Финансово-экономические проблемы жилищно-коммунального хозяйства и пути их решения на примере ГБУ «Жилищник района Южное Медведково» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (548) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 04.12.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Гришин, А. С. Финансово-экономические проблемы жилищно-коммунального хозяйства и пути их решения на примере ГБУ «Жилищник района Южное Медведково» / А. С. Гришин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 99-103. — URL: https://moluch.ru/archive/548/119560/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор исследует финансово-экономические проблемы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) на примере ГБУ «Жилищник района Южное Медведково». Анализируются основные сложности, такие как недостаточное финансирование капитального ремонта, высокий уровень дебиторской задолженности, текучесть кадров и износ материально-технической базы. В работе рассматриваются нормативно-правовые основы функционирования ЖКХ в Российской Федерации, а также предлагаются конкретные меры по оптимизации расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств. Особое внимание уделяется внедрению конкурентных закупок, энергоэффективных технологий, лизинговых механизмов для обновления оборудования, а также улучшению финансового контроля и работы с задолженностью. Предложенные рекомендации направлены на повышение качества предоставляемых услуг и устойчивое развитие организации.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, финансово-экономические проблемы, капитальный ремонт, дебиторская задолженность, текучесть кадров, материально-техническая база, нормативно-правовое регулирование, оптимизация расходов.

Финансово-экономические проблемы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) остаются одной из наиболее острых тем в современной России. Эффективное управление этой сферой имеет ключевое значение для обеспечения комфортных условий проживания населения и устойчивого развития городов. На примере ГБУ «Жилищник района Южное Медведково» можно проследить основные сложности и возможные пути их преодоления.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) представляет собой многослойный производственно-технический комплекс, который ежедневно обеспечивает население основными услугами, существенно влияющими на комфорт и качество жизни. Основные направления деятельности ЖКХ включают эксплуатацию жилого фонда, поддержание инженерных сетей, а также предоставление коммунальных услуг, таких как водоснабжение, теплоснабжение, электроэнергия и вывоз отходов. Эта отрасль играет стратегическую роль в стабильной жизнедеятельности городов и поселений, отражая как социальные, так и экономические аспекты.

С точки зрения социальной функции, ЖКХ рассматривается как ключевая сфера жизнеобеспечения, предоставляющая базовые услуги, необходимые для комфортного проживания. Экономический аспект характеризует ЖКХ как специфический рынок товаров и услуг, связанных с жильем и коммунальной сферой, это влияет на финансовые потоки и развитие инфраструктуры. В научной литературе существуют различные подходы к определению сущности ЖКХ. Например, Султанова Е. В. акцентирует внимание на роли ЖКХ как части территориальной инфраструктуры, Афанасьева А. Н. рассматривает его как элемент инвестиционно-строительного комплекса, а Ягодина Л. П. подчеркивает его местный характер и социально-экономическую значимость [2, с. 205].

Система ЖКХ включает в себя разнообразные элементы, такие как государственные и муниципальные регулирующие органы, ресурсоснабжающие организации, управляющие компании и собственники жилья. Эти участники взаимодействуют для обеспечения стабильных условий проживания и функционирования городской инфраструктуры. В состав объектов ЖКХ входят санитарно-технические объекты, энергетические сети, транспортные сооружения, жилой и нежилой фонд, а также объекты внешнего благоустройства. Каждая из подотраслей ЖКХ — жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство и сооружения внешнего благоустройства — выполняет свои специфические функции, но при этом тесно взаимосвязаны, обеспечивая целостность и эффективность системы.

Особенности ЖКХ заключаются в его монополистическом характере, высокой капиталоемкости и сложности организации инфраструктуры, конкуренция ограничивается и требует значительных ресурсов для поддержания и модернизации. Бесперебойность оказания коммунальных услуг и оперативное реагирование на аварийные ситуации являются критически важными для поддержания качества жизни населения [10].

Нормативно-правовая база играет фундаментальную роль в обеспечении стабильного функционирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в Российской Федерации, гарантируя доступность и качество предоставляемых услуг. Основные законодательные акты определяют стандарты качества и безопасности, регулируя широкий спектр жилищных отношений, включая использование жилых помещений и предоставление коммунальных услуг. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, закрепляет право каждого гражданина на жилище и обязывает государство способствовать жилищному строительству, обеспечивая условия для реализации этого права [2, с. 53].

