, № 277, 08.12.2006.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.05.2024) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.

5. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Российская газета, № 137, 27.07.2002.

6. Федеральный закон от 27.12.2018 № 538-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий» // Российская газета, № 295, 29.12.2018.

7. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.

8. Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 № 1509 (ред. от 08.06.2022) «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» (вместе с «Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Собрание законодательства РФ, 28.09.2020, № 39, ст. 6081.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2022 г. № 1043 «О внесении изменений в Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» // СЗ РФ. 2022. № 24. Ст. 4068.

10. Постановление Правительства РФ от 25.08.2023 № 1378 «Об утверждении Правил ведения государственного лесного реестра» // Собрание законодательства РФ, 04.09.2023, № 36, ст. 6705.

11. Приказ Минприроды России от 05.08.2020 № 564 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2020 № 61090) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.11.2020.

12. Волков Г. А., Голиченков А. К., Нарышева Н. Г. Проблемы правового регулирования использования и охраны лесов на землях сельскохозяйственного назначения // Экологическое право. 2023. № 4. С. 13–21.

13. Воронцова А. А. Некоторые особенности правового регулирования лесов (лесных насаждений), расположенных на землях различных категорий // Экологическое право. 2018. № 5. С. 4.

14. Гряда Э. А. Правовой режим земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых мелиоративными лесными насаждениями // Хозяйство и право. 2023. № 4. С. 77–87.

15. Лаврентьев А. Р., Тищенко С. В. Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения: проблемы реализации новелл законодательства // Экологическое право. 2021. № 6. С. 22–25.

16. Минина Е. Л., Шуплецова Ю. И. Лес и растительный мир: правовые проблемы разграничения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2021. № 1. С. 84–104.

17. Пышьева Е. С. Государственно-правовое регулирование использования и охраны защитных лесных насаждений в сельском хозяйстве // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 5. С. 214–231.

18. Тищенко С. В., Лаврентьев А. Р. Новеллы законодательства о лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения: проблемы реализации // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2022. № 2 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novelly-zakonodatelstva-o-lesah-raspolozhennyh-na-zemlyah-selskohozyaystvennogo-naznacheniya-problemy-realizatsii (дата обращения: 30.05.2024).

19. Решение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 1993 г. № 81-р // ВКС РФ. 1994. № 6; Постановления Конституционного Суда Российской Федерации: от 22 апреля 2014 г. № 12-П // СЗ РФ. 2014. № 17. Ст. 2081; от 15 февраля 2016 г. № 3-П // СЗ РФ. 2016. № 8. Ст. 1167; от 21 июля 2022 г. № 34-П // СЗ РФ. 2022. № 31. Ст. 5807; Определения Конституционного Суда Российской Федерации: от 18 января 2005 г. № 7-О // ВКС РФ. 2005. № 3; от 25 января 2007 г. № 37-О-О; от 15 апреля 2008 г. № 262-О-О; от 20 ноября 2008 г. № 745-О-О; от 16 апреля 2009 г. № 504-О-О; от 16 июля 2009 г. № 691-О-О; от 23 марта 2010 г. № 410-О-О; от 22 апреля 2010 г. № 606-О-О; от 24 февраля 2011 г. № 135-О-О; от 20 октября 2011 г. № 1456-О-О; от 29 января 2015 г. № 211-О; от 23 апреля 2015 г. № 821-О; от 2 июля 2015 г. № 1539-О // СПС «КонсультантПлюс».

20. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2022). Утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 июня 2022 г. // БВС РФ. 2022. № 7 (начало); БВС РФ. 2022. № 8 (окончание).

21. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ (статьи 5, 134 - 136) // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 610. Утратил силу; Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5279; Закон РСФСР от 8 августа 1978 г. «Об утверждении Лесного кодекса РСФСР»

22. Апелляционные определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2017 г. № 46-АПГ17-15, от 6 апреля 2017 г. № 32-АПГ17-1, от 24 июня 2015 г. № 71-АПГ15-3, от 5 февраля 2014 г. № 4-АПГ13-15, от 26 июня 2013 г. № 5-АПГ13-20, от 30 мая 2012 г. № 81-АПГ12-1, от 30 мая 2012 г. № 46-АПГ12-6 // Архив Верховного Суда Российской Федерации.


[1] К лесным землям, на которых расположены леса, относятся: а) земли, занятые лесными насаждениями естественного и искусственного происхождения с полнотой 0,4 и выше в возрасте молодняков и с полнотой 0,3 и выше в возрасте, превышающем возраст молодняков; б) земли, занятые кустарниками, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы или на которых специально организуются кустарниковые хозяйства, в том числе прутяных и высокотаннидных ив, орехоплодных, технических культур; в) плантации лесных древесных пород, предназначенные для ускоренного выращивания лесных насаждений с целью получения целевых сортиментов или древесной массы для последующей переработки.

Основные термины (генерируются автоматически): сельскохозяйственное назначение, Российская Федерация, РФ, лес, состав земель, земля, участок, древесно-кустарниковая растительность, обратная сила, лесной фонд.


Похожие статьи

Задать вопрос