В статье анализ использования земельных ресурсов в РФ. Дана теоретическая предпосылка оценки земельных ресурсов на различных уровнях управления и проблемы, возникающий в процессе управления.
Ключевые слова: сельскохозяйственные ресурсы, оценка земельных ресурсов, управление земельными ресурсами.
Сельское хозяйство можно отнести к сложной экономической системе. Взаимные процессы между биологическими, технологическими, организационными и экономическими процессами являются расширенным воспроизводством в сельском хозяйстве. Отрасли агропромышленного комплекса и отрасли сельского хозяйства тесно взаимосвязаны друг с другом. Главная цель сельского хозяйства – достижение стабильного увеличения сельскохозяйственной продукции, надежное обеспечение страны продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем, объединение усилий всех отраслей для получения высоких конечных результатов в соответствии с Продовольственной программой.
К настоящему времени в собственность граждан и организаций передано около 8 % земельного фонда, что составляет порядка 130 млн га, а 92 % земель остались в государственной и муниципальной собственности, что составляет объективную основу для решения проблемы организации рационального использования земельных ресурсов в муниципалитетах и регионе в целом, выработке и институционализации таких организационно-экономических форм, которые обеспечивали бы не только экономический, но и социальный, а также экологический эффект от использования земельных ресурсов в зависимости от специфики региональной структуры земельного фонда.
Одной из причин неэффективности реализуемой политики в сфере землепользования является фактическое отсутствие действенных механизмов государственного управления земельными ресурсами. Противоречивость в управлении земельными ресурсами является следствием основных факторов: несовершенство и противоречивость существующего федерального законодательства, регулирующего и регламентирующего земельные отношения; межведомственная несогласованность региональных и муниципальных структурных подразделений; несовершенство структуры управления земельными отношениями в муниципальных образованиях; неподготовленность и непрофессионализм кадров, зачастую подменяемые элементарной коррупционной составляющей. Поиск баланса частных и публичных интересов является одной из наиболее сложных проблем современной законодательной политики в области земельных отношений. Это проявляется в правовой неопределенности различных в отношении земли, в том числе такой важной для муниципалитета категории, как статус земель общего пользования.
Целью оценки эффективности в системе использования земельных ресурсов в регионах РФ является характеристика структуры земельных ресурсов для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земель. На федеральном уровне потенциал сельскохозяйственных угодий отражает их возможность обеспечивать продовольственную безопасность страны. Исходя из этого с позиций экономической оценки целесообразно различать два уровня определения потенциала земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения: уровень территорий (регион, муниципальный район, сельское поселение) и уровень хозяйствующих субъектов [1].
Экономическая оценка потенциала земельных ресурсов на первом уровне выражается в стоимости валовой продукции растениеводства, которая может быть получена с ограниченного по территории земельного массива (в масштабах региона, муниципальных образований, сельских территорий) при вовлечении в хозяйственный оборот всех находящихся в его пределах продуктивных земель, соблюдении принципов их рационального использования, а также условии выхода на уровень действительно возможной урожайности сельскохозяйственных культур на основе использования современных агротехнологий.
Поскольку значительная доля продукции растениеводства используется в качестве корма, то для части сельскохозяйственных угодий, выделяемых для формирования кормовой базы, возможна дополнительная оценка их потенциала, выражаемая через стоимостную оценку объемов валовой продукции животноводства.
Размер сельскохозяйственных угодий для оценки потенциала должен быть определен с учетом их целевого использования. Для пахотных земель определяется оптимальная структура посевных площадей, для сенокосов правомерно выделение улучшенных сенокосов, а для пастбищ – создание искусственных пастбищ. Для земель под многолетними насаждениями рассчитывается структура плодовых и ягодных насаждений.
Для расчета стоимости валовой продукции сельского хозяйства можно использовать несколько критериев: уровень текущих цен на отдельные виды продукции, уровень средних цен за 3-5 предыдущих лет, уровень условных цен, определяемых на основе экспертных оценок и др. При этом необходимо оценить прогнозную конъюнктуру рынка или провести многовариантные расчеты при различных наиболее вероятных сценариях колебания цен.
На уровне хозяйствующих субъектов экономическую оценку потенциала следует проводить исходя из внутренней сущности различных форм ведения хозяйственной деятельности: для структур предпринимательского типа – через объем потенциальной прибыли, для кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств, не использующих наемный труд, – через объем валового дохода, для хозяйств населения – через объем произведенных продуктов питания для собственного потребления и реализации, в случае возникновения излишков. Издержки производства для расчета размера прибыли и валового дохода должны определяться исходя из технологий, позволяющих обеспечить уровень действительно возможной продуктивности различных видов сельскохозяйственных угодий при том или ином способе хозяйствования в зависимости от уровня концентрации производства.