Жилищный кодекс РФ, принятый 29 декабря 2004 года, детализирует права и обязанности владельцев жилья, арендаторов и управляющих организаций, устанавливая стандарты качества жилищных услуг [1]. Вместе с ним Градостроительный кодекс РФ того же года регулирует градостроительную деятельность, определяя правила использования земельных участков, планирования новых строений и реконструкции существующих объектов.

Федеральные законы дополняют основное законодательство, регулируя специфические аспекты ЖКХ. Закон «О теплоснабжении» от 9 июля 2010 года устанавливает правовые основы для производства, передачи и потребления тепловой энергии, включая регулирование тарифов и обязательства теплоснабжающих организаций по обеспечению надежного и качественного теплоснабжения. Этот закон также способствует модернизации теплосетей, требуя от организаций соблюдения нормативных требований и стимулируя энергоэффективные инвестиции. Закон «Об электроэнергетике» от 21 февраля 2003 года регулирует отношения между поставщиками электроэнергии и потребителями, включая организации ЖКХ. Он обязывает поставщиков обеспечивать надежное электроснабжение, устанавливая экономически обоснованные тарифы и стимулируя использование возобновляемых источников энергии. Это позволяет ЖКХ снижать затраты на электроэнергию и повышать энергоэффективность.

Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» от 12 марта 1999 года регулирует поставку газа для коммунальных нужд, определяя правила эксплуатации газовых систем и стимулируя газификацию объектов ЖКХ. Закон предусматривает обязательства поставщиков по обеспечению бесперебойной подачи газа и требования к техническому обслуживанию газового оборудования, снижаются риски аварий и утечек.

Закон «О водоснабжении и водоотведении» регулирует все аспекты водоснабжения и водоотведения, включая качество воды, тарифы и обязательства водоснабжающих организаций. Он обеспечивает равный доступ к водным ресурсам, устанавливая стандарты качества и стимулируя модернизацию водоотводных систем. Закон также поддерживает раздельный сбор отходов.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами, включая их сбор, утилизацию и захоронение. Для ЖКХ это означает обязательства по раздельному накоплению отходов и использование экологически безопасных методов их обработки.

Дополнительные законы, такие как Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года и «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2007 года, создают механизмы привлечения частных инвестиций и финансовой поддержки для капитального ремонта и модернизации инфраструктуры ЖКХ. Эти законы способствуют улучшению условий проживания и повышению качества коммунальных услуг через партнерство государственного и частного секторов.

Отсутствие единого нормативного акта, полностью охватывающего сферу ЖКХ, требует координации множества отдельных законодательных документов, усложняет управление и регулирование отрасли. Тем не менее, совокупность этих нормативных актов формирует комплексный правовой механизм, направленный на обеспечение качественного и стабильного обслуживания населения, поддержание инфраструктуры и повышение энергоэффективности [3, с. 191].

Финансово-экономические проблемы ЖКХ проявляются в недостаточности финансирования, высоком уровне износа инфраструктуры и неэффективности тарифной системы. Основными источниками финансирования отрасли являются бюджетные средства, внебюджетные инвестиции и собственные доходы предприятий. Однако даже совокупность этих источников не обеспечивает необходимого объема средств для полноценной модернизации и обновления инфраструктуры. Согласно данным исследований, степень износа сетей водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения в некоторых регионах достигает критических 80 %, это приводит к частым авариям и перебоям в предоставлении услуг [9].

На примере ГБУ «Жилищник района Южное Медведково» можно увидеть отражение общих проблем отрасли. Организация управляет 129 многоквартирными домами, из которых 50 требуют проведения капитального ремонта в ближайшие пять лет. Однако в 2023 году на эти цели было выделено лишь 100 млн рублей при необходимом финансировании в 500 млн рублей. Недостаток средств не позволяет своевременно проводить необходимые работы по обновлению инженерных систем, ремонту фасадов и кровель [8, с. 25].

Высокий уровень дебиторской задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги является еще одной серьезной проблемой. На конец 2023 года задолженность составляла 34,29 млн рублей, это 6,9 % от общего годового бюджета организации. Почти половина этой суммы приходится на долги свыше шести месяцев, это усложняет их взыскание и негативно сказывается на финансовой устойчивости организации. Ситуация приводит к кассовым разрывам и ограничивает возможности финансирования текущей деятельности, включая выплату заработной платы персоналу и проведение ремонтных работ.

