Контрольно-надзорные функции, выполняемые государственными органами, являются одним из ключевых механизмов системы управления земельными ресурсами и должны реализовываться на основе достоверных и актуальных сведений об объектах управления, что на сегодняшний момент призвана обеспечить информационная база данных Единого государственного реестра недвижимости.
Ключевые слова: государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, государственный кадастровый учет, государственная регистрация, недвижимое имущество.
Предметом муниципального земельного контроля является проведение проверок по использованию муниципального имущества, соблюдение требований муниципальных правовых актов в сфере земельно-имущественных отношений, а также соблюдение требований регионального и федерального законодательства. Целью муниципального земельного контроля является обеспечение благоприятной среды для жизни и деятельности жителей муниципальных районов, достижение которой возможно, путем рациональной работы органов местного самоуправления [1].
Должностные лица, проводящие муниципальный земельный контроль в обязательном порядке, должны являться муниципальными инспекторами. Все обязанности муниципального инспектора по земельному контролю обязательны к исполнению, а неисполнение их ведет к незаконности процесса проведения проверок и говорит о не достаточной квалифицированности кадров органов муниципального земельного контроля.
Данное обстоятельство снижает эффективность всей системы регулирования земельно-имущественных отношений и управления земельными ресурсами. В земельном кодексе четко прописаны правила взаимодействия уполномоченных органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль и государственный земельный надзор [2]. Таким образом, если муниципальным инспектором, в результате проведения проверки, выявлены нарушения земельного законодательства, за которые предусмотрена административная или иная ответственность, они направляют копию акта с в органы государственного земельного надзора, которые в свою очередь обязаны его рассмотреть и принять решение о возбуждении или о не возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию решения в органы местного самоуправления [3].
Данная схема наглядно показывает принцип работы муниципального земельного контроля во взаимодействии с органами государственного земельного надзора. Процедура составления ежегодного плана проверок является основой как муниципального земельного контроля, так и государственного земельного надзора.
Таким образом, наблюдается прямое подчинение органов муниципального земельного контроля органам государственного земельного надзора, что позволяет сделать вывод о иерархичности системы земельного надзора.
При его составлении, во избежание проведения проверки одного лица органами муниципального и государственного земельного (контроля) надзора, план проверок муниципалитета согласуется с исполнительными органами власти, которым делегированы полномочия проведения государственного земельного надзора на территории, включающей данное муниципальное образование.
При проведении проверки муниципальным инспектором и выявлении им нарушений, предусматривающих административную или иную ответственность, составляется акт, копия которого в течение 10 рабочих дней, передается в территориальные органы надзора в форме электронного документа, заверенного квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления либо в бумажном виде, в случае невозможности иного. Орган государственного земельного надзора, в свою очередь, должен в течение 5 рабочих дней принимает решение о возбуждении, либо отказе о возбуждение дела, а копию данного решения отправить в органы местного самоуправления вышеуказанными способами. Также, органы местного самоуправления имеют право обжаловать решение органом государственного земельного надзора об отказе в возбуждение дела об административном правонарушении.
Подводя итоги всего выше сказанного, можно заключить, что органы муниципального земельного контроля в праве проводить проверки в соответствии с планом, а также проводить внеплановые проверки с целью выявления нарушений актов местного самоуправления региональных и федеральных законов, пресечения нарушений и устранения последствий, но у них нет права на возбуждение дела об административном правонарушении, такие решения принимаются органами государственного земельного надзора.
Муниципальный земельный контроль призван выявлять и пресекать нарушения на территории муниципалитета с целью обеспечения благоприятной среды для жизни граждан. Посредствам муниципального земельного контроля решаются проблемы муниципального образования связанные с использованием земли и соблюдением земельного законодательства, а также местных нормативно-правовых актов и региональных законов, что обеспечивает устойчивое и динамичное развитие муниципалитета.
Развитие городов и населенных пунктов, рынков недвижимости, а также необходимость эффективного решения социальных проблем, обуславливает ажиотажный спрос и постоянное увеличение количества площадей под застройку.
Совокупность данных факторов повысила значение земельного контроля особенно на муниципальном уровне, поскольку не все землепользователи обладают необходимым количеством информации для осуществления рационального пользования землей.
За последние время в земельном законодательстве произошли большие изменения, связанные с земельным надзором, но практически все изменения коснулись органов государственного земельного надзора, а муниципальный контроль как был на низком уровне так на нем и остался.
Для рационального решения проблем земельного надзора необходимо начинать решать проблемы с уровня муниципалитетов, а не с государственного. Как известно, чем ниже уровень власти, тем больше на нем коррупции, так и в отношении муниципального контроля.
На территории муниципального образования проведению земельного контроля препятствует не только коррупция, но и родственные отношения уполномоченных представителей органов муниципального земельного контроля с лицами, в отношении которых проводится проверка.
Литература:
- Земельный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ: [принят Гос. Думой 28 сентября 2001 года: одобр. Советом Федерации 10 октября 2001 года].
- Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль»: Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1515.
- Сегаев, И. Н. Государственный земельный надзор, как элемент управления земельными ресурсами / И. Н. Сегаев, А. Н. Поршакова, Т. С. Новикова // Современные проблемы науки и образования, 2017–333 с.