В статье исследуется законодательство в сфере распределения земельных участков на категории по их целевому назначению, раскрывается понятие целевого использования на примере земель сельскохозяйственного назначения. Особое внимание уделено способам воздействия и причинам регулирования данных отношений со стороны законодателя. Сделан вывод относительно необходимости регулирования данной сферы государством.
Ключевые слова: земельное право, категории земель, целевое назначение, землепользование.
Многие собственники земельных участков полагают, что имеют право использовать принадлежащую им землю по собственному усмотрению, но это не так, законодательством предусмотрено распределение всей земли в границах РФ на категории, в зависимости от их целевого назначения, и более того, предусмотрена ответственность за использование земельного участка вне целевого назначения. Но для чего законодателю было необходимо делить всю землю по категориям и устанавливать для каждой целевое назначение? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к законодательной базе, регулирующей земельные отношения.
Основным нормативно правовым актом, регулирующим землепользование является Земельный Кодекс Российской Федерации [3] (далее — ЗК РФ), федеральное законодательство, принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты субъектов РФ, и муниципальные правовые акты, изданные органами местного самоуправления.
Как уже было сказано выше, в Российской Федерации существует несколько категорий земель, в зависимости от их целевого назначения, все они перечислены в п. 1 ст. 7 ЗК РФ, а именно выделено 7 категорий земель, первым четырём в ЗК РФ посвящены отдельные главы, а именно для земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и др., земель особо охраняемых территорий и объектов, для земель же лесного, водного фонда и земель запаса предусмотрены только отдельные статьи. Что, вероятно, говорит о выделении большего приоритета со стороны законодателя в сторону первых четырех категории. Также важную особенность имеет категория земель запаса, в соответствии с п. 2 ст. 103 ЗК РФ использование данной категории земель возможно только после их перевода в другую категорию, за исключение случаев, когда они являются частью охотничьих угодий или в случае пользования недрами на таких землях.
Рассмотрим целевое назначение на примере земель сельскохозяйственного назначения. Определение земель сельскохозяйственного назначение дается в 14 главе ЗК РФ, которая полностью посвящена данной категории, а именно в п. 1 ст. 77 земли сельскохозяйственного назначения определяются как земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в п. 2 указан конкретный состав земель сельскохозяйственного назначения.
Также необходимо уточнить, что понимается под целевым использованием, также на примере земель сельскохозяйственного назначения. В п. 1 ст. 78 сказано, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). Из этого можно сделать вывод, что использование данного типа земель любым другим образом будет признано использованием их не по целевому назначению и подлежит наказанию.
Конкретное же наказание за использование сельскохозяйственных земель по нецелевому назначению предусмотрено ст. 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [5]. Статьей предусматривается наложение штрафа на нарушителя в размере, зависящем от субъекта правоотношений и кадастровой стоимости участка. Также, в соответствии со ст. 284 Гражданского Кодекса Российской Федерации [2], земельный участок, который предназначен для жилищного или иного строительства, в случае его использования не по целевому назначению в течение трёх лет может быть изъят, однако, в это время не включается срок, необходимый для освоения сельскохозяйственного участка, или когда он не могу использоваться из-за стихийных бедствий или иных обстоятельств, исключающих использование.
Стоит сказать, что законодатель не только наказывает за нарушения законодательства в части целевого использования земель, но и стимулирует граждан к законопослушному поведению пониженной налоговой ставкой, что учтено в п. 1 ст.394 Налогового Кодекса Российской Федерации [4].
Теперь, после рассмотрения правовой базы, можно вернуться к изначальному вопросу: в чем необходимость законодателя ограничивать собственника в правах на возможные способы пользования земельным участком? Для ответа на данный вопрос стоит вернуться к истокам формирования данного механизма.
Начало деления земель на категории было положено Земельным кодексом РСФСР 1922 г., но изначально, такое понятие как «целевое использование» не применялось, в силу неразвитости терминологии и появилось только в ЗК РСФСР 1970г., а в ЗК РСФСР 1991 г. [1] уже были закреплены 7 категорий земель.
Необходимость регулирования возможностей использования земель встала ещё более остро в России с развитием рыночных отношений. Именно наличие частных собственников, имеющих возможность по своему усмотрению определять способ извлечения дохода из земельного участка, создало проблему нецелевого использования угодий. Так, деление земель на категории, определяющие их целевое назначение перешло и в ЗК РФ, принятом в 2001 году.
Как видим, развитие данного механизма прошло уже довольно долгий путь, и всё ещё не теряет своей актуальности, ведь и сейчас целевое использование земли является одним из принципов земельного права.
Среди причин разделения земель на категории по целевому назначению выделяют, в случае земли сельскохозяйственного назначения — самоценность земли как ресурса, на котором можно выращивать культуры, пасти скот, ведь в случае нецелевого использования верхний плодородный слой земли может быть поврежден или совсем уничтожен, в данном случае, наравне с нецелевым использованием, правонарушение будет регулироваться ст. 8.6 КоАП РФ, закрепляющей ответственность за порчу земли. Ещё одной из причин можно выделить охрану здоровья людей, в случае с выделением в отдельную категорию земель промышленного назначения. Так, в ст. 87 ЗК РФ указывается, что земли данной категории находятся за пределами населенных пунктов и являются федеральной собственностью, что позволяет государству осуществлять более эффективный контроль за их деятельностью.
Также стоит сказать, что в соответствии с ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 N 172-ФЗ [6], предусмотрена возможность изменения категории земельного участка. Но этот механизм также строго контролируется государством, что не позволяет говорить о легкости перевода участка из одной категории в другую, в очередной раз указывая на жесткость механизма контроля за целевым использованием земель.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о наличии в современной России обширной правовой базы, устанавливающей нормы и регулирующей использование земли по целевому назначению, также можно говорить и о важности регулирования и контроля землепользования со стороны государства в силу множества причин.
Литература:
- Нарышева Н. Г. Юридическое значение деления земель на категории по целевому назначению/ Н. Г. Нарышева — Текст: непосредственный // Экологическое право. 2015. № 6. С 1–3.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья. Федер. Закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 05 мая 2021 года) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
- Земельный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 25 окт. 2001 года № 136-ФЗ (ред. от 02 авг. 2019 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.11.2018) // Собрание законодательства РФ. — № 31. — 03.08.1998. — ст. 3824.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1). — ст. 1.
- Федеральный Закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 N 172-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. — 2004. — № 52. — Ст. 5276