Высокая текучесть кадров среди работников уборочных служб и рабочих комплексной уборки также негативно влияет на качество предоставляемых услуг. Уровень укомплектованности штата по данным позициям составляет лишь 48,8 % и 81,3 % соответственно, а текучесть кадров достигает 30 % среди дворников и 25 % среди рабочих комплексной уборки. Основными причинами этого являются низкий уровень заработной платы, тяжелые условия труда и отсутствие социальных гарантий [6, с. 164].

Значительная часть оборудования, используемого организацией, имеет высокий уровень износа. Например, из 57 роторных щеток для зимней уборки 30 единиц (52,6 %) имеют износ более 70 %. Это приводит к увеличению эксплуатационных расходов на ремонт и обслуживание устаревшей техники, снижению производительности труда и качества выполняемых работ.

Рассмотрим современные подходы к решению финансово-экономических проблем в сфере ЖКХ. Переход на рыночные принципы в сфере тарифного регулирования предполагает внедрение механизмов, позволяющих формировать тарифы на основе реальных затрат предприятий. Это позволит привлечь долгосрочные инвестиции и обеспечить предсказуемость тарифов.

Государственные программы поддержки, такие как федеральный проект «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами», направлены на снижение износа инфраструктуры и улучшение качества предоставляемых услуг. В рамках этих программ реализуются мероприятия по модернизации коммунальной инфраструктуры, они снижают аварийность и повышают энергоэффективность. Однако для их успешной реализации необходимо эффективное использование выделяемых средств и прозрачность процессов распределения финансирования [7, с. 57].

Использование механизмов ГЧП позволяет привлекать частные инвестиции для модернизации коммунальной инфраструктуры. Это снижает нагрузку на государственный бюджет и способствует внедрению современных технологий и повышению эффективности управления коммунальными объектами. Однако успешное применение ГЧП требует создания благоприятных условий для инвесторов, включая предсказуемость законодательной и тарифной политики [4, с. 132].

Изучение и адаптация зарубежного опыта, например, моделей управления ЖКХ в Германии и Франции, могут предоставить ценную информацию для разработки эффективных стратегий в российском контексте. В Германии особое внимание уделяется децентрализации управления и активному внедрению возобновляемых источников энергии. Франция успешно применяет модель концессионных соглашений, позволяющих эффективно привлекать частные инвестиции и компетенции для управления коммунальной инфраструктурой.

На уровне ГБУ «Жилищник района Южное Медведково» решение финансово-экономических проблем требует комплексного подхода. Необходимо разработать стратегию по оптимизации расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств.

Оптимизация расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств в ГБУ «Жилищник района Южное Медведково» требует внедрения ряда целенаправленных мероприятий. В первую очередь, необходимо пересмотреть и усовершенствовать процессы закупок. В 2023 году значительная часть закупок осуществлялась у единственного поставщика, это увеличивало затраты и снижало качество приобретаемых товаров и услуг. Для решения этой проблемы целесообразно увеличить долю конкурентных процедур до 95 %, это позволит создать конкурентную среду и снизить цены за счет тендерных снижений. Это можно достичь путем более точного планирования закупок, использования электронных торговых площадок и обучения сотрудников контрактной службы новым методам и инструментам закупочной деятельности [5, с. 164].

Еще одним важным направлением является рационализация затрат на содержание и ремонт многоквартирных домов. В 2023 году расходы по этой статье превысили плановые показатели, необходимо внедрение энергоэффективных технологий. Расширение практики установки светодиодного освещения, проведение энергоаудитов и установка систем автоматизированного управления инженерными сетями позволят существенно сократить расходы на энергию и улучшить эксплуатацию ресурсов. Например, установка светодиодного освещения может сэкономить до 5 млн рублей ежегодно, а теплоизоляция фасадов и кровель способна сократить энергозатраты на 8 млн рублей.

Обновление материально-технической базы при ограниченных финансовых возможностях можно осуществить через лизинговые механизмы. Это позволит приобрести новое оборудование без значительных единовременных затрат, а также снизить расходы на его обслуживание. Планируется обновление 30 роторных щеток, 6 телескопических погрузчиков и 9 автомобилей для вывоза мусора (потребует около 15 млн рублей в год). Такой подход не только обновит парк техники, но и повысит его надежность и эффективность.

Оптимизация численности персонала и повышение производительности труда также играют ключевую роль в снижении расходов. Проведение анализа рабочих процессов поможет выявить дублирующие или неэффективные операции, а внедрение современных технологий и автоматизация задач позволит сократить потребность в ручном труде. Обучение персонала новым навыкам и использование систем управления задачами для рабочих бригад повысит общую производительность и снизит нагрузку на сотрудников.

