В работе отображены основные особенности правового статуса договора купли-продажи лесных насаждений. Тема актуальна, так как договор купли-продажи лесных насаждений постепенно становится все более значимым и часто используемым. Несмотря на это, в нем сохраняются некоторые недостатки, требующие от государства оперативного решения. В заключении статьи автор предлагает реализовать на практике ряд законодательных изменений.
Ключевые слова: купля-продажа лесных насаждений, правовой статус договора, договор купли-продажи, вырубка леса, лесной кодекс.
Договор купли-продажи лесных насаждений является относительно новой формой договора, который стал необходимым по причине постоянного развития рыночной экономики в России. Несмотря на то, что такой договор не является основным в направлении использования лесов (наиважнейшим здесь является аренда лесного участка), его наиболее корректное правовое построение необходимо, так как с каждым годом его применение будет увеличиваться. Потому актуальность работы аргументируется тем, что нужно изучать такую договорную форму и ликвидировать выявляемые в ней недостатки.
Лесные насаждения принадлежат государству, его органу или определенному уровню власти, например, местному. Это ведет к тому, что продавцом по договору в обязательном порядке является государством в том или ином виде. Покупателем может быть любое лицо [2, с. 80], законодатель не формирует ограничений в этом направлении, что можно считать верным решением, так потребность в лесных насаждениях может сформироваться, как у предпринимателя (изготовление товаров, перепродажа древесины), так и у физического лица (строительство дома, отопление помещений и так далее). Важной особенность такого договора является указание цели заготовки древесины, указанный в статье 30 Лесного кодекса (ЛК) России. Если выделяемая покупателем цель будет ложной, его привлекут к ответственности.
Спецификой договора купле-продажи лесных насаждений является срочность документа. Так, согласно статье 75 ЛК РФ, договор не может быть заключен более чем на один год. С одной стороны, положение можно объяснить тем, что за один год с высокой долей вероятности покупатель сможет полностью использовать все лесные насаждения. С другой стороны, можно считать, что этот срок недостаточно длителен, потому рекомендуется увеличить его, либо до полутора лет, либо до двух лет.
Сложность применения договора купли-продажи лесных насаждений связана с определением платы. Причина заключена в том, что, во-первых, лесные насаждения могут принадлежать разным органам или уровня власти, что влияет на стоимость, во-вторых, каждая порода древесины имеет свою ценность, что требует тщательного подсчета, в-третьих, лесотаксовые районы тоже могут изменить стоимость по договору [3, с. 104]. Можно считать, что данное усложнение применения договора купли-продажи лесных насаждений необходимо упростить одним из следующих вариантов. Первый — размещение на одном информационном источнике всех сведений, необходимых для самостоятельного получения итоговой суммы. Это позволит покупателю заблаговременно определить наиболее подходящий для него район. Второй — упрощение формулы через исключение некоторых параметров или формирования меньшего числа разнящихся значений. Наиболее верным является первый способ, так как все выделенные законодателем параметры нужны для учета.
Существенной особенностью изучаемого договора является факт того, что предполагается не передача лесного участка в собственность, а лишь лесных насаждений на нем. При этом имеет место следующая значимая проблема — в какой момент времени права собственности на лесные насаждения переходят к покупателю. Причина проблемы состоит в том, что договор купли-продажи лесных насаждений не предполагает получение покупателем непосредственно готовой древесины, он получает право на заготовку и дальнейший вывоз деревьев. Судебная практика и трактовка законодательства позволяют констатировать следующее — лишь срубленная и вывезенная древесина является собственностью покупателя. Таким образом, если деревья срублены, но не вывезены, это еще не собственность покупателя.
Можно считать данное положение недопустимым потому, что формируются чрезмерные риски для государства. Так, если покупатель подписал договор, но не успел приступить к заготовке, а лесные насаждения подверглись негативному воздействию, например, вырубке третьими лицами, государству необходимо будет не только вернуть денежные средства, но и приступить к расследованию преступления. Аналогичная ситуация будет сформирована в том случае, если деревья были срублены, но, например, украдены, при этом государство уплатит неустойку. Можно считать, что необходимо сформировать положение, согласно которому право собственности на лесные насаждения переходит к покупателю непосредственно после подписания договора, что обезопасит государство.
