Статья посвящена государственному регулированию земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации, актуальным проблемам в этой области и путям их решения.
Ключевые слова: землепользование, аграрные корпорации, государственное регулирование земель сельскохозяйственного назначения, земельный фонд, категории земель.
В настоящее время к одному из главных условий устойчивого политического, экономического, социального развития Российской Федерации относится государственное регулирование оборота земельных ресурсов, а в широком смысле слова — землепользования.
Землепользование представляет собой одну из составных частей природопользования, которая должна выполнять функцию эффективной, а самое главное рациональной эксплуатации различных категорий земель, являющихся пространственным базисом расположения производительных сил. Данная функция преимущественно важна в сельском хозяйстве, так как землепользование в большей степени относится к элементу агроэкономической системы.
Параметры землепользования гарантируют всем собственникам земель, а именно собственникам аграрных корпораций, которые арендуют землю у государства, долговременное удовлетворение их потребностей. В России к таким крупным корпорациям относятся «Мираторг», «Продимекс», «Русагро».
В 2017 году «Мираторг» владел 644 тыс. га, тогда как в 2015 году — 594 тыс. га, «Продимекс» — 790 тыс. га, а в 2015 году — 683 тыс. га, «Русагро» — 670 тыс. га, в 2015 году — 594 тыс. га и согласно приведённым данным за три года площадь земель, занимаемая этими аграрными корпорациями, увеличилась.
Под государственным регулированием земель с/х назначения принято понимать деятельность уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, связанную с созданием благоприятных условий для эффективного, рационального использования, а также охраны земельного фонда, как самим государством, так и собственниками земель.
В 2017 году площадь земельного фонда в нашей стране составляла также как и в 2016 году, а именно 1 713 млн. га, тогда как в 2015 году — 1 710 млн. га и согласно Земельному кодексу РФ все земли делятся на семь категорий [1, с. 3]. Сведения об общей площади некоторых категорий земель РФ за 2015–2017 года представлены в таблице 1.
Таблица 1
Общая площадь некоторых категорий земель в РФ по годам (млн. га)
Категория земли |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2017 г. к 2015 г., +, — млн. га |
Земли с/х назначения |
385 |
383 |
212 |
- 173 |
Земли населённых пунктов |
19 |
27 |
315 |
+ 296 |
Земли энергетики, промышленности, связи, транспорта |
36 |
45 |
49 |
+ 13 |
И, исходя из данных таблицы, нетрудно заметить, что общая площадь земель сельскохозяйственного назначения за 2015–2017 гг. сокращалась. Причинами этому являлись не совершенность законодательной базы, урбанизация, экономический механизм, который связан с регулированием земельных правоотношений и благодаря которому происходит перевод земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель, по причине их заболачивания, эрозии почв или, иными словами, их невостребованности.
В соответствии с принятыми постановлениями, решениями должностными лицами, которые работают в органах государственной власти и органах местного самоуправления субъектов РФ, в 2015 году было переведено 34 тысячи гектар [2, с. 17], в 2016 году — 64 тысяч гектар [3, с. 19], а в 2017 году — 433 тысяч гектар [4, с. 20] земель с/х назначения в земли других категорий, а именно в земли населённых пунктов — 4 тысяч гектар, земли энергетики, промышленности, связи, транспорта — 30 тысяч гектар (2015 год); в земли населённых пунктов — 8 тысяч гектар, земли энергетики, промышленности, связи, транспорта — 56 тысяч гектар (2016 год); в земли населённых пунктов — 373 тысяч гектар, земли энергетики, промышленности, связи, транспорта — 60 тысяч гектар (2017 год) и в процентном соотношении по годам это представлено на рисунках 1, 2, 3.
Рис. 1. Земли с/х назначения, переведённые в земли других категорий вследствие принятых постановлений, решений должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления субъектов РФ за 2015 год (%)
Рис. 2. Земли с/х назначения, переведённые в земли других категорий вследствие принятых постановлений, решений должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления РФ за 2016 год (%)
Рис. 3. Земли с/х назначения, переведённые в земли других категорий вследствие принятых постановлений, решений должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления субъектов РФ за 2017 год (%)
Если рассматривать в разрезе регионов РФ, то за 2015 год в результате перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли:
− населённых пунктов площадь первых в Краснодарском крае сократилась на 5 тысяч гектар, а в Нижегородской области — 4 тысячи гектар;
− энергетики, промышленности, связи, транспорта площадь первых в Забайкальском крае сократилась на 3 тысячи гектар, в Тульской области — 3 тысячи гектар.
