Контрольно-надзорная деятельность как организационно-правовой способ обеспечения законности в жилищно-коммунальном хозяйстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 11.04.2020

Статья просмотрена: 716 раз

Библиографическое описание:

Мурсалов, Ф. А. Контрольно-надзорная деятельность как организационно-правовой способ обеспечения законности в жилищно-коммунальном хозяйстве / Ф. А. Мурсалов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68748/ (дата обращения: 24.12.2024).



В статье подвергается анализу контрольно-надзорная деятельность органов государственной власти на федеральном, региональном и местном уровне в сфере жилищно-коммунального хозяйства. На основе проведенного исследования были выявлены основные положения, затрагивающие законодательное разграничение контрольной и надзорной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Автор приходит к выводу, что для должной реализации контрольно-надзорной деятельности в сфере ЖКХ необходимо принять в регионах страны соответствующие законодательные акты, которые регулировали бы порядок взаимодействия органов жилищного контроля муниципалитетов с органами, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор.

Ключевые слова: региональный жилищный надзор, органы жилищного контроля муниципалитетов, жилищно-коммунальное хозяйство, контрольно-надзорная деятельность, организационно-правовой способ.

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее-ЖКХ) формирует главные параметры, определяющие качество жизни людей, поскольку является одним из основных элементов социально-экономической системы современности. В сегодняшней действительности ЖКХ особо нуждается в поступательной, осмысленной модернизации и совершенствовании, поскольку необходимо соответственно организовать контрольно-надзорную деятельность (КНД), проводимой органами муниципалитетов и регионов.

Контрольно-надзорная деятельность является организационно-правовым способом, с помощью которого обеспечивается законность в области реализации исполнительной власти. Организационно-правовой способ обеспечения государственной дисциплины и законности в сфере управленческой деятельности представляет собой характерную деятельность соответствующих правоохранительных органов, в том числе их структурных подразделений, специально направленной обеспечивать государственную дисциплину и законность в работе субъектов управленческих административно-правовых отношений [1, с.204].

КНД представляет собой такую деятельность, которая подразумевает применение мер (в случае необходимости) административно — наказательного либо пресекательного характера по итогам рассмотрения уровня соблюдения юридическими лицами и гражданами не только общих правил поведения, но и непосредственно в трудовой деятельности. Кроме того, рассматриваемая деятельность является свойственной в работе соответствующих органов, как на уровне федерации, так и регионов [5, с.221–222].

Сказанное относится, как к жилищному контролю органов муниципалитетов, так и жилищному надзору органов регионов, являющиеся разновидностями КНД. Это подтверждается нормами Жилищного кодекса России (ст. 20 ЖК РФ), в соответствии с которой органы жилищного надзора регионов, имеют право выявлять нарушителей законодательства в рассматриваемой сфере и применять меры административно — наказательного либо пресекательного характера. Согласно жилищному законодательству страны (ст. 196 ЖК РФ) лицензионный контроль подразумевает выявление и пресечение неисполнения лицензионных требований, что представляет его контрольно-надзорную деятельность, а вот жилищный контроль органов муниципалитетов по сравнению с жилищным надзором органов регионов осуществляется не в таком объёме, однако контрольно-надзорная деятельность ему все же характерна, поскольку ему свойственна выполнение в том числе и функций по реализацию лицензионного контроля [2, с.47].

Разграничение публичных и частных интересов, выступающего по сути гарантией обеспечения законности деятельности соответствующих отраслей и сфер государственного управления всеми участниками правовых отношений, не нарушающей режим их нормальной жизнедеятельности Важной составляющей задачей государства в рассматриваемой сфере отношений является [6, с.125].

Отметим, что нет единого федерального закона, определившего бы основы деятельности в отрасли ЖКХ и в ближайшее время нет никаких разработок и дискуссий у законодательных органов касаемо комплексного урегулирования общественных отношений. Комплексность в рассматриваемой области на федеральном уровне прослеживается только на уровне стратегического планирования, главные постулаты которого отражены в Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года [4].

Сегодня приняты достаточное количество законодательных актов, регламентирующих контрольно-надзорную деятельность, но тем не менее для должного уровня работы контрольно-надзорных органов следовало бы доработать либо принять соответствующие нормативно-правовые акты, которые облегчили бы и во многом систематизировали бы данную отрасль.