Внедрение системы электронного документооборота значительно сократит расходы на бумагу и печать, ускорит процессы согласования и снизит риск потери документов. Регулярный мониторинг и анализ отклонений в бюджете, а также разработка регламентов по контролю за расходами помогут повысить точность планирования и рациональное использование ресурсов. Усиление финансового контроля обеспечит более эффективное распределение средств и предотвратит перерасходы по ключевым статьям бюджета.

Работа с дебиторской задолженностью требует особого внимания. Повышение информированности должников через современные средства коммуникации, введение программ поощрений для добросовестных плательщиков и активизация претензионно-исковой работы позволят значительно снизить уровень задолженности. В 2023 году уже удалось сократить дебиторскую задолженность на 42,9 %, однако дальнейшие меры необходимы для достижения стабильного финансового состояния.

Таким образом, комплексный подход к оптимизации расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств включает в себя улучшение закупочных процедур, внедрение энергоэффективных технологий, обновление материально-технической базы через лизинг, оптимизацию численности персонала, внедрение электронного документооборота, усиление финансового контроля и активную работу с дебиторской задолженностью. Реализация этих мер позволит ГБУ «Жилищник района Южное Медведково» не только снизить затраты, но и повысить качество предоставляемых услуг, обеспечивая тем самым удовлетворенность жителей и устойчивое развитие организации.

В заключение, финансово-экономические проблемы ЖКХ являются комплексными и требуют системного подхода для их решения. На примере ГБУ «Жилищник района Южное Медведково» видно, что сочетание оптимизации внутренних процессов, привлечения дополнительных источников финансирования и повышения качества услуг может привести к значительному улучшению ситуации в отрасли.

Литература:

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14.

2. Воронин, В. В. Муниципальные районы: управление и развитие: монография / В. В. Воронин, Б. И. Кочуров, Д. И. Васильева. — Москва: РУСАЙНС, 2023. — 485 c. — Текст: непосредственный.

3. Титова, Е. А. Поощрение и поощрительное производство в системе государственной гражданской службы Российской Федерации: проблемы теории и эффективность: монография / Е. А. Титова. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 190 c. — Текст: непосредственный.

4. Алферов, В. Н. Государственно-частное партнерство как инструмент развития жилищно-коммунального хозяйства России / В. Н. Алферов, К. А. Климятич. — Текст: непосредственный // Стратегии бизнеса. — 2020. — № 5. — С. 132–136.

5. Брылов, А. Ю. Инструменты развития механизма антикризисного управления предприятий жилищно-коммунального хозяйства / А. Ю. Брылов. — Текст: непосредственный // Сервис в России и за рубежом. — 2023. — № 2. — С. 164–173.

6. Гузеев, А. Н. Проблемы кадрового потенциала на примере предприятий жилищно-коммунального хозяйства / А. Н. Гузеев, Ж. А. Казорина. — Текст: непосредственный // Экономика. Социология. Право. — 2022. — № 1. — С. 44–47.

7. Махмутова, Э. Р. Источники финансирования сферы ЖКХ как сдерживающий фактор повышения качества предоставляемых услуг / Э. Р. Махмутова. — Текст: непосредственный // Форум молодых ученых. — 2021. — № 3. — С. 57–62.

8. Пшеничный, Ю. Н. Проблемы и модернизация сферы ЖКХ в городах / Ю. Н. Пшеничный — Текст: непосредственный // Форум молодых ученых. — 2021. — № 3. — С. 25–36.

9. Состояние российской экономики в сфере ЖКХ на 2024 год. — Текст : электронный // ТАСС : [сайт].— URL: https://tass.ru/ekonomika/16227045 (дата обращения: 27.10.2024).

10. Эксперт: ситуация с капитальным ремонтом жилья в России остается сложной. — Текст: электронный // РИА Недвижимость: [сайт]. — URL: https://realty.ria.ru/20240515/ekspert-1945938724.html (дата обращения: 27.10.2024).

Основные термины (генерируются автоматически): Южное Медведково, жилищно-коммунальное хозяйство, дебиторская задолженность, оптимизация расходов, услуга, ЖКХ, капитальный ремонт, материально-техническая база, повышение эффективности использования, Российская Федерация.


Похожие статьи

Задать вопрос