За 2016 год в результате перевода данной категории земли в земли:
− населённых пунктов площадь первых в Республике Башкортостан сократилась на 7 тысяч гектар, а в Краснодарском крае — 6 тысяч гектар;
− энергетики, промышленности, связи, транспорта площадь первых в Саратовской области сократилась на 10 тысяч гектар, в Тульской области — 3 тысячи гектар.
За 2017 год в результате перевода этой категории земли в земли:
− населённых пунктов площадь первых в Республике Башкортостан сократилась на 29 тысяч гектар, а в Московской области — 7 тысяч гектар;
− энергетики, промышленности, связи, транспорта площадь первых в Республике Башкортостан сократилась на 4 тысячи гектар, в Кемеровской области — 5 тысяч гектар.
Из-за ветровой, водной эрозии почв, заболачивания земли сельскохозяйственного назначения не используются по своему целевому назначению, являясь невостребованными. Площадь сельхозугодий, которые были подвержены ветровой, водной эрозии и заболачиванию за 2015–2017 года в РФ представлена в таблице 2.
Таблица 2
Площадь сельхозугодий, подверженных ветровой, водной эрозии, заболачиванию в РФ по годам (тыс. га)
Наименование |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2017 г. к 2015 г., +, — тыс. га |
Ветровая эрозия |
552 |
1 403 |
1 427 |
+ 875 |
Водная эрозия |
591 |
1 513 |
1 847 |
+ 1 256 |
Заболачивание |
14 |
35 |
94 |
+ 80 |
В 2015 году большая площадь сельхозугодий, которые подвержены ветровой эрозии, была в Сибирском федеральном округе и составляла 432 тысяч гектар, водной только в Приволжском — 324 тысяч гектар [2, с. 54].
В 2016 году огромная площадь сельхозугодий, которые подвержены ветровой эрозии, была в Приволжском федеральном округе — 469 тысяч гектар и Сибирском — 418 тысяч гектар, водной в Южном — 238 тысяч гектар [3, с. 68].
В 2017 году большая площадь сельхозугодий, которые подвержены ветровой эрозии, была в Сибирском федеральном округе и составляла 668 тысяч гектар и в Приволжском — 323 тысяч гектар, а водной в Центральном — 233 тысяч гектар [4, с. 72].
Общая площадь невостребованных земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации за 2015 год составляла 28 миллионов гектар, за 2016 год — 36 миллионов гектар, тогда как в 2017 году — 39 миллионов гектар и сведения о распределение невостребованных земель сельскохозяйственного назначения за эти три года по восьми федеральным округам РФ представлены в таблице 3.
Таблица 3
Распределение невостребованных земель с/х назначения по федеральным округам РФ (тыс. га)
Название федерального округа |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2017 г. к 2015 г., +, — тыс. га |
Центральный |
3 599 |
5 813 |
6 460 |
+ 2 861 |
Северо-Западный |
8 138 |
8 138 |
2 069 |
- 6 069 |
Приволжский |
3 166 |
7 475 |
13 451 |
+ 10 285 |
Уральский |
1 547 |
3 088 |
3 063 |
+ 1 516 |
Южный |
2 058 |
3 033 |
3 805 |
+ 1 747 |
Северо-Кавказский |
209 |
266 |
111 |
- 98 |
Сибирский |
16 910 |
14 750 |
12 881 |
- 4 029 |
Дальневосточный |
2 339 |
3 181 |
7 110 |
+ 4 771 |
А распределение невостребованных земель сельскохозяйственного назначения в процентном соотношении по каждому федеральному округу РФ за 2015–2017 гг. представлено на рисунках 4, 5 и 6.
Рис. 4. Распределение невостребованных земель с/х назначения по федеральным округам РФ за 2015 год (%)
Рис. 5. Распределение невостребованных земель с/х назначения по федеральным округам РФ за 2016 год (%)
Рис. 6. Распределение невостребованных земель с/х назначения по федеральным округам РФ за 2017 год (%)
И исходя, из данных таблицы, рисунков можно заметить, что, несмотря на то, что общая площадь невостребованных земель сельскохозяйственного назначения в 2017 году увеличилась на 11 миллионов гектаров по отношению к 2015 году, площадь этих земель в таких федеральных округах, как в Северо-Западном, Северо-Кавказском и Сибирском уменьшалась в 2016 и 2017 гг. Это объясняется денежным взысканием за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, проведением их инвентаризации, изъятием невостребованных земель сельскохозяйственного назначения, привлечением новых арендаторов, собственников, проведением торгов и продажей по выгодной цене изъятых земель сельскохозяйственного назначения как физическим, так и юридическим лицам.