Законодательное усовершенствование контрольно-надзорной деятельности имеет тенденцию в сторону защиты прав и интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, особенно в плане разгрузки их от большого числа проверок, проводимых органами муниципалитетов и регионов, что думается, не вполне оправданно, поскольку названные субъекты всегда должны иметь контроль со стороны государства, дабы исключить в данной отрасли случаи игнорирования законов, как региональных, так и федеральных. Подобное направление сегодняшней политики в области контрольно-надзорной деятельности прослеживается в названии законодательных актах, принимаемых для правового регламентирования исследуемой отрасли. Так, федеральный закон, принятый сегодня для регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при осуществлении ими контроля и надзора именуется так же, как и ранее действовавший закон [7].

Вместе с тем, по тем проектам законодательных актов, которые готовятся Правительством России сегодня, не прослеживаются какие-то изменения контрольно-надзорной деятельности в области ЖКХ [3]. Данная упущение законодателя связана с тем, что порядок применения системы управления рисками при организации и осуществлении государственного надзора (контроля) по разрабатываемому проекту не может быть реализована для контрольно-надзорной деятельности в области ЖКХ, так как ЖКХ не отнесена к видам контрольно-надзорной деятельности, которые реализуются с использованием риск-ориентированного подхода. Помимо этого, перечень нормативных актов, которые разрабатываются Правительством России для обеспечения проведения реформы контрольно-надзорной деятельности в целом не направлен на усовершенствование отрасли ЖКХ.

Думается, что подобное игнорирование отрасли ЖКХ является не допустимым, поскольку Правительство России должна работать и для усовершенствования этой отрасли, дорабатывая действующие и принимая новые законы, а также вносить предложения законодательному органу страны, с тем, чтобы он принял законы с соответствующими нововведениями, в противном случае состояние отрасли ЖКХ, являясь отражателем благополучия населения страны, может вызвать у граждан недоверие к государству либо заподозрить страну в равнодушном отношении к своим гражданам

Подводя итог исследованию, необходимо отметить, что КНД в области ЖКХ применяется вместе с другими организационно-правовыми способами обеспечения законности в государственном управлении, в виде государственного надзора и контроля. Однако, в отличии от государственного надзора и контроля она осуществляется федеральными органами и органами субъектов России, а также органами муниципалитетов, осуществляющими КНД в области ЖКХ.

Особо следует отметить и то, что региональные органы и органы муниципалитетов порой выполняют смежные функции в области обеспечения законности в жилищно-коммунальном хозяйстве, а структура муниципального контроля пока только формируется в нашей стране. Для согласованной работы в этой области всех органов государственной власти необходима разработка и внедрение единой системы надзора и контроля в ЖКХ.

Литература:

  1. Конин Н. М. Административное право: учебник для бакалавров / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. — М.: Издательство Юрайт, 2014. С.204 ISBN 978–5–9916–2989–8
  2. Колязина А. В. Государственный контроль и надзор в жилищно-коммунальном хозяйстве: диссертация к. ю.н.: Специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс / А. В. Колязина; науч. рук. А. Ю. Соколов. -Саратов, 2018. -47 с.
  3. Перечень нормативных актов, которые разрабатываются Правительством Российской Федерации для обеспечения проведения реформы контрольно-надзорной деятельности // URL: http://government.ru/projects/selection/655/25930/ (дата обращения: 04.04.2020 г.).
  4. Распоряжение Правительства РФ от 26.01.2016 N 80-р (ред. от 18.10.2018) «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ», 01.02.2016, N 5, ст. 758
  5. Соколов А. Ю. Административное право РФ: Учебник для бакалавров / А. Ю. Соколов. — Москва: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. — С.221–222 ISBN 978–5–91768–717–9. // URL: https://znanium.com/catalog/product/9662
  6. Смородинова Ю. С. Контроль и надзор в деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (административно-правовой аспект): диссертация к. ю.н.: 12.00.14 / Смородинова Ю. С.; [Место защиты: Краснодарский университет МВД России].- Краснодар, 2015. с. 125
  7. Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ (ред. от 30.12.2006, с изм. от 22.12.2008) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // «Российская газета», N 155–156, 11.08.2001 (документ утратил силу)
Основные термины (генерируются автоматически): контрольно-надзорная деятельность, жилищно-коммунальное хозяйство, область ЖКХ, орган муниципалитетов, государственный надзор, орган, государственная власть, государственная дисциплина, государственное управление, лицензионный контроль.