Следует отметить, что наряду с традиционными показателями эффективности использования продуктивных земель (отношение результатов производственно-финансовой деятельности в стоимостном или натуральном выражении к единице используемых земельных ресурсов) целесообразно применять показатель уровня реализации их потенциала, который будет комплексно отражать достигнутый уровень эффективности использования земли и возможные резервы наращивая производства сельскохозяйственной продукции.
По данным официальной статистики, по состоянию на 01.01.2015 г. площадь сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации составляла 191,1 млн га, из которых пашня занимала 115,5, сенокосы – 17,1, пастбища – 53,2, многолетние насаждения – 1,7, залежь – 3,6 млн га. По сравнению с 1990 г. размер находящихся в хозяйственном обороте сельскохозяйственных угодий снизился на 14,0%, пашни – на 12,7, сенокосов – на 27,4, пастбищ – на 17,5%. На 0,2 млн га выросла площадь многолетних насаждений. Площадь залежей увеличилась почти в 9,5 раз. Основной причиной сокращения площадей продуктивных земель стало их изъятие на несельскохозяйственные цели. Только в 2013 г. из хозяйственного оборота было изъято 110,4 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в т. ч. под строительство и расширение предприятий промышленности, транс порта, связи и иного назначения – 21,5 тыс. га, для расширения и строительства населенных пунктов – 35,6 тыс. га, передано предприятиям, организациям и учреждениям природоохранного назначения – 46,5 тыс. га и др. [2].
Отмечается устойчивая тенденция роста площадей земельных участков, переданных в собственность граждан для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного и дачного строительства, для производства сельхозпродукции индивидуальным предпринимателям.
Воспроизводство земельных ресурсов характеризуется не только сохранением пространственных характеристик, отражающих размер и структуру вовлеченных в хозяйственный оборот сельскохозяйственных угодий, но и поддержанием естественного плодородия почв и предотвращением деградации продуктивных земель [3].
Оценка параметров, характеризующих продуктивные свойства почв, позволяет сделать вывод об устойчивом снижении качества земель сельскохозяйственного назначения. Если в 1990 г. в Российской Федерации доля пахотных земель с повышенным уровнем кислотности составляла 28,2%, то к 2015 г. этот показатель достиг уровня 34,9 %. Недостаточный уровень использования минеральных удобрений привел к тому, что почти 22 % пахотных земель характеризуются низкой и очень низкой обеспеченностью подвижным фосфором, 9 % – низким содержанием обменного калия, 31,2 % – органического вещества [4].
Более высокий потенциал продуктивных земель регионов, относящихся к зонам интенсивного земледелия, обеспечил меньшую остроту проблемы падения качества воспроизводства земельных ресурсов, но системные проблемы развития земельных отношений присущи и этим территориям.
Среди задач государственной политики по управлению земельным фондом основными являются такие как: соблюдение гарантий прав участников земельных отношений; обеспечение охраны земель и сохранения объектов культурного наследия; повышение качества земель; формирование среды для повышения эффективности гражданского оборота земельных участков, в том числе по защите прав на недвижимое имущество.
Решение данных задач невозможно обеспечить без системы качественного мониторинга за состоянием земельных ресурсов в регионах и их муниципальных образованиях. Иными словами, одним из важнейших условий рациональности использования земельных ресурсов на муниципальном уровне является качественное информационное поле, где отражены фактические данные о состоянии земельных ресурсов территории.
Литература:
- Вязов Г. Б. Эффективность использования земельных ресурсов экономики региона: методика оценки, анализ, типология//Социально-экономические явления и процессы, 2014. – № 9. –Т. 9. – С. 19-25
- Польшакова Н. В., Коломейченко А. С. Анализ эффективности использования земельных ресурсов Орловской области на основе инновационных технологий//Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2015. – №11(83). – С. 10.
- Коломейченко А. С. Повышение экономической эффективности использования сельскохозяйственных угодий в многоотраслевых предприятиях орловской области// В сборнике: Проблемы экономической динамики и роста в АПК: региональный аспект, 2004. – С. 72-75.
- Гагай И. В. Качество земель и методики оценки сельскохозяйственных угодий//Вестник адыгейского государственного университета. Серия 5: экономика, 2014. – № 3(150). – С. 217-224.