Формирование навыков чтения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хохлова, Э. Г. Формирование навыков чтения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Э. Г. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 404-406. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65038/ (дата обращения: 23.12.2024).



Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, нарушения речи, коррекция ошибок письменной речи, программный материал, первоначальный этап обучения.

При поступлении первоклассника в школу, очень важно, чтобы у ребенка были сформированы все компоненты устной речи. Ведь это является залогом успешного овладения программным материалом по русскому языку и литературному чтению.

Овладение ребенком навыками чтения очень значимо на первоначальных этапах обучения. Уже в начале школьного обучения ребята сталкиваются с выполнением тестовых заданий, проектной деятельностью. Даже, чтобы решить задачу по математике, сначала нужно ее прочитать.

В последние годы в общеобразовательных школах увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для таких детей характерны нарушения речевого развития, что влияет на формирование навыков письменной речи. Дети испытывают значительные трудности в усвоении программного материала по основным учебным предметам. Что вызывает много огорчений и нежелание учиться. Поэтому очень важно скомпенсировать все нарушения на первоначальных этапах обучения.

При обследовании обучающихся с речевыми нарушениями, можно выявить несформированность фонетико-фонематических процессов, недостаточно сформированный лексико-грамматический строй речи, нарушения просодической стороны речи, незрелые познавательно-психические процессы.

Несформированность зрительного и пространственного восприятия ведет к возникновению оптических ошибок. Ребенок путает оптически сходные буквы по написанию (по количеству элементов или пространственному расположению). Для коррекции данных нарушений, можно использовать следующие упражнения.

Упражнение 1.

Найди и раскрась карандашами разных цветов все клетки с буквой Ш, Щ. [3, с. 41]

Н

В

Ч

Г

Н

Ф

О

Ц

Г

Г

Ш

Я

З

Ш

В

П

Ш

К

Щ

Ш

Э

Щ

Ш

А

Р

Ш

И

З

Ш

Д

Ц

Ш

П

В

Ш

Ы

Ы

Ш

А

П

Ш

З

Г

Ш

Д

А

Ш

В

Р

Ш

Ц

Е

Ш

Ж

П

Ш

Ы

О

Ш

И

А

Ш

Х

Р

Ш

Ш

Ш

Ш

Ш

Ш

Ш

У

О

В

Ф

Л

Й

З

Б

Н

С

Е

Ф

С

Л

Ц

К

З

И

Ц

Н

Щ

Ч

Г

Щ

Ф

О

Щ

Г

Х

Щ

Л

Й

Щ

Р

М

Щ

Ч

Ъ

Щ

О

В

Щ

Г

Ш

Щ

Ц

Ф

Щ

П

А

Щ

Ш

Х

Щ

Ш

Ы

Щ

А

П

Щ

З

Г

Щ

Д

А

Щ

В

Р

Щ

Ц

Е

Щ

Ж

П

Щ

Ы

О

Щ

И

А

Щ

Х

Р

Щ

Щ

Щ

Щ

Щ

Щ

Щ

Щ

О

В

Ф

Л

Й

З

Б

Н

Щ

Данные упражнения способствуют формированию зрительного восприятия и памяти.

У обучающихся с нарушениями речи зачастую можно наблюдать ошибки в окончаниях слов, что связано с недостаточно сформированным лексико-грамматическим строем речи. Последующие упражнения направлены на коррекцию ошибок в конце слова, отработку плавности и беглости чтения, чтобы ребенок не читал по догадке, читал осмысленно, понимал смысл прочитанного.

Упражнение 2.

Соедини части слова. Одна часть слова — в первой восьмерке, другая — во второй. Произноси слова плавно. Читай восьмерки без остановки.

Упражнение 3.

Соотнеси части слова, покажи их быстро в таблице: тюльпан, песня, клыки, ромашки, клюшка, лисицы, каникулы, ручей, снежинки. [1, с. 55]

клы

ро

тюль

машки

цы

жинки

клю

лиси

кани

ня

кулы

пан

ру

сне

пес

чей

шка

ки

Так же у детей с ОВЗ во время чтения можно наблюдать неправильное распределение речевого дыхания. Что проявляется в паузах в середине слова или фразы. Следующее упражнение направлено не только на отработку речевого дыхания, но и на отработку навыка чтения словами. Так же данное упражнение способствует исключению ошибок в конце слова. [3, с. 24]

Упражнение 4.

Закончи слог так, чтобы получилось слово.

Одной из часто допускаемых ошибок при чтении, является неправильная постановка ударения. Для отработки этого навыка, можно применить следующий вид работы. [2, с. 17]

Упражнение 5.

Прочитай слова в столбике, сохраняя ритм.

та-та-та

та-та-та

та-та-та

дедушка

малина

самолет

дерево

ромашка

крокодил

радуга

бумага

снегопад

ножницы

подружки

интерес

ягоды

полоска

муравей

Литература:

  1. Ишимова О. А. Чтение. Читаю словами. — М.: Просвещение, 2014. — 79 с.
  2. Ишимова О. А. Чтение. От слога к слову. — М.: Просвещение, 2016. — 64 с.
  3. Ишимова О. А. Чтение. От буквы к слогу и словам. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2018. — 79 с.
Основные термины (генерируются автоматически): первоначальный этап обучения, программный материал, упражнение, часть слова, конец слова, коррекция ошибок, нарушение речи, ограниченная возможность здоровья, письменная речь, ребенок, речевое дыхание, слово, сформированный лексико-грамматический строй.


Ключевые слова

ограниченные возможности здоровья, программный материал, нарушения речи, коррекция ошибок письменной речи, первоначальный этап обучения

Похожие статьи

Сопровождение обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Включение элементов функциональной грамотности на занятиях с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения

В работе дана характеристика функциональной грамотности, представлен апробированный конспект и итоговый результат урока с применением элементов читательской грамотности у учащихся с умственной отсталостью.

Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ

В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.

Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей с нарушениями речи в начальной школе

В статье исследуется вопрос социализации младших школьников с нарушениями речи. Проанализированы теоретические и практические аспекты организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников. Представлена программа социализации младших ...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Специфика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

В статье представлен авторский взгляд на особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Дано описание основных этапов проведения работы, а также раскрыты основные методики по предъявлению коррекци...

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Похожие статьи

Сопровождение обучения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...

Включение элементов функциональной грамотности на занятиях с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения

В работе дана характеристика функциональной грамотности, представлен апробированный конспект и итоговый результат урока с применением элементов читательской грамотности у учащихся с умственной отсталостью.

Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3–4 лет с ОВЗ

В статье раскрываются теоретические основы возможности применения в коррекционно-образовательном процессе метода глобального чтения как средства развития коммуникации и речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ.

К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.

Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей с нарушениями речи в начальной школе

В статье исследуется вопрос социализации младших школьников с нарушениями речи. Проанализированы теоретические и практические аспекты организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников. Представлена программа социализации младших ...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Специфика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

В статье представлен авторский взгляд на особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Дано описание основных этапов проведения работы, а также раскрыты основные методики по предъявлению коррекци...

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе

Игровая терапия как средство эффективного речевого развития дошкольников с нарушениями речи при подготовке к школьному обучению

В статье представлена классификация практических игр, направленных на развитие речи, психических процессов, мелкой моторики, необходимых при подготовке воспитанников к школе.

Задать вопрос