Ключевые слова

жилищно-коммунальное хозяйство, контрольно-надзорная деятельность, региональный жилищный надзор, органы жилищного контроля муниципалитетов, организационно-правовой способ

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

В статье автор исследует особенности правового регулирования в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Вопросы практики прокурорского надзора за законностью использования финансовых ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства

В статье рассматриваются основные вопросы практики прокурорского надзора за законностью использования финансовых ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, выявляются основные нарушения и приводится пример из правоприменит...

Совершенствование организации государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем создания территориальных органов исполнительной власти (на примере Ленинградской области)

Состояние законности и практика прокурорского надзора за исполнением законодательства в жилищной сфере

Статья посвящена анализу состояния законности за исполнением законодательства в сфере ЖКХ. Приводится опыт работы органов прокуратуры по организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в жилищной сфере.

Административно-правовое регулирование здравоохранения

Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения напрямую связано с правовым обеспечением качества жизни населения, причем упущения и ошибки в данном сегменте государственного управления напрямую отражаются на качестве и продолжительнос...

Эффективность законодательного регулирования прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ

Данная статья посвящена анализу эффективности законодательного регулирования прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ. В работе рассматриваются основные проблемы, связанные с недостаточной эффективностью прокурорского надзора, а также...

Государственный контроль и надзор в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг

В статье рассмотрена организация государственного контроля за эффективностью и качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также сделаны соответствующие выводы о взаимодействии государственных органов.

Осуществление органами местного самоуправления контроля за деятельностью управляющих организаций

В статье рассматривается перечень органов, осуществляющих контроль за деятельностью управляющих организаций, а также основания, по которым проводится проверка органами местного самоуправления.

Сущность и основные направления прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования

В статье отмечается, что прокурорский надзор является эффективной формой высшего государственного контроля за исполнением законов. В ходе прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования особое внимание уделяется на ис...

Виды и формы организации государственного финансового контроля в РФ

Традиционный последующий контроль в финансово-бюджетной сфере в связи с принятием в последнее время новых законодательных актов, вводящих новую компетенцию органов финансового контроля, уступил место мероприятиям по предварительному контролю. На прак...

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

В статье автор исследует особенности правового регулирования в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Вопросы практики прокурорского надзора за законностью использования финансовых ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства

В статье рассматриваются основные вопросы практики прокурорского надзора за законностью использования финансовых ресурсов в сфере жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, выявляются основные нарушения и приводится пример из правоприменит...

Совершенствование организации государственного управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства путем создания территориальных органов исполнительной власти (на примере Ленинградской области)

Состояние законности и практика прокурорского надзора за исполнением законодательства в жилищной сфере

Статья посвящена анализу состояния законности за исполнением законодательства в сфере ЖКХ. Приводится опыт работы органов прокуратуры по организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства в жилищной сфере.

Административно-правовое регулирование здравоохранения

Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения напрямую связано с правовым обеспечением качества жизни населения, причем упущения и ошибки в данном сегменте государственного управления напрямую отражаются на качестве и продолжительнос...

Эффективность законодательного регулирования прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ

Данная статья посвящена анализу эффективности законодательного регулирования прокурорского надзора за исполнением законов в сфере ЖКХ. В работе рассматриваются основные проблемы, связанные с недостаточной эффективностью прокурорского надзора, а также...

Государственный контроль и надзор в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг

В статье рассмотрена организация государственного контроля за эффективностью и качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также сделаны соответствующие выводы о взаимодействии государственных органов.

Осуществление органами местного самоуправления контроля за деятельностью управляющих организаций

В статье рассматривается перечень органов, осуществляющих контроль за деятельностью управляющих организаций, а также основания, по которым проводится проверка органами местного самоуправления.

Сущность и основные направления прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования

В статье отмечается, что прокурорский надзор является эффективной формой высшего государственного контроля за исполнением законов. В ходе прокурорского надзора за деятельностью исполнительной власти в сфере образования особое внимание уделяется на ис...

Виды и формы организации государственного финансового контроля в РФ

Традиционный последующий контроль в финансово-бюджетной сфере в связи с принятием в последнее время новых законодательных актов, вводящих новую компетенцию органов финансового контроля, уступил место мероприятиям по предварительному контролю. На прак...

Задать вопрос