В 2015 году наибольшая площадь невостребованных земель сельскохозяйственного назначения была в таких субъектах Российской Федерации, как:
− Смоленской области — 774 тысяч гектар и Тульской — 627 тысяч гектар (Центральный федеральный округ);
− Кировской области — 1966 тысяч гектар, Удмуртской республике — 340 тысяч гектар (Приволжский федеральный округ);
− Магаданской области — 181 тысяч гектар и Хабаровском крае — 116 тысяч гектар (Дальневосточный федеральный округ).
В 2016 году наибольшая площадь невостребованных земель сельскохозяйственного назначения была в таких субъектах Российской Федерации, как:
− Смоленской области — 937 тысяч гектар (Центральный федеральный округ);
− Кировской области — 1 648 тысяч гектар и Республике Марий Эл — 328 тысяч гектар (Приволжский федеральный округ);
− Амурской области — 1 901 тысяч гектар (Дальневосточный федеральный округ).
В 2017 году наибольшая площадь данных земель была в таких субъектах Российской Федерации, как:
− Смоленской области — 962 тысяч гектар и Ивановской — 425 тысяч гектар (Центральный федеральный округ);
− Кировской области — 2 965 тысяч гектар, в Республике Марий Эл — 674 тысяч гектар (Приволжский федеральный округ);
− Амурской области — 1 994 тысяч гектар и в Магаданской — 353 тысяч гектар (Дальневосточный федеральный округ).
На сегодняшний день существует целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения, однако благодаря тем положениям, которые прописаны в них, не обеспечивается эффективное, рациональное использование земель данной категории, в особенности в Центральном, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах, так как там, согласно приведённой статистике, часть земель данной категории не является востребованной, что на сегодняшний день является одной из проблем. Это, во-первых.
Во-вторых, не только ветровая, водная эрозии, заболачивание почв, но и недостаточное государственное финансирование таких видов работ, как: исследовательски-научных, опытно-конструкторских, аграрно-технических негативно влияет на эффективное использование земель с/х назначения, о чём свидетельствует увеличение площади невостребованных земель этой категории, а особенно в Приволжском федеральном округе (2017 год).
В-третьих, наличие вышеперечисленных крупных аграрных корпораций в РФ способствует вытеснению с рынка средних таких корпораций, а также самих фермеров и их хозяйства (государство большую часть субсидий выплачивает именно крупным аграрным корпорациям, тогда как фермеры получают такую денежную выплату в размере только 10 %).
В-четвёртых, существует расхождение в интересах у аграрных корпораций и администраций, которые находятся в сельских населённых пунктах, в плане того, что целью данных корпораций является получение выручки за выращенную и проданную продукцию, а целями администраций — поступление доходов в местные бюджеты в виде налогов, которые должны платить аграрные корпорации, развитие всех сфер жизнедеятельности и обеспечение занятости людей.
В связи с этим, основными путями решения данных проблем будут являться:
− внесение соответствующих поправок в действующее законодательство или разработка новых НПА, связанных с землями с/х назначения;
− увеличение денежного финансирования в сфере проведения специалистами исследовательски-научных, аграрно-технических и опытно-конструкторских работ;
− создание фонда на федеральном уровне, а также региональных фондов земель с/х назначения;
− внедрение определённых нормативов плодородия, а также паспортов, необходимых для земель этой категории;
− заключение контрактов между аграрными корпорациями и администрациями, находящимися в сельских населённых пунктах.
Литература:
- Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ // СПС КонсультантПлюс, 2019. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162171/ (дата обращения: 13.12 2019).
- Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в РФ за 2015 год // ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. URL: http://www.rosinformagrotech.ru/ (дата обращения: 15.12.2019).
- Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в РФ за 2016 год // ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. URL: http://www.rosinformagrotech.ru/ (дата обращения: 15.12.2019).
- Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в РФ за 2017 год // ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. URL: http://www.rosinformagrotech.ru/ (дата обращения: 15.12.2019).
- Холодов О. А. Комплексный мониторинг использования земель сельскохозяйственного назначения в современный период / Холодов О. А. // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. — 2019. — № 3. — С. 107–119.
- Шанин С. А. Теория и практика рыночного оборота сельскохозяйственных земель / Шанин С. А. // Белгородский экономический вестник. — 2018. — № 2 (90). — С.142–148.