Важно отметить, что в договор купле-продажи лесных насаждения имеет множество обязательных элементов. Так, в нем прописывается объем и вид древесины, метод ее рубки, время, за которое продавец обязуется очистить лесосеки от сформированного загрязнения, способ осуществления этого действия, форма рубки, например, сплошная и так далее. Каждый такой пункт важен для полного соблюдения законодательства покупателем, законодатель верно включил их в изучаемый договор.
При этом нельзя считать, что все разделы договора купли-продажи лесных насаждений являются верными и не требуют корректировки. Так, существует раздел IV, применяемый в типовом договоре такого вида. В первую очередь рекомендуется изменить его название, так как применен не юридический термин — в нем описываются правовые статусы каждой стороны.
Во-вторых, если правовой статус продавца полностью понятен, верен и не требует никаких изменений, то в отношении покупателя данный тезис неприменим. Причина заключается в отображении его обязанностей, который вносит неоднозначность. Особый интерес вызывают три последних пункта, выделим их [1, с. 121]:
- Покупатель обязан сообщить продавцу сообщение, которое должно быть юридически значимо, относительно учета древесины, до момента ее вывоза;
- Покупатель обязуется не чинить препятствии при учете древесины продавцом;
- Покупатель обязан учесть заготовленную древесину до момента ее вывоза.
Анализируя три этих пункта, невозможно однозначно констатировать, какая сторона должна вести учет заготовленной древесины. Последний пункт указывает на покупателя, два первых — на продавца. Этот вопрос является важным, так как неоднозначность формирует возможность оппортунистического поведения, как с одной, так и с другой стороны, что недопустимо. Решением проблемы может стать, как возложение ответственности за учет на одну из сторон, так и формирование обоюдной ответственности. Можно рекомендовать следующее — государство обязуется реализовать учет, так как именно ему может быть нанесен ущерб, в случае неверно проведенной процедуры. При этом покупатель имеет право контролировать учет, самостоятельно его вести для того, чтобы иметь доказательства, в случае уверенности в ненадлежащем исполнении государством обязанности в этом направлении.
Дополнительно отметим, что второй представленный пункт в целом может быть исключен из типового договора купли-продажи лесных насаждений. Причина заключается в том, что он не требует отдельного выделения, так как логически исходит из законодательства, которое покупатель обязан выполнять вне любого договора.
Подводя итог, делаем вывод о том, что правовой статус договора купли-продажи лесных насаждений существенно отличается от аналогичного параметра других договоров купли-продажи. Этого требует специфика товара, важность достаточного контролирования сделок с его участием. При этом законодательство в отношении такого договора не является совершенным, потому требует корректировок. В рамках данной научной работы были предложены мероприятия, способные при их реализации на практике существенно улучшить данный договор, сделать его более справедливым, объективным и однозначным.
Литература:
- Кожокарь, И. П. Правовая характеристика договора купли-продажи лесных насаждений / И. П. Кожокарь // Труды Института государства и права Российской академии наук. — 2022. — Т. 17, № 3. — С. 115–130. — DOI 10.35427/2073–4522–2022–17–3-kozhokar.
- Михин, А. А. Механизм выявления незаконных рубок леса, совершаемых на основании фиктивных договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на примере практики Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры / А. А. Михин // Проблемы предупреждения нарушений экологического законодательства: сборник статей материалов IX ежегодного научно-практического круглого стола, Иркутск, 27 мая 2022 года. — Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Университет прокуратуры Российской Федерации», 2022. — С. 78–82.
- Петрунин, Н. А. О методологии расчета минимального размера арендной платы для лесных участков, передаваемых в аренду, с целью заготовки древесины и минимального размера платы по договорам купли-продажи лесных насаждений / Н. А. Петрунин, Н. А. Мосолова // Государственное управление лесами: проблемы и пути решения: сборник научных статей и докладов II Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29 мая — 02 июня 2022 года. — Санкт-Петербург: Федеральное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства», 2022. — С. 101–124. — DOI 10.21178/2079–2022.101.